
Сергей Комаров
Почитал биографию настоятельницы Толгского монастыря, игумении Варвары (Третьяк), 1947 г.р. Монахиня рассказывает:
«Папа воспитывал нас строго. Помнится такой случай. Я, как и все дети, любила погулять. Пасла как-то гусей, а рядом по полю шел комбайн. И так захотелось мне на нем прокатиться! Бросила своих гусей, залезла да поехала. Тут папа меня и увидел. Спрыгнула, а душа замерла, чувствую — попадет мне. Сколько он вел меня домой, столько хлестал ремнем. Оказывается, гуси мои в огороде соседки успели вытащить весь лук. За это получила отдельно. Пошла к маме жаловаться, а она говорит: «А я бы еще больше тебе дала». Пошла к бабушке, она очень меня любила. «Да разве можно так дите избивать?» — бабушка стала жалеть, погладила меня, да еще чем-то помазала, я и успокоилась.
Свободу любила в детстве: убежать, поиграть... А родители приучали нас к труду. Сами-то они работали без отдыха. Скажешь: «Мама, отдохни». Она мне всегда отвечала: «Будем отдыхать, дочь, когда помрем».
Читаю и думаю: какие-то железные люди. Труд, труд, труд. Всю жизнь. И никаких мирских радостей. Себе ничего. Все — другим.
У меня бабушка такая. Ей уже под 100 лет.
Для нас сегодняшних — это какая-то иная реальность. От современного поколения можно встретить и критику такого образа жизни. Дескать, нельзя так, жить и работать для какого-то «светлого будущего», только для других людей.
Это как знаменитые советские сервизы — всегда стояли под стеклом, и с них никто не ел и не пил. У меня дома тоже такие были, и когда я спрашивал: «а почему мы все это не используем», мне отвечали: «это для красоты». Вот нельзя было советскому человеку роскошествовать — есть из красивых сервизов!
Критиковать и посмеиваться, конечно, можно, ведь у нас вообще эпоха критики, а лучше сказать осуждения. Но эти люди, отказывающиеся есть из дорогой посуды, для нас все построили. Все, где мы живем и чем пользуемся.
И тут есть что-то евангельское. «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но, чтобы послужить». Здесь та же логика: не себе, а другим.
И вот с этим у нас, сегодняшних, есть проблема. Мы все больше себе, для себя. Это — духовный эгоизм. Духовный, потому что не направлен на выживание, а рождается в атмосфере изобилия. Он виден во всех сферах нашей жизни.
Эпоха изобилия непременно закончится. Она уже потихоньку заканчивается. И станут востребованы такие качества, как жертвенность, терпение, смирение, самоограничение. Глядь — а их-то у нас и нет.
И, пока вот такие бабушки еще живы, надо у них учиться.
Автор: Сергей Комаров
Все выпуски программы Частное мнение
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема