
В первой четверти девятнадцатого века в России, под покровительством «Вольного общества любителей российской словесности, наук и художеств», издавался журнал под названием «Благонамеренный». Писали в нём, главным образом, о театре и благотворительности. Правда, выходило это издание в свет нерегулярно и весьма небрежно, добродушный редактор «Благонамеренного» даже заслужил ироничное упоминание в пушкинском «Евгении Онегине». Изредка публиковались там и стихи.
Так, в одном из номеров 1820-го года появилась вполне изящная сатира поэта-дилетанта и будущего блестящего военно-государственного деятеля — Николая Николаевича Анненкова. Известного ныне только очень пытливым историкам.
Давайте вспомним сейчас его поэтические опыты. Начнем с иронично-грустной сатиры.
Я видел добродетель в мире,
Соорудившую свой трон;
Равно как в рубище, в порфире
Всяк чтил святой её закон.
Я видел: злато отвергая,
Фемиды жрец весы держал,
И, гласу истины внимая,
Невинных он не осуждал.
Я видел, как Поэт нельстивый
Вельможам правду говорил;
Пороков гнусных враг строптивый,
Вселенну мудрости учил.
Довольством, видел я, дышало
Всё в градах пышных и в полях;
Веселье лица украшало,
И счастие у всех в сердцах.
Я видел дружбы совершенство,
Я видел верность — и в жене!
Я видел и любви блаженство.
Друзья! не верите вы мне?
Я видел это всё... во сне!
Николай Анненков, «Я видел», журнал «Благонамеренный», 1820-й год.
Последней должностью молодого самодеятельного стихотворца (а в зрелости и в пожилые годы Анненков отошёл от литературы, сосредоточившись на военной и государственной службах) — стало генерал-губернаторство Юго-западного края.
В 1865-м ему довелось сопровождать тело скончавшегося от болезни наследника престола Николая Александровича (сына императора Александра II) в последний путь из Франции в Россию...
...Давайте закончим наше краткое поминание Николая Анненкова его духовным этюдом под названием «Покаяние».
Это трогательное стихотворение давным-давно отделилось от имени своего автора. Помню, я встречал его как анонимное и даже слегка подредактированное — под более современного читателя.
Когда смущает сердце страх
Упреком совести тревожной,
Спеши упасть пред Богом в прах
С слезой раскаяния не ложной.
Припомни кроткий взор Христа
В тот миг, когда в венце терновом
За нас, истерзанный, с креста
Молил Отца смиренным словом —
Убийцам злобным грех простить.
Верь: Он восхощет искупить
Твой грех во благости безмерной,
Лишь только дай нелицемерный
Обет — закон Его хранить.
Николай Анненков, «Покаяние», 1820-е годы.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема