
Уверена, что у наших, российских православных самым почитаемым святым является святитель Николай Мирликийский. Или, как его ласково в народе называют, Никола Угодник. Многие могут рассказать личную необыкновенную историю, связанную с Чудотворцем, а то и не одну. Есть такие истории и в нашей семье.
Когда моя мамочка тяжело заболела и перенесла операцию, на дворе стояла зима. Точнее, вторая половина декабря. Значит, канун праздника святителя Николая, Николы Зимнего. В моем родном Серпухове в честь славного святого освящен главный храм. Возрожденный после безбожного поругания белоснежный красавец храм жители города тоже называют Николой. Николой Белым. В тот год праздник святителя попал на воскресенье. Стало быть, в субботу в соборе предстояло торжественное всенощное бдение.
В больницах, как правило, в выходные дни полное затишье. Я постоянно находилась при маме в отдельной палате. К нам только с утра заглянула медсестра, поставила очередную капельницу. И всё. День тянулся намного дольше обычного, когда наш лечащий врач заходил по несколько раз, справляясь о мамином состоянии.
Надо сказать, она и правда чувствовала себя в эту субботу гораздо лучше, чем всю предшествующую неделю. И я решилась оставить её одну.
— Мамулечка, можно я схожу на всенощное бдение? Хотя бы до помазания... Я быстро — собор-то недалеко.
Разве могла мама меня не отпустить? Перекрестила и отправила с Богом, да еще велела не торопиться, пробыть в храме как положено, до конца службы.
Когда я вернулась, казалось, что больница опустела — полумрак, тишина, безлюдье... Мама, которая провела больше двух часов в одиночестве, выглядела неплохо. Но при этом такой печальной! У меня сердце заныло от жалости и стыда.
— Мамочка, ты почему загрустила? У тебя что-нибудь болит?
— Ой, дочка... Такой праздник! Николин день! Все добрые люди в храм сходили. А я вот койку в больнице пролёживаю. И, похоже, меня и больной-то не считают, никто не приходит.
— Ну уж нет, дорогая моя, — попыталась я подбодрить родную старушку. — Унывать нам не положено, тем более в праздник. Давай-ка мы с тобой прямо здесь, в палате, помолимся. Смотри, что я купила — иконочку Николая Чудотворца и акафист. Сейчас я тебе его почитаю. Хочешь?
Акафист святителю Николаю небольшой, хорошо знакомый, понятный, читается легко. Где-то я и на пение переходила — потихонечку, чтобы в других палатах не слышно было. Перед тем, как начать молитву, взглянула на маму и поразилась. Она как будто помолодела, лицо разгладилось и излучало свет...
С радостным предчувствием прочитала я молитву. И только произнесла «Аминь», как дверь в палату открылась. В дверях стоял улыбающийся молодой доктор — дежурный врач, мы видели его впервые:
— Добрый вечер, Раиса Ивановна! Как ваше самочувствие? Как настроение? Не унываем?
На груди у доктора подблёскивал бейдж с крупно написанным именем: НИКОЛАЙ. Как бесспорное свидетельство того, что святые всегда рядом с нами, где бы мы ни оказались, слышат наши сердечные молитвы и по их предстательству Господь непременно посылает Свою, Божественную, скорую помощь и утешение.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица