Если говорить о знаменитых уральских городах, то, конечно же, не на последнем месте среди них стоит Нижний Тагил. Возникновение его, в первую очередь, связано с удивительными природными богатствами этих мест – месторождениями железных и медных руд, малахита, золота и платины. Но богатства эти, возможно, так и лежали бы в земле, если бы не знаменитый род промышленников Демидовых.
Датой основания Нижнего Тагила считается 19 октября 1722 года, когда на Выйском заводе была получена первая продукция – чугун. Но реальная история города началась раньше.
Первоначальными обитателями этой местности были вогулы – кочевое племя, занимавшееся звероловством. Начало горнозаводской жизни дала гора Высокая, у подножия которой раскинулся Нижне-Тагильский завод. В июне 1696 года указом из Сибирскаго приказа в Москве велено было Верхотурскому воеводе осмотреть, «в которых местах есть камень магнит и добрая железная руда, наломать магниту и руды по пуду и прислать в Москву». В январе следующего года воевода донес, что камень магнит находится в горе над рекою Тагилом и что есть ещё железная руда в нескольких местах по берегам реки Нейвы. Вместе с донесением прислал и руды со всех этих мест. Образцы магнитного железняка посланы были в Ригу и в Амстердам. Получены ответы, что он весьма хорошего качества и что его можно плавить с выгодой. Ученый Амстердамский бургомистр писал кроме того, что лучше того железа «быть невозможно».
Железные же руды с реки Нейвы переданы были, для испытания тульскому железному заводчику из ружейных мастеров Никите Демидовичу Антуфьеву. Он приготовил из тех руд железо, сделал несколько ружей, замков и копий и нашел, что оно не хуже шведского, а к оружейному делу даже и лучше. Обратите внимание, что если из отчества Никиты Демидовича Антуфьева сделать фамилию, то мы с вами поймем, кто стал основателем знаменитого на уральской земле рода Демидовых.
Итак, 1 февраля 1702 года Никита Антуфьев вместе с сыном Акинфием приехал в Москву, и здесь бил челом Великому Государю об отпуске его на Верхотурские железные заводы. Уже в марте этого же года по именному Высочайшему указу, Верхотурские заводы на Нейве с магнитною рудою горы Высокой велено было отдать во владение Никите Демидову, как стал он называться с этого времени. Он получил обязанность ставить с тех заводов в Государеву казну на всякие обиходы воинские припасы, пушки, мортиры, бомбы, гранаты и прочее. Платить казне за устройство заводов нужно было железом в течение 5-ти лет.
Надо отметить, что Выйский завод был построен Никитой Демидовым ранее Нижне-Тагильского. Его селение впоследствии слилось с селением Нижне-Тагильского и стало носить имя последнего. Так и началась история города.
Думаю, что представители дома Романовых никогда не жалели, что отдали Нижнетагильские сокровища в руки Демидовых. Приведу только один факт.
Когда именитый французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди делал одно из знаменитейших своих творений, он использовал листовую медь именно с Выйского железоделательного завода. Она тогда в обязательном порядке помечалась товарным знаком «Старый соболь». А этим знаменитым творением Бартольди является не что иное, как Статуя Свободы Озаряющей мир в Нью-Йорке. Отделана она Нижнетагильской медью.
«Пустырь»

Фото: Gary Bendig /Unsplash
Прямо за нашим домом — пустырь. Ничем не примечательный, поросший высокой травой и кустарником. Через него ближе идти к остановке автобуса — местные жители давно протоптали в зарослях узкую тропинку. Я тоже каждый день здесь хожу. Вот и теперь, в утренний час, топаю, спеша на работу. Привычный маршрут, ставший ежедневной рутиной.
Внезапно раздался громкий шорох. Я уловил какое-то быстрое движение в траве и вдруг прямо перед собой на тропинке увидел... зайца! Крупный, серо-коричневый, он уставился на меня влажными, похожими на маслины, глазами. Я замер, забыв про телефон. Никогда ещё мне не приходилось так близко видеть настоящего зайца. Да ещё в городе, у самого дома, по пути на работу. Вот сюрприз так сюрприз! Мы смотрели друг на друга всего несколько секунд. Показались прохожие, и заяц, поднимая пыль мощными лапами, скакнул в траву и был таков. Пошёл дальше и я. Теперь, после неожиданной встречи привычный пустырь казался мне неизведанным царством. Захотелось смотреть вокруг широко открытыми глазами. Ведь мир, пусть даже привычный и обыденный, способен удивлять.
Текст Анны Покровской читает Егор Бероев.
Все выпуски программы Утро в прозе
19 февраля. О жертве Христа

В 14-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа во время ареста: «Да сбудутся Писания».
О жертве Христа — игумен Лука (Степанов).
Это служение уничижительное для Господа. Это снисхождение ради нашего спасения в человеческую падшую природу. И во всем ее Господь воспринимает в свою божественную личность, кроме греха, присущего всем нам. И таким образом, как закваска в тесто, влагается Его жизнь, Его бытие, как сына человеческого, но и как сына Божья в жизнь человечества. Это величайшее смирение, это дело величайшего снисхождения. Закон смерти, установленный для человечества ради удобнейшего покаяния и обращения к Богу за время земной жизни, Господь распространяет и на себя, также воплощаясь, беря крест, восходя на Голгофу, умирает вместе с нами. И это действие Божие, это пришествие в человеческое естество служит для того, чтобы нас, людей, приобщить к естеству божественному.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 февраля. О молитвах к Богу

В 3-й главе 1-го Соборного Послания Апостола Иоанна есть слова: «Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него».
О молитвах к Богу — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый из нас хочет, чтобы его молитва была услышана, чтобы Господь обратил внимание на нашу молитву, чтобы исполнил нашу просьбу. Но для этого есть некоторые, можно так сказать, условия, необходимые для того, чтобы Господь услышал нашу молитву. И сам Господь в Евангелии об этом говорит. Прежде чем мы должны прийти и принести свою жертву или помолиться Богу, а молитва — это есть жертва нашего ума и сердца, мы должны примириться с ближним своим, мы должны примириться и со своей совестью. Поэтому в первую очередь, конечно, нужно покаяться в грехах своих, нужно простить ближнему его прегрешение, нужно никого не осуждать, нужно прийти в мир не только своей совестью, но и в сердце со своим ближним. И тогда мы уже имеем дерзновение перед Богом, потому что сам Господь обещает услышать нас, если мы будем исполнять Его заповеди, если мы будем любить ближнего, прощать тех, кто нас огорчил или обидел, или даже совершил какой-то грех перед нами, когда мы будем находиться в любви к Богу и к ближнему. Поэтому для этого у нас есть и покаяние, и исповедь, для этого у нас есть определенные молитвословия, которые вызывают в нашей душе это покаяние, чтобы душа пришла в мирное состояние Духа. Поэтому вначале нужно помолиться Богу, взглянуть в свое сердце, увидеть, что мешает нам иметь такое дерзновение в молитве пред Богом. Потом испросить у Бога прощение, примириться, и тогда молиться уже с неким правильным таким духовным дерзновением, прося Бога о том, в чем мы нуждаемся. И мы будем уверены, что Господь обязательно нас услышит.
Все выпуски программы Актуальная тема