«Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите», — сказал Иисус Христос апостолам. В Евангелии учение Христа наиболее подробно изложено в Нагорной проповеди, которая содержится в Евангелии от Матфея. Нагорной эту проповедь называют потому, что Христос произносил её, взойдя на гору.
Как правило, даже люди, никогда не бравшие в руки Евангелие, слышали о Нагорной проповеди и знают отдельные ее отрывки. Цитаты из нее прочно вошли в нашу речь. «Соль земли», «метать бисер перед свиньями», «бревно в глазу» — все эти выражения взяты оттуда. Некоторые тексты Нагорной проповеди стали христианскими молитвами. Самая известная — «Отче наш», которую христиане читают по нескольку раз в день. За главным богослужением — литургией — почти всегда поются заповеди блаженств, с которых эта проповедь начинается. Известно золотое правило: «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Одной этой чеканной формулы Нагорной проповеди достаточно, чтобы нравственно построить свою жизнь.
Порой учение Христа воспринимается как некий христианский закон, со своим набором предписаний и запретов, подобно закону Моисееву. Казалось бы, Сам Господь говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить». Однако исполнить здесь значит не просто выполнить, но и дополнить, восполнить. Ветхозаветные заповеди не отменяются, а дополняются новыми христианскими требованиями. Например, Ветхий Завет Ветхий Завет призывает любить ближних, Христос же учит любить ещё и врагов.
Нагорная проповедь призывает нас не исполнять предписания, а расти духовно, подражая своему Небесному Отцу. Она учит нас глядеть на себя и вокруг себя новым, чистым взглядом. Главный вопрос духовной жизни, который должен решить христианин, читающий Нагорную проповедь, — это не «что я еще должен сделать?» или «какие заповеди исполнить?». Главное — это «кем мне надо стать?». Мы должны стать тем, кем хочет видеть нас Бог. Искренность и любовь — вот, чего ждёт от Своих учеников Господь в Нагорной проповеди.
Программа подготовлена по материалам проекта «Ступени веры» издательства «Никея».
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема