
Фото: Alexandr 77
Источник: sobory.ru
В Рязанской области в Шацком районе есть село с названием Старочернеево. Здесь находится Николо-Чернеевский мужской монастырь. Эту древнюю обитель основал в 1573 году казак по имени Матфей. Незадолго до этого он пришел с Дона и поселился в непроходимом лесу на берегу реки Цны, вблизи мордовских поселений. Надо сказать, что местные жители тогда были язычниками, и это очень печалило Матфея. Чтобы разговаривать с коренным населением и нести им Веру Христову, старец Матфей выучил их язык. С каждым днем увеличивалось число его учеников, и некоторое время спустя пустынник отправился в Рязань, чтобы испросить у епископа благословение на основание обители. В 1573 году Матфей был посвящен в иеромонахи и назначен строителем монастыря. Он вернулся на берега реки Цны и заложил обитель в честь Николая Чудотворца. Второе название монастырь получил от окружавшего его темного густого леса.
После кончины основателя благоустройство обители продолжили его ученики. Настоятели монастыря с давних времен носили звания архимандритов.
Храмы обители поражают своей красотой. Главную соборную церковь в честь Николая Угодника построили в 1751 году на месте сгоревшей деревянной. Новый каменный храм получился очень необычным по своей архитектуре. Дело в том, что его своды поддерживают не несколько боковых колонн, как обычно, а всего один столп в самом центре здания. И эта опора делит собор на две равные части, с двумя престолами - Святителя Николая и Рождества Пресвятой Богородицы. Венчают кубическое основание храма пять золотых куполов.
В 1838 году в монастыре возвели теплую каменную двухэтажную церковь. В нижнем этаже освятили храм во имя Архистратига Михаила, а наверху расположилась церковь Казанской иконы Божией Матери. Тогда же в обители соорудили трапезный и братский корпуса, а также покои настоятеля. Посетители входили в обитель через Святые врата в нижней части трехъярусной колокольни. Во втором ярусе колокольни открыли храм в честь святых апостолов Петра и Павла. А над ним была звонница. Окружала монастырь каменная стена с башнями в углах. К концу 19 столетия Чернеевская обитель окончательно обустроилась и приобрела современный вид.
С 1912-го года Николо-Чернеевский монастырь был женским. В нем проживало сорок сестер. Однако, в 1926 году обитель упразднили и насельницам приказали покинуть обитель. Никольский собор был открыт вплоть до 1936 года, а затем, на несколько десятилетий, территория монастыря отошла местному совхозу. Многим зданиям за этот период был нанесен огромный ущерб. В 1970 году бывшую обитель передали местному краеведческому музею и, благодаря усилиям его директора и сотрудников, началась реставрация монастырских зданий. Еще через тридцать лет, когда в 1991 году обитель передали Церкви, в ней стали селиться первые монахи, возобновились Богослужения. За прошедшие годы братия сумела восстановить храмы. Но осталось еще немало дел, требующих внимания. Сейчас в монастыре находится множество святынь: особо чтимый мироточивый "Черниговский" образ Пресвятой Богородицы (старинного письма), иконы Божией Матери "Казанская" и "Неупиваемая чаша", икона святого Великомученика и целителя Пантелеимона, написанная в середине 19-го века на Святой горе Афон, икона преподобного Матфея Чернеевского - основателя обители, ковчег с частицами Рязанских Святителей: Феодорита, Гавриила и Мелетия, и другие святыни.
Николо-Чернеевский мужской монастырь расположен в селе Старочернеево вдали от крупных населенных пунктов. Чтобы посетить обитель, можно из Рязани добраться на автобусе до города Шацка, а дальше - 25 километров на такси до монастыря.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 197 зач., XIII, 3-13.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Некоторые люди, принимающие Таинство Крещения, осознают этот шаг как необратимый. Причём не только для самих себя, но и для Бога, который будто бы оказывается обязан их защищать. Но на самом ли деле крещение необратимо? Прикровенный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 13-й главы второго послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 13.
3 Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас.
4 Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас.
5 Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть.
6 О нас же, надеюсь, узнаете, что мы то, чем быть должны.
7 Молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, не для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть.
8 Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину.
9 Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны; о сем-то и молимся, о вашем совершенстве.
10 Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению.
11 Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны,- и Бог любви и мира будет с вами.
12 Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые.
13 Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь.
Помню, как лет 10 назад я спорил со своим знакомым о крещении. Он утверждал, что оно совершенно необратимо, в то время как я утверждал обратное. Смущал меня в его рассуждениях тот факт, что он отказывал человеку в свободе. Ведь если в крещении мы свободно вступаем с Богом в союз, это, как кажется, должно означать, что и выходить мы можем из этого союза также свободно. Он в свою очередь говорил о том, что при покаянии человек не крестится снова, но возвращается в Церковь, восстанавливая свою связь с Богом, а не начиная её с начала. Согрешивший отпадает от Христа, но становится отпавшим христианином, а не просто снова некрещёным. В этом я был с ним согласен, но и свобода человека в отношениях с Богом была для меня очевидна. В конце концов, если, например, человек отрёкся от веры, он же уже не христианин.
В отрывке, который мы сейчас услышали, апостол Павел призывает Коринфян задаться вопросом: в вере ли они? Казалось бы, он спрашивает о чём-то самом простом: веруют они или нет. Но для него этот вопрос не просто о самом факте веры и уж тем более не о факте принятого когда-то крещения. Для ответа на этот вопрос он предлагает им испытывать себя и исследовать свою жизнь на предмет соответствия верности Христу. Причём в верности и силе Самого Спасителя он не сомневается. Потому что хотя Христос и был распят в немощи, Он жив и действует силой Божией в каждом верующем, если только сами верующие остаются теми, кем должны быть. Дословно Павел пишет даже жёстче: «Если только вы не стали непригодными». Именно поэтому апостол молится об учениках, чтобы они творили добро и не творили зла, потому что можно формально быть крещёным, но быть непригодным для Христа самой жизнью. В этих словах апостола ответ на поставленный нами вопрос: конечно, сам факт крещения невозможно отменить, потому что история не имеет сослагательного наклонения, и, будучи крещёным, нельзя стать некрещёным, но человек может жить так, что крещение не будет приносить в его жизни никакого доброго плода.
Впрочем, апостол, не только предостерегает учеников. Он показывает им добрую перспективу и призывает радоваться, устраивать духовную жизнь, быть единомысленными и мирными, чтобы Бог любви и мира был с ними. Думаю, и нам, вступив в завет со Христом, стоит идти по этому пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Церковь и Символ веры». Петр Михайлов

У нас в студии был профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Пётр Михайлов.
Разговор шел о трудах митрополита Антония Сурожского, в частности о его размышлениях о Церкви и Символе веры.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных личности и размышлениям митрополита Антония Сурожского.
Первая беседа с епископом Переславским и Угличским Феоктистом была посвящена размышлениям вл. Антония о вере и сомнениях.
Все выпуски программы Светлый вечер