— Дядя Андрей, а правда, что моя пра-пра-прабабушка была курсисткой-бестужевкой?
— Правда, Паша. Бабушка моего деда, а твоего, соответственно, прадеда, Мария Васильевна Марданова, действительно училась в начале двадцатого столетия на Бестужевских курсах в Санкт-Петербурге.
— Ух ты, как здорово! А у нас, случайно, не сохранились фотографии Марии Васильевны?
— К сожалению, весь семейный архив Мардановых сгорел во время блокады Ленинграда в Великую Отечественную войну. Но у меня есть репродукция картины Николая Ярошенко «Курсистка». Сейчас найду, подожди... Вот, смотри — юная студентка возвращается с учёбы, храбро шагает по тёмной улице с книгами под мышкой. По семейной легенде, героиня этого полотна похожа на нашу родственницу.
— Симпатичная какая! Особенно мне нравится её взгляд. Дядя Андрей, а может быть, художник с нашей бабушки и писал картину?
— Нет, Паша. Николай Ярошенко показал своё полотно публике в 1883 году, а Мария Марданова училась на двадцать лет позже. Прототипом и моделью для художника послужила писательница Анна Дитерихс.
— Интересный получился портрет — динамичный, живой.
— Не совсем правильно называть картину «Курсистка» портретом. Это скорее жанровое полотно, собирательный образ. Коротко остриженные волосы, мужская шапочка, широкий свитер, подпоясанный кожаным ремнём, клетчатый плед, наброшенный на плечи — узнаваемые черты бестужевок. Имидж, который шокировал современников.
— Но почему?
— Подчеркнуто простой наряд, как у Анны Дитерихс, ассоциировался с эмансипацией и феминизмом.
— Но ведь курсистки и были феминистками? Курсы для женщин появились благодаря эмансипации?
— Нет, у высшего женского образования совсем другие истоки.
— И какие же?
— После отмены крепостного права большая часть дворян обеднела. Многим благородным дамам пришлось задуматься о том, как прокормить себя. Чтобы найти достойную работу, требовалось образование. И в 1878 году появились высшие женские курсы, названные Бестужевскими по фамилии первого директора, профессора Бестужева-Рюмина.
— А чему там учили девушек?
— На курсах действовали два отделения: историко-филологическое и физико-математическое. Образование давали серьёзное, наравне с мужским, университетским.
— А кем выпускницы потом работали?
— В основном учили детей в земских, то есть районных сельских школах. Писательница Надежда Тэффи в своем рассказе «Учительница» рассказала, как нелегко приходилось вчерашним курсисткам. Благородные барышни жили в крестьянских избах, получали жалование с опозданием и скудно питались.
— То есть, работа для них была своего рода подвигом.
— Верно, Паша. Первые русские студентки — хрупкие девушки с твёрдым характером и горячим сердцем. И этот образ правдиво запечатлел Николай Ярошенко в своей картине «Курсистка».
«Картину Николая Ярошенко „Курсистка“ можно увидеть в Калужском музее изобразительных искусств».
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.
28 марта. О борьбе с ленью
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придёт, как прохожий, бедность твоя».
О борьбе с ленью, — священник Николай Конюхов.