
Однажды, придя в гости к друзьям, я увидела там растение. Раскидистое, я бы даже сказала, лохматое. Очень оно мне понравилось. Спросила друзей, как оно называется, но они и сами не знали. Этот цветок кто-то им отдал несколько лет назад, он рос и рос, никто о названии не задумывался.
Однако, цветок мне так понравился, что вместе с друзьями мы всё-таки нашли в сети Интернет, как это растение называется. Это оказался дримиопсис — представитель подсемейства Гиацинтовых. Также выяснилось, что цветок этот крайне редко и сложно выращивается из семян. В основном, чтобы вырастить новый дримиопсис используются корни, либо стебли. Поэтому друзья разрешили аккуратно отломить один стебелек, чтобы я могла посадить его дома.
Поставила в воду. Через несколько дней диковинный цветок дал первые корешки. Стебель этот я пересадила в горшок с землей и стала ждать новых листочков.
Время шло, но ничего дальше не происходило. Один этот стебелек только зеленел. Хотя и он с течением времени начал постепенно бледнеть, пока совсем не завял. А новые листья так и не появились. «Ну что же, — подумала я тогда, — наверное, не получилось у него прижиться. Так, значит так». И нужно было бы убрать его из горшка, посадить что-то другое, но я в тот момент этого не сделала. Решила подождать. И на всякий случай время от времени землю поливала.
Прошло еще несколько недель. Стало практически очевидно, что затея бессмысленная. Я наконец взялась освободить горшок. Начала вытряхивать из него землю в пакет. И вдруг обнаружила крепкую луковицу с чуть проклюнувшимся ростком. Вот это да! Получается, из того первоначального стебля с корешками почти сразу начала формироваться луковица.
Это натолкнуло меня на одну мысль. Как часто мы рубим сплеча, не посмотрев в глубину. Как часто в случае разногласий прекращаем общение с людьми, не пытаясь разобраться в ситуации. И как часто ошибаемся. А всего-то нужно не спешить, остановиться ненадолго, погасить раздражение, злость, досаду. И уже в спокойствии принимать решение. Как с этой луковицей.
Стебель завял, растение как будто погибло. Однако, поспеши я его выбросить, не заглянув в ту землю, которую высыпаю, не найдя там луковицу, точно ничего бы не получилось. Но я решила подождать. И вот чудесный дримиопсис радует меня уже больше десяти лет.
Бывает так, что в случае разногласий, из-за взаимного непонимания, нам сложно идти навстречу другому человеку. Сердце наше как будто закрывается. А иногда возникает страшное чувство, что в нём вообще уже нет ничего живого по отношению к другому. И в этот момент главное — не спешить, не торопиться, не выкидывать то, что осталось. А лучше — обратиться к Богу с просьбой умягчить наши сердца. Господь непременно ответит на такое прошение. И тогда удивительным образом в сердце нашем, даже если там была пустыня, зазеленеют прекрасные сады с чудесными плодами, имена которым Дружба, Благодарность, Любовь.
Автор: Яна Юревич
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер