«Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите», — сказал Иисус Христос апостолам. В Евангелии учение Христа наиболее подробно изложено в Нагорной проповеди, которая содержится в Евангелии от Матфея. Нагорной эту проповедь называют потому, что Христос произносил её, взойдя на гору.
Как правило, даже люди, никогда не бравшие в руки Евангелие, слышали о Нагорной проповеди и знают отдельные ее отрывки. Цитаты из нее прочно вошли в нашу речь. «Соль земли», «метать бисер перед свиньями», «бревно в глазу» — все эти выражения взяты оттуда. Некоторые тексты Нагорной проповеди стали христианскими молитвами. Самая известная — «Отче наш», которую христиане читают по нескольку раз в день. За главным богослужением — литургией — почти всегда поются заповеди блаженств, с которых эта проповедь начинается. Известно золотое правило: «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Одной этой чеканной формулы Нагорной проповеди достаточно, чтобы нравственно построить свою жизнь.
Порой учение Христа воспринимается как некий христианский закон, со своим набором предписаний и запретов, подобно закону Моисееву. Казалось бы, Сам Господь говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить». Однако исполнить здесь значит не просто выполнить, но и дополнить, восполнить. Ветхозаветные заповеди не отменяются, а дополняются новыми христианскими требованиями. Например, Ветхий Завет Ветхий Завет призывает любить ближних, Христос же учит любить ещё и врагов.
Нагорная проповедь призывает нас не исполнять предписания, а расти духовно, подражая своему Небесному Отцу. Она учит нас глядеть на себя и вокруг себя новым, чистым взглядом. Главный вопрос духовной жизни, который должен решить христианин, читающий Нагорную проповедь, — это не «что я еще должен сделать?» или «какие заповеди исполнить?». Главное — это «кем мне надо стать?». Мы должны стать тем, кем хочет видеть нас Бог. Искренность и любовь — вот, чего ждёт от Своих учеников Господь в Нагорной проповеди.
Программа подготовлена по материалам проекта «Ступени веры» издательства «Никея».
21 июня. Об истории Ярославской Иконы Божией Матери

Сегодня 21 июня. Церковь чтит Ярославскую Икону Божией Матери.
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Образ Ярославской Пресвятой Богородицы был явлен во времена монголо-татарского ига на нашем благословенном севере, где просияла эта икона.
Эта икона относится к типу богородичных икон «Умиление», где младенец умилительно прижимается щекой ко щеке Пресвятой Девы, нежно прикасается к ней руками, и она поддерживает его руку. Этот образ явился утешением нашему народу в эти лютые годы ига монголо-татарского и освящал собой наши ярославские земли.
Сохранился до сих пор в Троице-Сергиевой лавре один из списков древнейших — 1500 года, а та самая икона была принесена Василием и Константином, благоверными князьями, в Ярославль, и в честь неё и поныне один из храмов освящённых почитается как древнейший и благодатный.
В Смутное время именно с молитвой перед этой иконой формировалось народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского, и впоследствии начало правления дома Романовых также связано с этой иконой, поскольку Ярославль стал первым градом, встретившим юного, тогда только что избранного на престол, князя Михаила Федоровича Романова.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 июня. О Суворовском музее в Санкт-Петербурге

Сегодня 21 июня. В этот день в 1901 году был торжественно заложен Суворовский музей в Санкт-Петербурге.
О нём рассказывает протоиерей Василий Гелеван.
Закладка музея произошла в 1901 году. Средства на строительство собирали в прямом смысле всем миром. И не только военнослужащие, но люди всех сословий, неравнодушные к подвигу великого русского полководца.
В 1914 году, ровно в день 170-летия Суворова, в присутствии императора Николая II торжественно состоялось открытие музея.
В советское время музей функционировал, но акцент был не столько на личности самого Суворова, сколько на отделе воспитания духа патриотизма в обществе. И только в 1991 году музею возвратили его историческое значение. Он снова стал именоваться Мемориальным музеем.
Сегодня музей осуществляет выставочную работу и издаёт научный сборник «Суворовские чтения».
Все выпуски программы Актуальная тема
21 июня. О грехе

В 3-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Все согрешили и лишены славы Божией».
О грехе — протоиерей Михаил Самохин.
Толкуя этот стих святого апостола, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не говори мне: тот — еллин, тот— скиф; все находятся в одном и том же положении. Хотя ты получил закон, но научился из закона только тому одному, как узнавать грех, а не как избегать его. Потом, чтобы не сказали: хотя и мы и грешим, но не так, как язычники, апостол присовокупил:и лишены славы Божией. Таким образом, хотя ты грешил и не одинаково с остальными, однако и ты лишаешься славы, ведь и ты из числа оскорбивших Бога, а оскорбитель принадлежит не к прославляемым, но к посрамленным».
Удивительно, как легко мы оправдываем собственные грехи, строго осуждая прегрешения ближних. Апостол Павел и святитель Иоанн напоминают нам о том, что, делая так, мы уподобляемся хромым, смеющимся над слепыми. Все мы согрешили, и после грехопадения прародителей охотнее стремимся ко греху, чем к святости.
Но и в этой ситуации апостол утешает нас, напоминая, что человеколюбивый Бог подает нам оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе. То есть Господь готов спасти и нас, грешников, если мы действительно этого захотим и начнем стараться жить по Его заповедям.
Все выпуски программы Актуальная тема