
В 1888-ом году в Москве появился первый в России магазин лаковой миниатюры. Его владельцем был фабрикант Николай Лукутин. Успешный предприниматель, Николай Александрович считал, что у него как у христианина большие обязательства перед обществом и он должен делиться с людьми своим богатством. Потому Лукутин и не жалел средств на благоустройство Москвы и на пользу москвичей.
Начало зарождению народного промысла — лаковой миниатюры — положил ещё дед Николая Лукутина. Он открыл в Подмосковье фабрику, на которой выпускали подносы, стаканы, тарелки, шкатулки с наклеенными на них прелестными гравюрками. Продукция купцов Лукутиных пользовалась необыкновенным спросом не только в России, но и в Европе.
Николай не собирался посвящать свою жизнь фабрике. Он хотел стать военным и в 1877-ом году участвовал в русско-турецкой войне, с которой вернулся, имея немало орденов. Но семейным бизнесом всё-таки пришлось заняться: умер брат, который должен был унаследовать фабрику. Встав во главе предприятия, новый хозяин начал улучшать бытовые условия рабочих. Выстроил для них дом, обеспечивал за свой счёт дровами и керосином, выделил участки под огороды, давал своих лошадей для обработки земли.
Лукутин любил Москву и за свою короткую жизнь успел многое для неё сделать. В те годы в городе появилось Елизаветинское благотворительное общество — оно занималось открытием детских яслей и приютов. Лукутин вошёл в организацию и встал во главе Александровского приюта для незрячих детей. Сотрудники этого заведения писали о своём начальнике: «Во всё время своего попечительства Николай Александрович не возмутил, не омрачил ни на единое мгновение душу слепца, а это о, как много значит! И это призреваемый глубоко чувствует и ценит».
Кроме того, Лукутин стал председателем Совета глазной больницы, десять лет финансово поддерживал эту клинику и был старостой больничной церкви. Денег на оборудование и содержание пациентов было нужно много. Николай Александрович привлёк в качестве благотворителей богатых людей. На свои средства и на частные пожертвования он обустроил операционную, создал лабораторию, сделал ремонт церкви. Её настоятель священник Александр Покровский говорил: «За годы его работы Совет больницы пополнился многими новыми членами, желавшими работать на пользу её под руководством столь симпатичного Председателя».
Добрая слава о Лукутине шла по всей Москве. В один прекрасный день в его доме появился режиссёр Станиславский. Это было время, когда Константин Сергеевич создавал Художественный театр и остро нуждался в деньгах для осуществления своего проекта. Станиславский обратился за финансовой помощью к Лукутину. И Николай Александрович поверил в идею нового общедоступного театра, вошёл в Товарищество по его учреждению и не пожалел денег на создание знаменитого впоследствии МХАТа.
Впечатляющий список добрый деяний Лукутина увенчала выставка изделий старины. Николай Александрович организовал её в пользу нового детского приюта. Экспонаты для выставки благотворитель собирал по частным коллекциям, уговаривая владельцев раритетов помочь сиротам. Успех у экспозиции был шумный, деньги Лукутин передал учредителям приюта.
В 1902-ом году, накануне своего пятидесятилетия, Николай Александрович скончался. В посвящённому ему некрологе было написано: «Лукутин не принадлежал к числу честолюбивых людей и если оказывал благодеяние, то делал это так, что правая рука не знала, что делает левая. В нём родные потеряли друга, знакомые — доброго приятеля, а нуждающиеся — отца и благодетеля».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема