В первой четверти девятнадцатого века в России, под покровительством «Вольного общества любителей российской словесности, наук и художеств», издавался журнал под названием «Благонамеренный». Писали в нём, главным образом, о театре и благотворительности. Правда, выходило это издание в свет нерегулярно и весьма небрежно, добродушный редактор «Благонамеренного» даже заслужил ироничное упоминание в пушкинском «Евгении Онегине». Изредка публиковались там и стихи.
Так, в одном из номеров 1820-го года появилась вполне изящная сатира поэта-дилетанта и будущего блестящего военно-государственного деятеля — Николая Николаевича Анненкова. Известного ныне только очень пытливым историкам.
Давайте вспомним сейчас его поэтические опыты. Начнем с иронично-грустной сатиры.
Я видел добродетель в мире,
Соорудившую свой трон;
Равно как в рубище, в порфире
Всяк чтил святой её закон.
Я видел: злато отвергая,
Фемиды жрец весы держал,
И, гласу истины внимая,
Невинных он не осуждал.
Я видел, как Поэт нельстивый
Вельможам правду говорил;
Пороков гнусных враг строптивый,
Вселенну мудрости учил.
Довольством, видел я, дышало
Всё в градах пышных и в полях;
Веселье лица украшало,
И счастие у всех в сердцах.
Я видел дружбы совершенство,
Я видел верность — и в жене!
Я видел и любви блаженство.
Друзья! не верите вы мне?
Я видел это всё... во сне!
Николай Анненков, «Я видел», журнал «Благонамеренный», 1820-й год.
Последней должностью молодого самодеятельного стихотворца (а в зрелости и в пожилые годы Анненков отошёл от литературы, сосредоточившись на военной и государственной службах) — стало генерал-губернаторство Юго-западного края.
В 1865-м ему довелось сопровождать тело скончавшегося от болезни наследника престола Николая Александровича (сына императора Александра II) в последний путь из Франции в Россию...
...Давайте закончим наше краткое поминание Николая Анненкова его духовным этюдом под названием «Покаяние».
Это трогательное стихотворение давным-давно отделилось от имени своего автора. Помню, я встречал его как анонимное и даже слегка подредактированное — под более современного читателя.
Когда смущает сердце страх
Упреком совести тревожной,
Спеши упасть пред Богом в прах
С слезой раскаяния не ложной.
Припомни кроткий взор Христа
В тот миг, когда в венце терновом
За нас, истерзанный, с креста
Молил Отца смиренным словом —
Убийцам злобным грех простить.
Верь: Он восхощет искупить
Твой грех во благости безмерной,
Лишь только дай нелицемерный
Обет — закон Его хранить.
Николай Анненков, «Покаяние», 1820-е годы.
8 ноября. О явленных и до времени не явленных миру святых

В 8-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы».
О явленных и до времени не явленных миру святых — игумен Назарий (Рыпин).
Речь идёт о святости и праведности человека. То есть праведник, как бы он ни скрывал свою добродетель, всё равно он будет узнаваем. Как и апостол Павел говорит: «Мы гонимы, но узнаваемы».
И безусловно, это должно послужить нам ободрением в том, что не только какие-то греховные дела откроются. Безусловно, это так. В день Страшного Суда откроются все помышления сердечные, все движения нашего сердца, не говоря уже о делах, которые мы совершали, и словах, которые мы сказали. Даже какие-то взгляды, малейшие движения сердца, они будут объявлены.
Но тем не менее, Господь здесь говорит о том свете духовном, который является через людей праведной жизни. О том, что настоящий праведник не сможет скрыться, хоть как бы он себя ни скрывал.
В этом для нас великое обетование утешения, именно потому, что мы считаем порой, что святых вроде бы уже и нет, но пока существует этот мир, праведники были, есть и будут. Но, как говорят святые отцы, что до скончания века не иссякнут святые, но святые последних дней примут, раскроют себя от лица людей.
И всё же для нас это утешение в том, что Господь всегда будет являть в Своей Церкви святых до конца времен.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 ноября. О Христе как твёрдом основании и надежде на вечную жизнь с Богом

В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный».
О Христе как твёрдом основании и надежде на вечную жизнь с Богом — священник Родион Петриков.
Слова апостола Павла звучат особенно глубоко в день, когда Церковь вспоминает страшное землетрясение 740 года в Константинополе. В этот день византийскую столицу потрясла катастрофа: рухнули стены, дома, башни. Император-иконоборец Лев Исавра, который гнал верующих, увидел в этом Божий знак.
Люди, переживая ужас, вышли на молитву. И тогда случилось чудо. Юноша, вознесшийся во время моления, принес с небес ангельские слова: «И Я с вами, и никто против вас». Землетрясение прекратилось, но главное — обнажилась правда: всё земное шатко и неустойчиво, как та самая хижина из слов апостола.
Что же это событие открывает нам сегодня? Во-первых, Павел называет тело хижиной не из презрения, но чтобы сказать, что наша истинная крепость в Боге. Во-вторых, что для нас разрушение хижины — это не только катастрофы, но болезни, утраты и кризисы веры. И Бог допускает их, но не для наказания, а чтобы мы увидели под ногами зыбкий песок, а над нами — вечные небеса.
И если тревога трясет наш внутренний мир, вспомним кондак этого дня: «И избавь от труса тяжкого, и воззови: „Аз есьм с вами“». Это в-третьих.
Наконец, последнее, что мы можем узнать в этом дне, это то, что если мы теряем опору, то вспомним, что наша жизнь — это не просто сиюминутная палатка, а стройка вечности. Каждая молитва, каждое доброе дело, прощение — это всё кирпичики небесного дома.
Пусть память о Царьграде и страшном землетрясении научит нас, что, даже когда рушатся стены, Бог не оставляет Своих. Как писал святитель Феофан Затворник, настоящая жизнь — это переход в вечность. Идите туда с надеждой.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 ноября. О подвиге Великомученика Димитрия Солунского
Сегодня 8 ноября. День памяти Великомученика Димитрия Солунского, военачальника, пострадавшего за Христа в начале четвёртого века.
О его подвиге — протоиерей Василий Гелеван.
Молодой человек Димитрий, перспективный, принял Христа, будучи научен вере христианской. Но от него-то ждали другого, от него ждали, что он будет преследовать христиан. А святой Димитрий открыл воскресную школу, покровительствовал христианам. И когда об этом донесли императору, немедленно градоначальника арестовали и подвергли пыткам.
Но он не был слаб духом, он не отрёкся от Христа, он пронёс все эти пытки. Больше того, он даже ученика своего Нестора научил, как противостоять злу. Нестор был небольшого роста, некрепкого телосложения, но бросил вызов великану Лию, низверг его и победил. И это, конечно, школа Димитрия.
И когда мы молимся святому великомученику Димитрию, мы молимся в том числе о научении: научи нас, святой, как нам победить наших врагов. Наши воины молятся святому великомученику Димитрию. Исторически всегда святой Димитрий Солунский был покровителем русского воинства.
В честь святого Димитрия Солунского крестили будущего великого князя московского Дмитрия Донского, который теперь сам святой. И святому Димитрию Солунскому посвящены самые древние до нас дошедшие иконы и мозаики.
Святой Димитрий Солунский по праву стоит в первых рядах небесных покровителей православного христолюбивого воинства.
Все выпуски программы Актуальная тема







