
В 1888-ом году в Москве появился первый в России магазин лаковой миниатюры. Его владельцем был фабрикант Николай Лукутин. Успешный предприниматель, Николай Александрович считал, что у него как у христианина большие обязательства перед обществом и он должен делиться с людьми своим богатством. Потому Лукутин и не жалел средств на благоустройство Москвы и на пользу москвичей.
Начало зарождению народного промысла — лаковой миниатюры — положил ещё дед Николая Лукутина. Он открыл в Подмосковье фабрику, на которой выпускали подносы, стаканы, тарелки, шкатулки с наклеенными на них прелестными гравюрками. Продукция купцов Лукутиных пользовалась необыкновенным спросом не только в России, но и в Европе.
Николай не собирался посвящать свою жизнь фабрике. Он хотел стать военным и в 1877-ом году участвовал в русско-турецкой войне, с которой вернулся, имея немало орденов. Но семейным бизнесом всё-таки пришлось заняться: умер брат, который должен был унаследовать фабрику. Встав во главе предприятия, новый хозяин начал улучшать бытовые условия рабочих. Выстроил для них дом, обеспечивал за свой счёт дровами и керосином, выделил участки под огороды, давал своих лошадей для обработки земли.
Лукутин любил Москву и за свою короткую жизнь успел многое для неё сделать. В те годы в городе появилось Елизаветинское благотворительное общество — оно занималось открытием детских яслей и приютов. Лукутин вошёл в организацию и встал во главе Александровского приюта для незрячих детей. Сотрудники этого заведения писали о своём начальнике: «Во всё время своего попечительства Николай Александрович не возмутил, не омрачил ни на единое мгновение душу слепца, а это о, как много значит! И это призреваемый глубоко чувствует и ценит».
Кроме того, Лукутин стал председателем Совета глазной больницы, десять лет финансово поддерживал эту клинику и был старостой больничной церкви. Денег на оборудование и содержание пациентов было нужно много. Николай Александрович привлёк в качестве благотворителей богатых людей. На свои средства и на частные пожертвования он обустроил операционную, создал лабораторию, сделал ремонт церкви. Её настоятель священник Александр Покровский говорил: «За годы его работы Совет больницы пополнился многими новыми членами, желавшими работать на пользу её под руководством столь симпатичного Председателя».
Добрая слава о Лукутине шла по всей Москве. В один прекрасный день в его доме появился режиссёр Станиславский. Это было время, когда Константин Сергеевич создавал Художественный театр и остро нуждался в деньгах для осуществления своего проекта. Станиславский обратился за финансовой помощью к Лукутину. И Николай Александрович поверил в идею нового общедоступного театра, вошёл в Товарищество по его учреждению и не пожалел денег на создание знаменитого впоследствии МХАТа.
Впечатляющий список добрый деяний Лукутина увенчала выставка изделий старины. Николай Александрович организовал её в пользу нового детского приюта. Экспонаты для выставки благотворитель собирал по частным коллекциям, уговаривая владельцев раритетов помочь сиротам. Успех у экспозиции был шумный, деньги Лукутин передал учредителям приюта.
В 1902-ом году, накануне своего пятидесятилетия, Николай Александрович скончался. В посвящённому ему некрологе было написано: «Лукутин не принадлежал к числу честолюбивых людей и если оказывал благодеяние, то делал это так, что правая рука не знала, что делает левая. В нём родные потеряли друга, знакомые — доброго приятеля, а нуждающиеся — отца и благодетеля».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер