
Однажды, придя в гости к друзьям, я увидела там растение. Раскидистое, я бы даже сказала, лохматое. Очень оно мне понравилось. Спросила друзей, как оно называется, но они и сами не знали. Этот цветок кто-то им отдал несколько лет назад, он рос и рос, никто о названии не задумывался.
Однако, цветок мне так понравился, что вместе с друзьями мы всё-таки нашли в сети Интернет, как это растение называется. Это оказался дримиопсис — представитель подсемейства Гиацинтовых. Также выяснилось, что цветок этот крайне редко и сложно выращивается из семян. В основном, чтобы вырастить новый дримиопсис используются корни, либо стебли. Поэтому друзья разрешили аккуратно отломить один стебелек, чтобы я могла посадить его дома.
Поставила в воду. Через несколько дней диковинный цветок дал первые корешки. Стебель этот я пересадила в горшок с землей и стала ждать новых листочков.
Время шло, но ничего дальше не происходило. Один этот стебелек только зеленел. Хотя и он с течением времени начал постепенно бледнеть, пока совсем не завял. А новые листья так и не появились. «Ну что же, — подумала я тогда, — наверное, не получилось у него прижиться. Так, значит так». И нужно было бы убрать его из горшка, посадить что-то другое, но я в тот момент этого не сделала. Решила подождать. И на всякий случай время от времени землю поливала.
Прошло еще несколько недель. Стало практически очевидно, что затея бессмысленная. Я наконец взялась освободить горшок. Начала вытряхивать из него землю в пакет. И вдруг обнаружила крепкую луковицу с чуть проклюнувшимся ростком. Вот это да! Получается, из того первоначального стебля с корешками почти сразу начала формироваться луковица.
Это натолкнуло меня на одну мысль. Как часто мы рубим сплеча, не посмотрев в глубину. Как часто в случае разногласий прекращаем общение с людьми, не пытаясь разобраться в ситуации. И как часто ошибаемся. А всего-то нужно не спешить, остановиться ненадолго, погасить раздражение, злость, досаду. И уже в спокойствии принимать решение. Как с этой луковицей.
Стебель завял, растение как будто погибло. Однако, поспеши я его выбросить, не заглянув в ту землю, которую высыпаю, не найдя там луковицу, точно ничего бы не получилось. Но я решила подождать. И вот чудесный дримиопсис радует меня уже больше десяти лет.
Бывает так, что в случае разногласий, из-за взаимного непонимания, нам сложно идти навстречу другому человеку. Сердце наше как будто закрывается. А иногда возникает страшное чувство, что в нём вообще уже нет ничего живого по отношению к другому. И в этот момент главное — не спешить, не торопиться, не выкидывать то, что осталось. А лучше — обратиться к Богу с просьбой умягчить наши сердца. Господь непременно ответит на такое прошение. И тогда удивительным образом в сердце нашем, даже если там была пустыня, зазеленеют прекрасные сады с чудесными плодами, имена которым Дружба, Благодарность, Любовь.
Автор: Яна Юревич
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема