
Наша собеседница — настоятельница Николо-Сольбинского женского монастыря игумения Еротиида.
Мы говорили об истории Николо-Сольбинского женского монастыря, о том, как он восстанавливался из руин при игумении Еротииде, о его современной жизни, а также о том, как при нем возникла общеобразовательная школа для девочек, и в чем её особенности. Наша собеседница рассказала, как она приняла решение уйти в монашество в юном возрасте, и как промыслительно, по её мнению, оказалась именно в этом монастыре.
Ведущая: Елизавета Горская.
Лиза Горская:
- В эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер».
Мы с вами находимся в Николо-Сольбинском монастыре, недалеко от Переславля. И здесь мы в гостях у игумении Еротииды, и сегодня мы будем говорить много о чём, но, в первую очередь, матушка, я хотела Вас спросить… Вот, недавно было 20 лет, как Вы здесь. И, насколько я знаю, Вы пришли совсем юной – чуть за 30 – монахиней, буквально, на руины. Вот, какой путь прошли Вы, прошёл монастырь, что было в 1999 году?
М.Еротиида:
- Этот монастырь… конечно, были попытки его восстановления. До меня было пять настоятельниц, все менялись – потому, что невозможно было с места сдвинуться. Было очень страшно. Было – запустение. Груды мусора, камней после психиатрической больницы. Здесь жили бомжи. И нам пришлось, вместе с ними, в одном корпусе находиться. Они нас даже защищали, и даже они дрова из леса таскали на топку, и помогали нам, топили печку в храме для службы. Но вскоре они от нас ушли. Потому, что им стало так радостно на Пасху – они разбушевались и начали бить в било до тех пор, пока не согнули все молотки. Потом мне пришлось их попросить уйти. Я их обманула – сказала, что я сообщила в милицию, и сейчас за ними приедут.
Но, на самом деле, никуда я не сообщила – просто было очень страшно за себя, за сестёр… сёстры молоденькие были.
Лиза Горская:
- Сколько вас было – четверо?
М.Еротиида:
- Да. Три девочки и я – мне было 33 года, а им 16, 17 и 18 лет. Вот, они ушли, а потом их друзья нас посещали – тоже очень долго. Так вот, мало-помалу… Начали с Богослужения, с распорядка дня, и… мало-помалу… так… с Божьей помощью.
Конечно, надо отдать должное владыке Феодосию, теперешнему Исилькульскому и Русско-Полянскому, моему брату, который, не взирая ни на что, помимо своего послушания в Троице-Сергиевой Лавре – он был насельником Троице-Сергиевой Лавры и нёс послушание на просфорне – как испечёт просфоры, выбирал сюда, к нам, привозил что-нибудь покушать, смотрел, живы ли мы. Конечно, благодаря ему, мы устояли в те самые трудные времена. Потому, что здесь беззащитные были – и прежние матушки, которые… и мы тоже… Ну, вот… тогда отец Феодосий – он и ночами сторожил, и служил у нас, и его – побаивались. Поэтому, к нам не лезли, хотя были попытки, пугали нас… Ну, ничего не закрывалось, не запиралось ничего, забора не было – всё открыто. Чего-нибудь привезёшь – тут же они забирают. Говорят: «Мы здесь хозяева. Мы здесь родились. А вы ещё долго здесь будете? Много таких было, как вы…» – поэтому, можно было ожидать всё, что угодно.
Но – слава Богу, по милости Божией, мало-помалу, стало возрождаться место это святое.
Конечно, не было коммуникаций никаких, не было дороги. Электрические столбы вдоль дороги – они падали, гнилые были, деревянные. Кое-какие стояли – провода волочились по земле. Ну, как говорили, это – медвежий угол такой, и о том, что это место планировалось к возрождению – даже и не было в помине. Поэтому, так вот… такая вот глухомань, как говорится.
В советское время здесь была психиатрическая больница областного типа, и больные работали на землях бывшего монастыря, содержали скотину, земляные угодья были большими. Здесь были свои порядки. Вдоль монастыря… бывшего монастыря – психиатрической больницы – образовалась деревушка Сольба – на сегодняшний день там всего лишь несколько домов осталось – и там жили, как раз, обслуживающий персонал психиатрической больницы.
Вот, в такое царство мы и пришли в 1999 году, зимой, 1 февраля. У меня указ был 26 января, а 1 февраля мы прибыли на эту землю.
Очень интересный момент, как нас здесь встретили все бомжи – с такой радостью, с такой любовью! А этому предшествовала следующая ситуация. Я написала телеграмму сюда – даже не зная адреса, на всякий случай, написала, что: «26 января 1999 года Настоятельницей Николо-Сольбинского монастыря назначена монахиня Еротиида. Она прибудет на место своего нового послушания 1 февраля. Прошу встретить достойно и оказать повиновение». И я адрес написала: Переславский район, местечко Сольба.
Они получили эту телеграмму – бомжи. Встретили, разгрузили машину, хлеб испекли, мне выделили келью…
Лиза Горская:
- Даже хлеб испекли?
М.Еротиида:
- Да, они пекли хлеб! Здесь они так уютно устроились – как будто, это их жилище было. Больных же не было – их уже выселили, а здесь, вот, в этом корпусе, как раз, где мы сейчас находимся – это старинное здание, историческое, XVIII века – и здесь они, как раз, и жили. И, сюда же, и мы пришли – больше ничего не было.
Мы, в то время, оказались в той же ситуации, как и они. Потому, что мы же беззащитные такие были, и им стало нас жалко. И они очень нас… как бы… они охраняли, вообще… чтобы нас никто не обидел.
Лиза Горская:
- Ну, Вы их ещё талантливо воодушевили телеграммой – установку правильную дали…
М.Еротиида:
- Да… ну, и, конечно, дальше уже пошла жизнь своим чередом – это тоже очень интересная история – история возрождения, история новейшая. У нас выйдет 5 томов истории монастыря – мы собирали эту историю на протяжении 20 лет. Сейчас у нас вышел один том – 1918-38 годы. Следующий том выйдет осенью – «Синодики» будет называться. Ну, и… вообще… новейшая история – там, я думаю, всё будет включено, как говорят…
Лиза Горская:
- Я предлагаю, не дожидаясь выхода книги, немножко поговорить об истории монастыря в нашей программе.
М.Еротиида:
- История монастыря тянется ещё до XV века. И, первоначально, вообще, земли нашего монастыря относились к Великому князю Василию Тёмному. А потом были переданы дьяку Андрею, который служил при Митрополите Киевском и всея Руси Ионе, и, вот, в вознаграждение ему были переданы Великим князем эти земли. А он уже, этот дьяк Андрей, передал Симонову монастырю, что в Москве – в дар, на помин души, а сам принял в том же монастыре иноческий постриг с именем Адриан. И, таким образом, наш монастырь относился к Симонову монастырю. Это было местечко Быльцыно – деревня такая Быльцыно – в трёх верстах отсюда, и там деревянный монастырь возник позже, с храмом Святителя Николая и приделом Великомученицы Варвары. Вот, такое основание было. Ну, и, предположительно, что это было подворьем Симонова монастыря. А уже при нашествии поляков…
Лиза Горская:
- Начало XVII века…
М.Еротиида:
- … начало XVII века, да… его сожгли полностью. Его сожгли, и место святое пустовало 97 лет. А потом – его возродили. Но уже на новом месте, где мы сейчас находимся. Причиной тому послужило то, что здесь – менее опасное место. Потому, что – вдоль дороги. А эта дорога – они соединяет торговые пути. Издревле соединялись торговые… вот эти вот… ярмарки. В Нагорье, недалеко от нас, в 16-ти километрах от нас – село Нагорье, и ярмарка в Макарьево, Нижегородской области. До сих пор эти ярмарки – существуют. И люди приезжают, и, по субботам, огромное количество народу там.
Ну, и… в 1711 году монастырь начал уже строиться в каменном виде. Он относился к Борисоглебскому монастырю. Потому, по указу Петра Первого, как ни странно… Император Пётр Первый – он же закрывал монастыри, а здесь случилось у нас – наоборот. Интересно! Так, что бывает и такое, что даже и против обычных законов.
Лиза Горская:
- А причина известна?
М.Еротиида:
- А причина – очень интересно, что архимандрит Варлаам, наместник Данилова монастыря, что в Переславле – он был духовником Императрицы Екатерины, жены Петра Первого. И, по ходатайству своей супруги, Пётр Первый решил открыть этот монастырь. А потом... мало того, что его открыли, как… сперва, как подворье, а потом его сделали самостоятельным – в сороковом году.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
Лиза Горская:
- «Светлый вечер» в эфире радио «Вера».
С вами – Лиза Горская.
Мы находимся в стенах Николо-Сольбинского монастыря, в лесах, недалеко от Переславля-Залесского. С нами – игуменья этого монастыря Еротиида.
Матушка, вот, мы с Вами находимся недалеко от храма. Я думаю, что даже до наших слушателей иногда может доноситься пение – с храме идёт служба, сёстры прекрасно поют. Всего сейчас в монастыре около сорока сестёр – это достаточно много для современного монастыря. А когда мы ехали к вам через лека, и вдруг открылся вид на Николо-Сольбинский монастырь, было полное ощущение, что это – Китеж!
Вот, расскажите немного о современной жизни монастыря, о том, как всё устроено.
М.Еротиида:
- Расположение монастыря, как видите, и на сегодняшний день, сохранило свою уникальность. Вокруг – леса.
Переславль-Залесский. На самом деле, это не одно название – существуют вокруг нас очень густые леса. И, в прошлом, вот эти леса принадлежали Николо-Сольбинскому монастырю все, аж до Переславля. А Солба – это речка, сейчас её называют Сольба. Мягко. Но, на самом деле, старинное название – Солба, ударение на «а», и с угро-финского, в переводе, это означает «живая вода».
На самом деле, эта речка быстроходная, живая, холодная, лесная, и она протекает вдоль монастыря, еже на Солбе.
Лиза Горская:
- Матушка, я хочу Вас спросить о том, как получилось, что Вы выбрали именно монашескую жизнь?
М.Еротиида:
- Я начинала свой духовный путь в Троице-Сергиевой Лавре, и призвал меня к монашеству именно преподобный Сергий. Меня, моего брата, мою сестру…
Лиза Горская:
- И сколько Вам лет было?
М.Еротиида:
- Восемнадцать. Я в школу ушла в 6 лет, и в 16 я уже закончила школу. Мне было 18, когда я уже закончила училище, и, конечно, я имела такую возможность съездить, посмотреть… очень мечтала увидеть Лавру Преподобного Сергия. Здесь и произошёл такой… резкий поворот в моей судьбе, и я приняла решение – по благословению, конечно, батюшек из Лавры – служить Богу, и первые шаги у меня были, как раз, в Троице-Сергиевой Лавре, в Духовной Академии.
И так получилось, что наш монастырь находится недалеко от Лавры. Есть прямая дорога, минуя Переславль-Залесский – об этой дороге никто не знал в нашей епархии даже…
Лиза Горская:
- Она – действующая?
М.Еротиида:
- Она – действующая, и очень хорошая дорога – не надо ехать через Переславль, и путь короче на 40 км. За Сергиевым Посадом – поворачиваешь на Углич, а потом, на развилке «Калязин-Нагорье», поворачиваешь на Нагорье, и – дорога ведёт к нам! Очень хорошая дорога.
Лиза Горская:
- И сколько всего километров получается тогда?
М.Еротиида:
- До Лавры, до Сергиева Посада – 95 км.
Лиза Горская:
- По современным российским меркам – вообще… как на работу съездить!
М.Еротиида:
- А, знаете, как приятно, когда уставший из Москвы возвращаешься! Мне приходилось очень часто… на протяжении 11 лет, я каждый день ездила, собирала пожертвования, знакомилась с людьми, решала вопросы монастыря, и возвращалась из Москвы уже очень поздно… или уже рано! И едешь, а с обеих сторон – лес, и бесконечная такая дорога. Это – такое… знаете… хорошее впечатление! Молиться хорошо… и… как-то… освободиться от посторонних мыслей… вот… какой дар Божий. И, вот, преподобный Сергий… я думаю, что такой подарок сделал нам, что устроил нас поближе к себе. Поэтому, каждый день, когда я ездила в Москву, останавливалась у Лавры, прикладывалась к Преподобному, и – еду дальше! И, конечно, так получалось, что все решения… как-то… вся помощь – приходила от преподобного Сергия. Ну, а потом стало известно, что преподобный Сергий имеет отношение и к нашему монастырю.
Со святителем Николаем – тоже очень интересные… такие… промыслительные совпадения, и, почему-то, вот… именно преподобный Сергий, и святитель Николай, как раз, имели отношение у этому месту, и к моей личности.
Вот… вот, как Промысел Божий работает?
Мне мама подарила икону – благословила, когда я пошла служить Богу, большую – святителя Николая. Эта икона – храмовая. Ей подарила эту икону наша соседка – бабушка Домника. Она такая… я её помню… она такая согбенная была, маленькая, несёт эту икону – а была тогда советская власть, тогда гонение было на веру, и мы пережили этот период времени.
Принесла она эту икону, и говорит моей маме: «Дарья! Вот, я – старая, я не доживу, а ты – доживёшь, когда откроются монастыри, и храмы. Эта икона – храмовая. Ты – молись ему! Он мне помогал, и тебе – поможет. А потом, когда храмы откроются, вернёшь её в храм». И, вот, мама благословила меня и мою сестру служить Богу этой иконой.
Она – большая, с житием. И мы взяли с собой эту икону в Сергиев Посад. А потом уже – и в монастырь взяли с собой. Я поступила в Толгский монастырь, когда он только открылся, и я оказалась первой насельницей Толгского монастыря. Эта икона всегда при мне была. Я её сделала хороший киот, подставочку для лампадки, очень почитала, молилась, общалась со святителем Николаем.
Вот, так произошло, что я очень сильно заболела. Я думала, что я покину этот мир, но – что с иконой делать? Больше всего я волновалась за икону. Кто же будет его так любить, так почитать, как я?
Стала думать, а потом нам батюшка рассказал на Законе Божием – у нас были уроки по Закону Божьему в монастыре – и он говорит: «Вот, открылся храм, и там – очень нужны иконы. Если у вас есть какие иконы, с которыми вы можете расстаться, пожертвуйте в этот храм!»
И я думаю: «Ну, вот, наверное, это самое хорошее будет дело – передать эту икону туда, в храм», – и я отдала эту икону в храм. Потому, что я же помню, как говорила бабушка-то – и передала в храм эту икону. А потом стала очень сильно тосковать. Её мне не хватало.
А потом уже так получилось, что я и здесь оказалась. И всё время думала, где мне взять икону? Что мне делать? Как мне восполнить вот эту вот… недостаток душевный? Мне не хватало её всё время, и я ему рассказывала всё про себя, спрашивала, как мне быть, жаловалась на свои болезни, скорби.
И потом – меня переселили в Никольский корпус, рядом с храмом, мне подарили икону святителя Николая… но, всё равно, это – не то, и не то…
И, вот, однажды, уже находясь здесь, знаете… как будто, какой-то… как будто мне кто-то сказал… ну… мысленно… так: «А теперь ты довольна? Я тебе и монастырь дал…» – и, вы знаете, я как проснулась! И думаю: «Вот, это святитель Николай устроил, что я здесь оказалась! Это – его монастырь».
Таким образом, святитель Николай мне воздал сторицей. И он взял на себя все вот эти трудности, которые были неподъемлемы здесь.
Лиза Горская:
- Напоминаю, что в эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер».
С вами – Лиза Горская.
Оставайтесь, мы вернёмся, буквально, через минуту.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
Лиза Горская:
- «Светлый вечер» в эфире радио «Вера».
Мы с вами находимся недалеко от Переславля-Залесского, в стенах Николо-Сольбинского монастыря. Кругом – леса. Здесь, с нами, игуменья монастыря Еротиида.
Матушка, Вы сказали, что в 1999 году, когда Вы первый раз приехали сюда, Вы так тяжело болели, что, буквально, умирали, и были уверены, что это Ваши последние дни?
М.Еротиида:
- Да, я исцелилась.
Я приехала умирать, вообще-то. Когда меня благословили сюда ехать, мне говорили… один батюшка мне говорил известный, не буду его называть, он известный очень… он мне говорит: «Куда ты едешь? Тебя там похоронят». А я говорю: «Умирать, всё равно, придётся каждому – это не новость. Но главное – как умереть. Ну, умру на послушании!»
И я себе так представляла, что, вот, приеду, и… там… как мне рассказывали, что крыши нет, нас засыпет снегом, мы замёрзнем, и – всё. И нас не будет. Ну, думаю, значит, так Господу угодно. И тут – бомжи встретили хорошо…
Лиза Горская:
- С горячим хлебом.
М.Еротиида:
- С хлебом, с кельей, с новой постелью. Службы начались… Я не представляла себе, где я нахожусь – на этом свете, или на том. Потому, что в деревнях никогда не бывала – никогда в жизни не бывала! Жили в городе. Так… понаслышке, по картинкам, по рассказам… и вдруг, мы оказались вот в такой глуши, где… просто… редко человека увидишь. Мы уже… так… скучали по людям. Когда видишь, что человек появляется, останавливаешься – и смотришь: «Человек! А куда он идёт?» Или – машина проедет: «Машина! А – зачем? А куда она едет? Машина…» – стоим и смотрим вслед. Глушь, глушь…
Где-то пели петухи утром – и это было так необычно.
Ну, вот, утром я проснулась, после первой ночи, и почувствовала, что такая у меня крепость в теле – как будто какие оковы спали с меня, какой-то тяжёлый, тяжёлый груз. Я обрела такую лёгкость – как невесомость такая. Мне было очень хорошо! И на душе хорошо было, и радостно было, и бесстрашно было.
Мне батюшка отец Кирилл написал письмо, когда я сюда приехала. Он говорит: «Я удивляюсь, дорогая Матушка, как, при виде вот этих развалин, у Вас такое благодушие…» Да… дал благословение, и сказал, что хороший будет монастырь.
Ну, конечно… много пришлось пережить, и каждый этап имеет свои трудности и свои радости. В целом, хочу сказать, что то, что видите в этом монастыре – или, кто не был – увидит, Господь даст – это чудо Божие. Это – работа Промысла Божиего, а не человеческие силы. И я хочу, конечно, поблагодарить всех тех людей, которые откликнулись на мои просьбы, на мои прошения, когда они меня видели, что я прошу на монастырь. Трудно было ассоциировать меня с игуменией. Я выглядела очень молодо, и ещё, после болезни, я такая была худощавая… как ребёнок была. Вот… и, конечно, людям жалко было. А если кто сюда приезжал и видел, то, конечно, никто не оставался равнодушным.
Но и сейчас, знаете, если кто посетит монастырь, потом делятся, и говорят, что: «Наступает такая ностальгия – хочется туда, хочется туда…» Такое, вот, редкое место, в наше время, где не окружено городами… там… какими-то заводами, магазинами… вот… современным миром. Вокруг – лес, тишина…
Лиза Горская:
- Сейчас, находясь в стенах монастыря, можно легко позабыть, что он – в лесах, в глуши, и где-то… в пустынном достаточно месте, как Вы говорите. Потому, что здесь – кипит жизнь, и всё… так… благоустраивается… Ну, понятно, что многое ещё надо сделать, но видно, как много сделано. А главное – что здесь не просто много людей, здесь – много детей.
Вот, я хотела про это с Вами поговорить. Меня поразило… мы сегодня были на службе – монастырь, в лесу – и вдруг, перед Причастием, маленькие девочки, как горошинки, высыпали, и с криком «Мама» к Вам побежали. И взрослые девочки стояли, молились очень сосредоточенно. Знаете, как бывает приятно посмотреть! В храме, вообще, надо не на других смотреть, но тут вот… действительно, глаз не оторвать!
Расскажите, как так получилось, что столько детей разных? Я знаю, что у вас – и колледж, и, при колледже, и приют, и себе Вы маленьких совсем девочек берёте из Дома малюток… С чего всё началось?
М.Еротиида:
- Да, нам не скучно! Тем более, на фоне леса – это такое вот… ну… живая жизнь у нас! У нас – живая деятельность, нам не скучно, у нас есть, чем заниматься. И очень много намерений. И то, что мы начали, надо завершить, и много чего ещё нужно…
Ну, с чего началось? Знаете, когда мы сюда приехали, я понимала, что без воли Божией ничего не совершается. И такие противоречивые вопросы были и ситуации, на которые тоже я искала ответа.
С одной стороны – воля Божия, а, с другой стороны – не знаю, что делать. И монастырь надо строить, и службы служить надо, и молиться надо – конечно, нужно обязательно, без молитвы ничего… вот… без Божией помощи.
Но… Господь же за человека пришёл на Землю. Спустился, родился… в яслях… в нищете… в изгнании… ради человека, ради любви к человеку. Значит, это самая большая добродетель – помочь спасению людей. Как-то помочь людям. А как помочь? Что делать?
Если это монастырь – меня послали сюда – значит, он должен быть таким, который бы отвечал духу времени. Чтобы каждый человек, оказавшийся здесь, или соприкоснувшись с нашей деятельностью, мог бы ответить на свои вопросы, на свои потребности.
Это для меня послужило толчком и открытием в деятельности. И мы, с самых первых дней, начали кормить людей в округе.
Лиза Горская:
- Вам самим-то было, что есть, при этом?
М.Еротиида:
- Вы знаете… просто каждый день что-то Господь посылал. Каких-то запасов, или каких-то благодетелей особых – у нас не было. А я – ездила в Москву, понимаете… и всё строилось на том – вот, такой был период времени, этап времени – первые 11 лет – я каждый день ездила. Это была… такая… работа… проповедь, и моя цель была – принести пользу людям, принести… вот… ради Христа, помочь. А Господь мне давал что-то взамен.
Я не то, чтобы искала… там… деньги, или искала, что нужно для монастыря. Самый основной посыл был – чтобы послужить Господу через оказание помощи людям. Потому, что Христос пришёл на Землю, ради человека. Я поняла, что вот это сейчас, в современном мире, в современной жизни – очень надо, очень надо…
И… вот… ходила. То в больницу зайду, то – в магазин, то – в какую-то контору, и – начинала разговор. Люди мне рассказывали, у кого какие проблемы, какие вопросы. Чайку мне нальют… ну, и потом – что-нибудь дадут. Машины у меня не было первое время, долго я пешком, на перекладных, добиралась туда-обратно.
У меня появился водитель впервые – через 8 лет, и машина. Я ездила на таких раритетах… знаете, меня каждый гаишник останавливал. Ну, и я – проповедовала. Потом, этот отпускает – другой останавливает: «Ну, документов нет? Так…» А настоящая машина, уже с документами, появилась у меня через 8 лет. Водителя Господь дал, который до сих пор со мной ездит, и он помощник мне.
Кормили – в праздники, в воскресные дни. Прямо в храме накрывали. И потом, после службы, снимаем плёнки со столов – и люди садятся кушать. И потом уже, знаете, столько народу бывало – приходили кушать. И такой пар стоял на службе!
Лиза Горская:
- Заодно и отопление!
М.Еротиида:
- Я, знаете, как переживала! Думаю, что же мы превращаем храм – во что? А, потом, люди же приходили ещё с детьми, а дети хотели нам стишки ещё рассказать, и я сильно переживала – потому, что отказывать… как отказывать стишок рассказать… допускать вот такую деятельность, внутри храма, я тоже не хотела. А где-то отдельно – у меня не было места.
Сделали палатку в первое лето большую – на улице, из плёнки – и там кормили всё лето, до осени. Там, конечно, дети уже и выступали, и спектакли ставили – из приезжих, из деревень. Вот, кто был – все имели возможность проявить свою… своё творчество.
А потом я думаю – что же дальше делать? Потому, что не понятно, вообще, что делать? Где, что… строить – не на что… где, что, как должно быть – ничего не понятно.
Но, вот, пришла такая идея – надстроить 3-й этаж на существующем здании. Оно было единственным – вот, в котором мы находимся – это было 2-х-этажное здание. Здесь же и психиатрическая больница располагалась, и был храм Успения Пресвятой Богородицы, который сейчас в центре монастыря.
Там… в переднем приделе Успения Пресвятой Богородицы – там было 3 этажа, потому, что там высокие своды, и там содержали тяжело больных психических, которых не выпускали. В алтаре была бухгалтерия, туалет. А в задней части храма, где два придела – там, в одном приделе, сделали клуб, а в другом – столовую. При входе в храм, с обеих сторон, были… такие… сараи, примыкали к храму. Был гараж, с одной стороны, а, с другой стороны – склад. Колокольня… в колокольне внутри был расширительный бак наверху, и все перекрытия были прорублены, их не было. Это – то, что уцелело. А остальное всё было разрушено. Вся территория была в мусоре, и – развалины зданий, которые распались просто. Пройти – невозможно было. Была тропинка, между вот этим корпусом и Успенским храмом – тропинка. Остальное было завалено. Мы 7 лет выводили – 7 лет! Это был мусор, больничный мусор, который выбрасывали прямо здесь же, на месте.
Лиза Горская:
- Как такое возможно?
М.Еротиида:
- Закрыли психиатрическую больницу – потому, что нецелесообразно было сюда деньги вкладывать государственные. Всё было до такой степени уже запущено.
Я встречалась с главным санитарным врачом – Еленой Николаевной Коробовой, к которой мы обратились за лицензией на продажу молочных продуктов – владыка мне благословил что-то зарабатывать. Говорит: «У тебя благодетели есть?» Я говорю: «Разве они должны быть?» – что-то сильно на будущее я не замахивалась. А он говорит: «Ну… да». Я говорю: «А где можно поискать?» А он говорит: «Ну, вот, есть такие выставки в Москве – ездят из монастырей, и вы поезжайте». А я думаю: «А с чем я поеду? У нас вообще ничего нет» – было несколько коров, которые съедали из-под себя вот эти доски… сгрызали, и кормить нечем было. А он говорит: «Ну… туда, в общем, поезжайте. Там разные люди приходят, знакомятся друг с другом…» – ну, владыка благословил, надо ехать.
Сделали мы свой сыр – первые кружки сыра – и я поехала туда, ничего не знаю. На улице там – всего было полно, места – заняты. Перед этим входом – поставила столик, и выставила этот сыр.
Люди подходят, спрашивают: «Почём сыр? Как называется сыр?» А я думаю: «Ой… название надо было придумать… «Монастырский» сыр!»
Потом начальство прибежало – как начали нас ругать: «Что вы тут стоите? Вы не имеете права!» – то есть, надо было регистрироваться, оплачивать место… я и не знала ничего.
Лиза Горская:
- В простоте…
М.Еротиида:
- Да. Ну, устроили нас. Сами же этот сыр купили, попробовали – вкусный был. А потом они нам звонили: «Когда приедете?» – и мы приезжали, уже зная, что мы привезём, они у нас забирают – и всё. Очень вкусный сыр.
И, с тех пор, мы всё делаем сыр. У нас – необычный сыр. Молочная продукция у нас – очень хорошая.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
Лиза Горская:
- Напоминаю, что в эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер».
С вами – Лиза Горская.
Мы находимся недалеко от Переславля-Залесского, в лесах, в Николо-Сольбинском монастыре, в гостях у игумении Еротииды.
Матушка, давайте, вернёмся к вопросу о том, как в монастыре появились дети.
М.Еротиида:
- Стали мы людей кормить, стали делать праздники, поднимать настроение людям, взяли колхоз, который распадался, восстановили этот колхоз. В дальнейшем, конечно, Господь послал детей.
Я понимала, что дети должны учиться на примерах хороших, добрых. Потому, что они воспитываются, воспринимают всё, как губка впитывают в себя, со старших. Они должны видеть хорошие примеры, хорошую дисциплину, видеть красоту – потому, что это закладывается в их сознание, и это закладывается навсегда.
И когда такие вот заходили… как бы… мысли, что ли… брать детей на воспитание, я считала, что это хорошо, только – не время. Не должны дети видеть наши трудности. Мы на это пошли добровольно, но дети не виноваты, чтобы они вот так же жили, в таких же условиях. Детям надо очень много!
Поэтому, я отказывала. Был у нас такой благодетель, который очень настаивал. Он говорил, что будет помогать, только при условии, что будут дети. А я ему сказала, что я не против, чтобы… и что хочет Господь, то и я хочу. Только я считаю, что дети должны воспитываться, когда всё благополучно, и… ну, а что Вы думаете, брать детей, чтобы они жили вот в этом лесу? Они ж должны социализироваться, должны получать медицинскую помощь – потому, что неблагополучные дети, они же, конечно, больны, и психически неуравновешены, и им же надо прививать и интеллект, и дать образование, воспитание. Что им эти несколько моих сестёр? Что они будут делать с этими детьми? Я считала, что это как-то не соответствует тем задачам…
И, потом… знаете… как бы я ни думала, мы… не успели мы построить… мы даже и сейчас строимся, мы не завершили строительство монастыря, хотя мы уже ближимся к концу, к завершению, но всё есть дела… появились дети! Появились дети – хочешь, не хочешь, так вот… было… оказались… привели нам и оставили девочек. Это была зима, я помню, 2007 год, декабрь месяц. Раздетые, растерянные девочки.
Лиза Горская:
- Сколько лет им было?
М.Еротиида:
- Восемь-девять лет – такие. И так и не нашлись их родители.
Потом уже… Настенька одна была… у нас такие были проблемы с ней. Когда она уже подросла, уже в 10-м классе – мама появилась, брат появился! Мама стала судиться, нашла адвоката, хотела её вытащить отсюда, чтобы… Ну, а дети – они всегда жалеют и ждут своих родителей. Какие бы они ни были, эти родители! И мы очень переживали, что мы девочку подняли, а она – такая красавица…
Лиза Горская:
- А она опять скатится…
М.Еротиида:
- … и – куда? Надо же её – запустить! Мы не против, чтобы она… мы не в монашки их приписываем. Надо же их просто вывести в жизнь, дать им образование – на колёса поставить! А так – если родители затянут их в свою вот эту компанию… портить жизнь детям, опять же, да?
Лиза Горская:
- А зачем она им понадобилась – полы мыть?
М.Еротиида:
- Ну, да… услуживать, хорошая помощница. И, конечно, были суды. Но девочка – умная, на суде она сказала, что: «Мне очень жалко маму, но я хочу закончить образование. В монастыре – хорошая школа, я пою в хоре, я учусь музыке, рукоделию. Я и езжу с выступлениями, вижу людей, я образовываюсь, и я хочу получить дальше высшее образование. Я конечно, буду потом маме помогать, а сейчас, если я не доучусь, я не смогу и маме помочь, и сама останусь ни с чем», - так, она хорошо ответила сама.
Лиза Горская:
- Но она простила маму, которая её когда-то без одежды, зимой, оставила у стен монастыря на 10 лет?
М.Еротиида:
- Ну… они всегда прощают. Они всегда прощают, и всегда их ждут. Всегда для них мама, папа – это самые лучшие, самые близкие. Вот. Это – сон, знаете, мечта. Поэтому…
Ну, и стали появляться дальше. Я думаю, раз так произошло, значит, надо создать им условия. Значит, надо делать так, что не просто их кормить и растить, а дать им дорогу в жизнь, чтобы они получили образование, чтобы они были воспитанными хорошо, социализированными, и – так началось у нас такое направление, очень серьёзное. Очень серьёзное. Я скажу, что мы занимаемся 14 лет вот этим, в этом направлении, и я сознаю, что это – самое сложное дело.
Я поняла, что надо школу открывать. Потом я поняла, что не просто образование лежит в основе, а в основе всего лежит воспитание, любовь к ребёнку, добрый пример, хороший пример. А потом, если это всё будет, то ребёнок и учиться будет, и развиваться, и у него проявляется интерес, и просыпаются его таланты. Так вот у нас возникла школа, потом мы школу лицензировали, аккредитовали. У нас – общеобразовательная школа, 11 классов, с дополнительным образованием. Всё у нас лицензировано, аккредитовано. Дети, помимо общеобразовательных предметов, познают музыку углублённо, рукоделие, кулинарию, театр. У нас очень серьёзные, на профессиональном уровне, спектакли, духовно-нравственного содержания. Здесь у нас, в монастыре прямо, бывают праздники большие, где наши дети показывают спектакли, выступают перед приезжими, а также мы ездим в разные города, в Кремль, даже в разные страны ездили – всегда детей ждут. Кто знает, всегда ждут с нетерпением, и спрашивают – когда, когда приедем.
Ну, с Божией помощью, с помощью добрых людей, нам удалось поднять уровень образования, уровень школы. И нам не стыдно это говорить, потому, что это признают и власти, и департамент образования – у нас очень хорошая, сильная школа.
У нас уже сформировался навык, у нас есть программа учебная, у нас есть и хороший преподавательский состав, и, самое главное, что у нас есть – это такой вот состав монашествующих, которые тоже имеют педагогическое образование, и это ложится в основу воспитания детей, и именно это и даёт хороший результат. Именно это.
То, что отличает – это, как раз, и есть то, что отличает нашу школу, православную… да… от других школ, вокресно-православных – то, что школа эта находится при монастыре, и принимают непосредственное участие в воспитании и образовании детей монашествующие лица, то есть, сёстры, которые имеют специальное образование педагогическое, и посвятили свою жизнь служению Богу. Потому, что для этих людей – нет корыстных целей. Они отдают себя полностью, без остатка – ради Господа. И результаты – разительные. Всегда… вот… наши проверяющие – всегда обращают на это внимание. Они говорят, что: «Нам очень приятно всегда к вам приезжать в школу, в монастырь. Потому, что у нас таких, к сожалению, преподавателей нет». Но, так, как у нас очень тесно, дети живут в монастыре, и мы выделили, вообще-то, монастырские здания под школу, и, так, как мы занимаемся детьми ещё и дополнительно – дополнительное образование они получают, они учатся и в мастерских наших, ходят везде, то они, можно сказать, занимают почти весь монастырь, наши дети – их же больше ста!
И, так же, вот, в трапезной. Сестринская трапезная у нас – театр, прямо там, в трапезной. Это – несовместимо, ведь. Мы… если был бы у нас зал для таких мероприятий, то, конечно, можно было бы и это направление развивать, и монашеское направление – тоже развивать.
Лиза Горская:
- А как быть?
М.Еротиида:
- Вот, Вы знаете… мы мечтаем о том, что мы разделим эти направления.
Вот, мы хотим построить школу – учебный центр. Рядом с монастырём есть земля под комплексное строительство, и мы хотим там создать учебный центр. Если Господь пошлёт благодетелей, о который мы молимся и ждём, то весь учебный процесс перейдёт в другие здания, которые будут построены. И, таким образом, высвободится монастырь для развития монашеской жизни.
Лиза Горская:
- И школа тоже будет развиваться?
М.Еротиида:
- Школа будет развиваться и расти – то есть, уже получит новое дыхание. И так же сёстры будут ходить туда на послушания – потому, что это при монастыре будет. Также, мы своих детей, свою деятельность, которая уже с нами сроднилась – мы не можем просто отпускать на произвол судьбы. Потому, что это – очень большая обоюдная польза получается. Но, когда этого чрезмерно много, то получается… трудно, мы друг другу мешаем. Вот какая проблема есть на сегодняшний день. Но эта проблема разрешаемая – ждём благодетелей. Тогда это – разделится, эти направления. И будут развиваться удачно, и с Божией помощью.
Лиза Горская:
- И с колледжем – такая ситуация?
М.Еротиида:
- С колледжем – такая же ситуация. Здесь же – и колледж у нас. У нас сейчас колледж тоже имеет государственную аккредитацию, лицензию, и мы защитили православный компонент при Московской Патриархии – нам дали аккредитацию бессрочно. И школе, и колледжу.
Девочки обучаются у нас на дирижёров, и на учителей музыки, регентов церковного хора. Таким образом, они будут получать по два диплома: дирижёр-учитель музыки и регент церковного хора. Регент церковного хора – это внутренний такой документ, а так, вот… И они сейчас, вот, я смотрю, наблюдаю… тенденция больше – на базе 9-ти классов отдавать детей на обучение. Хотя, у нас можно учиться и после 11-го класса, и после 9-ти. Потому, что у нас есть средняя школа здесь, и дети получают сразу же и общее образование среднее, и выходят – с профессией.
В этом году мы открываем ещё два направления. Благословил владыка наш Феоктист… я очень благодарна владыке, потому, что… я так рада, что он учёный владыка, и книги пишет, и на радио выступает, и благодетели нашего монастыря тоже очень почитают его, и с большой любовью слушают. И не каждый владыка занимается таким просветительским деланием. Нам очень приятно, потому, что это для нас – очень большая поддержка. Очень большая поддержка. И сейчас, вот, мы, в этом году, ещё два направления открываем с Божией помощью.
Одно – поварское и кондитерское дело. То есть, мы будем выпускать шеф-поваров – то, что раньше называлось «технолог общественного питания». Это – не просто повар. Это – выпускники будет получать высокий поварской разряд, и будут иметь допуск для руководства на руководящих должностях при...
Лиза Горская:
- … ресторанах?
М.Еротиида:
- … предприятиях общественного питания, да… управлять процессом, технологами… в общем… сейчас, по-новому, называется «шеф-поваром».
И второе – конструирование, моделирование, технология швейных изделий. Это – как раньше были технологи по пошиву.
Лиза Горская:
- Это те профессии, которых сегодня днём с огнём не сыщешь, и обучиться на них – тоже сложно. Я с этим сталкивалась. У меня – знакомый подросток захотел выучиться в России на шеф-повара. Оказалось, что и не найдёшь – где! Вот, так, по-хорошему… А у вас – можно теперь.
М.Еротиида:
- Да. Эти профессии очень востребованы. На рынке труда – второе место по востребованности. И мы… знаете… хотим поделиться радостью, что мы выиграли Президентский грант – как раз, по направлению «Наука и образование». И, именно в рамках этого гранта, мы должны поэтапно выполнять те требования, которые прописаны в этом гранте. Это означает, что мы, уже к 1 сентября, должны набрать группу студентов…
Лиза Горская:
- То есть, к вам можно поступать сейчас?
М.Еротиида:
- Да, идёт набор, сейчас можно поступать. Обучение – бесплатное. Питание, проживание, обучение – бесплатное. Кроме этого, можно получить ещё дополнительные навыки, по желанию. Так, как у нас много мастерских – здесь, в монастыре. И, особенно для верующих семей, для детей из верующих семей – это привычная… такая… атмосфера, где они смогут ходить в храм. И – для желающих. Потому, что, находясь в светских учреждениях, чаще всего, родители опасаются, что их дети могут оказаться в неблагополучной среде – может, компания какая-то, или друзья не очень… такие… нравственные – и очень переживают за детей. Поэтому, как раз, учитывая такую потребность в обществе в таких… вот… заведениях, мы решили, что надо подать руку помощи.
Лиза Горская:
- Это же очень важно – среда, в которой учится ребёнок. Самое важное, особенно, вот, в этом возрасте.
М.Еротиида:
- Это и формирует личность. Для подростков, голос родителей, конечно, в этом возрасте, отходит на второй план – временно. Потому, что идут подростковые изменения, и они больше доверяют своим сверстникам. Поэтому… это очень важно, чтобы предостеречь детей именно вот в этом периоде, пока у них идёт формирование личности. И, поэтому, вот это… такое… очень важное дело… мы считаем, что это очень важное, нужное дело для общества – с помощью Церкви, принимать участие в спасении общества, в оздоровлении общества.
Лиза Горская:
- А сколько вы набираете абитуриентов в этом году?
М.Еротиида:
- Ну… нам надо – не менее 15-ти чтобы было в группе. Не менее 15-ти. Но, если Господь пошлёт больше – всех возьмём!
Лиза Горская:
- Это – каждого направления?
М.Еротиида:
- Да, каждого направления. У нас, вообще, группа – на 15 человек, но… вообще… у нас, по направлению «дирижёры-учителя музыки» был конкурс в прошлом году даже – был очень большой конкурс.
Лиза Горская:
- А где можно посмотреть информацию о ваших колледжах? Вот, если кто-то сейчас, например, слушает нашу радиопрограмму, и заинтересуется, но находится за рулём, где – ничего ни запомнить, ни записать?
М.Еротиида:
- Сайт Николо-Сольбинского женского монастыря, колледж. С нашего сайте можно перейти на сайт колледжа – вся информация есть. И о колледже, и о школе нашей, и о нашем монастыре.
У каждого подразделения есть свой сайт.
Лиза Горская:
- Вы берёте только девочек, да?
М.Еротиида:
- Да, берём только девочек. Может быть, в будущем, когда у нас будет Учебный центр, тогда, может быть, и мальчики будут.
А сейчас мы берём только девочек – потому, что они живут на территории монастыря. У нас – женский монастырь.
Лиза Горская:
- То есть, получается, что это тоже связано с тем, что нет здания школы, да? Не получается пока построить.
М.Еротиида:
- Да. Мы выделяем помещение внутри территории монастыря.
Лиза Горская:
- Ну, что ж, будем надеяться, что получится построить отдельный Учебный центр, и, в перспективе, и мальчики смогут учиться. Потому, что… такие… очень востребованные профессии…
М.Еротиида:
- Да… Вопрос с мальчиками – это отдельный, очень большой вопрос. Потому, что нужны обществу настоящие отцы, волевые мужчины, умеющие не только думать и сидеть за компьютером, но уметь что-то руками делать – починить унитаз, например, или плиту, суметь по электричеству что-то сделать в доме, починить стул, или стол, парту какую-то…
Лиза Горская:
- А не выкинуть и новый купить… а – починить.
М.Еротиида:
- Починить, починить! И относиться бережно к имуществу. И, тем самым, на глазах у такого папы, будет расти и воспитываться сынишка, подтягиваться, брать пример с родителей.
Как для девушек очень важно уметь готовить, шить, быть хозяйкой в доме, быть очагом… такой… печкой, что ли, тёплой в доме, так… вот… и для мальчиков – быть хозяевами настоящими, и суметь на своих плечах вынести все трудности бесстрашно.
Лиза Горская:
- Быть… таким… зонтиком, который держат над этим очагом!
М.Еротиида:
- Да.
Ну, с Божьей помощью, и с помощью добрых людей, будем думать, будем стараться развивать эти направления.
Лиза Горская:
- Спасибо большое, Матушка!
К сожалению, закончилось время нашей программы!
Мы обязательно приедем к вам ещё, когда у вас начнётся учебный год. Я очень надеюсь, что все желающие смогут найти место в этом колледже – Вы же обещали взять всех, даже если будет больше!
М.Еротиида:
- Да. Мы будем открывать в будущем, конечно, большие классы – и для тех, кто слушает, и, на будущее… может быть, в будущем году будет абитуриентом. Можно приехать, посмотреть заранее, познакомиться.
Лиза Горская:
- А мы – приедем и посмотрим, как вы здесь учитесь, чуть попозже. Если Вы не возражаете?
М.Еротиида:
- Приезжайте, конечно! Приезжайте… Всех приглашаем в Николо-Сольбинский монастырь!
Лиза Горская:
- Наша программа заканчивается.
С вами были – Лиза Горская и игумения Еротиида, настоятельница Николо-Сольбинского монастыря, что недалеко от Переславля-Залесского.
Спасибо большое!
Всего доброго!
М.Еротиида:
- До свидания!
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема