Если говорить о знаменитых уральских городах, то, конечно же, не на последнем месте среди них стоит Нижний Тагил. Возникновение его, в первую очередь, связано с удивительными природными богатствами этих мест – месторождениями железных и медных руд, малахита, золота и платины. Но богатства эти, возможно, так и лежали бы в земле, если бы не знаменитый род промышленников Демидовых.
Датой основания Нижнего Тагила считается 19 октября 1722 года, когда на Выйском заводе была получена первая продукция – чугун. Но реальная история города началась раньше.
Первоначальными обитателями этой местности были вогулы – кочевое племя, занимавшееся звероловством. Начало горнозаводской жизни дала гора Высокая, у подножия которой раскинулся Нижне-Тагильский завод. В июне 1696 года указом из Сибирскаго приказа в Москве велено было Верхотурскому воеводе осмотреть, «в которых местах есть камень магнит и добрая железная руда, наломать магниту и руды по пуду и прислать в Москву». В январе следующего года воевода донес, что камень магнит находится в горе над рекою Тагилом и что есть ещё железная руда в нескольких местах по берегам реки Нейвы. Вместе с донесением прислал и руды со всех этих мест. Образцы магнитного железняка посланы были в Ригу и в Амстердам. Получены ответы, что он весьма хорошего качества и что его можно плавить с выгодой. Ученый Амстердамский бургомистр писал кроме того, что лучше того железа «быть невозможно».
Железные же руды с реки Нейвы переданы были, для испытания тульскому железному заводчику из ружейных мастеров Никите Демидовичу Антуфьеву. Он приготовил из тех руд железо, сделал несколько ружей, замков и копий и нашел, что оно не хуже шведского, а к оружейному делу даже и лучше. Обратите внимание, что если из отчества Никиты Демидовича Антуфьева сделать фамилию, то мы с вами поймем, кто стал основателем знаменитого на уральской земле рода Демидовых.
Итак, 1 февраля 1702 года Никита Антуфьев вместе с сыном Акинфием приехал в Москву, и здесь бил челом Великому Государю об отпуске его на Верхотурские железные заводы. Уже в марте этого же года по именному Высочайшему указу, Верхотурские заводы на Нейве с магнитною рудою горы Высокой велено было отдать во владение Никите Демидову, как стал он называться с этого времени. Он получил обязанность ставить с тех заводов в Государеву казну на всякие обиходы воинские припасы, пушки, мортиры, бомбы, гранаты и прочее. Платить казне за устройство заводов нужно было железом в течение 5-ти лет.
Надо отметить, что Выйский завод был построен Никитой Демидовым ранее Нижне-Тагильского. Его селение впоследствии слилось с селением Нижне-Тагильского и стало носить имя последнего. Так и началась история города.
Думаю, что представители дома Романовых никогда не жалели, что отдали Нижнетагильские сокровища в руки Демидовых. Приведу только один факт.
Когда именитый французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди делал одно из знаменитейших своих творений, он использовал листовую медь именно с Выйского железоделательного завода. Она тогда в обязательном порядке помечалась товарным знаком «Старый соболь». А этим знаменитым творением Бартольди является не что иное, как Статуя Свободы Озаряющей мир в Нью-Йорке. Отделана она Нижнетагильской медью.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер