Сольба - в переводе означает «живая вода». И действительно, как живая, змейкой вьется среди лугов и лесов речушка, что носит это имя. На ее высоком берегу стоит под Ярославлем старинный Николо-Сольбинский монастырь.
История обители началась в пятнадцатом веке, то есть, можно предположить, что основал ее кто-то из учеников Сергия Радонежского. Достоверно подтвердить эту историческую версию невозможно, поскольку древняя монастырская летопись безвозвратно утрачена. В смутное время обитель полностью была разорена поляками и почти сто лет находилась в запустении.
Положение изменилось, когда за Николо-Сольбинский монастырь стал хлопотать архимандрит Варлаам (Высоцкий), духовник жены Петра Первого, Екатерины. Благодаря ему монастырь начал заново отстраиваться – здесь поставили сначала деревянную церковь святителя Николая, а вслед за ней и каменный храм Успения Божией Матери.
Вскоре Николо-Сольбинский монастырь получил самостоятельность с тем условием, что из государственной казны обитель не будет получать ни копейки. К этому времени братии уже не трудно было «довольствоваться своими трудами», поскольку монастырское хозяйство разрослось и было весьма обширным.
Но своего расцвета Николо-Сольбинский монастырь достиг накануне революции – видно, права пословица, что огонь горит ярче перед тем, как погаснуть. Так сложилось, что к этому времени обитель была преобразована из мужской в женскую. Хранительницей обители инокини считали чудотворную икону святителя Николая Угодника. Этот образ был ровесником монастыря, прошел через всю его историю. Икону и обитель очень любили в народе. Два раза в год, в дни памяти святителя Николая, Сольма становилось местом массового паломничества.
Когда монастырь закрыли, прихожане разобрали святыни по домам, спасая их от поругания. В исторической неразберихе затерялся след чудотворного образа Николая Чудотворца. Но монастырь по-прежнему носит имя Мирликийского святителя.
Сестры обители стараются, подражая святому, поддерживать людей в житейских трудностях. В монастыре действует служба милосердия, которая помогает старикам и больным из окрестных сел, сестры открыли приют для девочек.
А еще Николо-Сольбинский монастырь известен тем, что на праздничную трапезу здесь открыт вход любому. Считайте, что и вы приглашены!
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема