— Дядя Андрей, а правда, что моя пра-пра-прабабушка была курсисткой-бестужевкой?
— Правда, Паша. Бабушка моего деда, а твоего, соответственно, прадеда, Мария Васильевна Марданова, действительно училась в начале двадцатого столетия на Бестужевских курсах в Санкт-Петербурге.
— Ух ты, как здорово! А у нас, случайно, не сохранились фотографии Марии Васильевны?
— К сожалению, весь семейный архив Мардановых сгорел во время блокады Ленинграда в Великую Отечественную войну. Но у меня есть репродукция картины Николая Ярошенко «Курсистка». Сейчас найду, подожди... Вот, смотри — юная студентка возвращается с учёбы, храбро шагает по тёмной улице с книгами под мышкой. По семейной легенде, героиня этого полотна похожа на нашу родственницу.
— Симпатичная какая! Особенно мне нравится её взгляд. Дядя Андрей, а может быть, художник с нашей бабушки и писал картину?
— Нет, Паша. Николай Ярошенко показал своё полотно публике в 1883 году, а Мария Марданова училась на двадцать лет позже. Прототипом и моделью для художника послужила писательница Анна Дитерихс.
— Интересный получился портрет — динамичный, живой.
— Не совсем правильно называть картину «Курсистка» портретом. Это скорее жанровое полотно, собирательный образ. Коротко остриженные волосы, мужская шапочка, широкий свитер, подпоясанный кожаным ремнём, клетчатый плед, наброшенный на плечи — узнаваемые черты бестужевок. Имидж, который шокировал современников.
— Но почему?
— Подчеркнуто простой наряд, как у Анны Дитерихс, ассоциировался с эмансипацией и феминизмом.
— Но ведь курсистки и были феминистками? Курсы для женщин появились благодаря эмансипации?
— Нет, у высшего женского образования совсем другие истоки.
— И какие же?
— После отмены крепостного права большая часть дворян обеднела. Многим благородным дамам пришлось задуматься о том, как прокормить себя. Чтобы найти достойную работу, требовалось образование. И в 1878 году появились высшие женские курсы, названные Бестужевскими по фамилии первого директора, профессора Бестужева-Рюмина.
— А чему там учили девушек?
— На курсах действовали два отделения: историко-филологическое и физико-математическое. Образование давали серьёзное, наравне с мужским, университетским.
— А кем выпускницы потом работали?
— В основном учили детей в земских, то есть районных сельских школах. Писательница Надежда Тэффи в своем рассказе «Учительница» рассказала, как нелегко приходилось вчерашним курсисткам. Благородные барышни жили в крестьянских избах, получали жалование с опозданием и скудно питались.
— То есть, работа для них была своего рода подвигом.
— Верно, Паша. Первые русские студентки — хрупкие девушки с твёрдым характером и горячим сердцем. И этот образ правдиво запечатлел Николай Ярошенко в своей картине «Курсистка».
«Картину Николая Ярошенко „Курсистка“ можно увидеть в Калужском музее изобразительных искусств».
Антон Чехов «Три сестры» — «Искусное притворство»

Фото: Piqsels
Самообман бывает очень искусным. Особенно, когда обманываемся мы насчёт своих собственных душевных качеств. Антон Павлович Чехов в пьесе «Три сестры» дал иллюстрацию подобному душевному камуфляжу.
Главные героини пьесы — сёстры Ирина, Маша и Ольга, тонкие, умные, чуткие девушки, живут мечтой уехать из провинциального городка в Москву. Их брат Андрей недавно женился на Наташе, которая исподволь старается выжить сестёр из дома. Казалось бы, всё просто. Сёстры — хорошие, Наташа — плохая. Но вот один из эпизодов пьесы «Три сестры» побуждает задуматься.
Старая няня Анфиса, устав, присаживается. Наташа гневно кричит: «При мне не смей сидеть! Встань! Ступай отсюда!» Няня выходит, Ольга взволнованно говорит: «Наташа, ты сейчас так грубо обошлась с няней. Пойми, милая... я не переношу этого. Подобное отношение угнетает меня, я заболеваю...». Няню Ольга упоминает лишь вскользь. Монолог — весь про саму Ольгу, про её переживания. Но, возможно, трагедия трёх сестёр заключается не в том, что им не удаётся уехать в Москву? Не скрываются ли под их тонкой душевностью самые обыкновенные чёрствость и душевная глухота? А если преодолеть эту чёрствость, то может и свой родной провинциальный городок покажется раем?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема







