Одна из совершенно неизбежных вещей в христианстве - это признание себя грешником. Невозможно быть христианином и грешником себя не считать. Многих это смущает, им кажется, что такое признание унижает человека. На самом деле, все ровно наоборот - если мы грешники, мы велики; мы ничтожны, как раз, если мы не грешники.
Представьте себе полупьяного бродягу, который выпрашивает у прохожих деньги на дополнительную дозу спиртного. Представьте себе, что мы признаем в нем наследного принца. Тогда мы говорим, что он глубоко пал - до чего он докатился! Как ужасно для принца оказаться в таком жалком состоянии! Но если мы полагаем, что бродяга - это просто пьяный бродяга, ничего другого от него ожидать и не стоит. Он не падший принц. Он вполне на своем месте.
Признавая свой грех, мы признаем не только отдельные плохие поступки, но и то, что мы в целом находимся в совершенно бедственном, недолжном состоянии, из которого, однако, Бог нас может спасти. Напротив, когда мы считаем, что с нами, в общем-то, все в порядке, мы соглашаемся считать наше нынешнее состояние нормальным.
Если мы видим в человеке всего навсего продвинутую обезьяну (одна из атеистических книжек так и называлась - “апгрейд обезьяны”), мы будем видеть зло и порчу в нем как что-то естественное - не порчу даже, а саму суть его природы. Что вы хотите от животного, в конце концов? Это животное, которое и ведет себя как животное.
Но если мы видим в человеке образ Божий, того, кто создан для общения с Богом, существо, призванное к немыслимой славе и радости, нынешнее состояние людей - включая нас самих - будет выглядеть падшим, греховным.
Если никакого Бога, вечной жизни, надежды спасения не существует, то мы не пали - нам не откуда было падать, дно - наш единственный дом. Если мы созданы любящим Богом для вечной радости, святости и любви, тогда то, до чего мы сейчас докатились - весьма прискорбно. Мы пали и нуждаемся в спасении. Если, как говорит Писание, отечество наше на небесах, то здесь мы в изгнании.
Поэтому исповедуя веру в то, что мы - бедные, падшие грешники, которые отчаянно нуждаются в спасении, мы выражаем надежду на то, что мы предназначены к невыразимому величию и радости. У того, кто пал, есть надежда подняться, у изгнанного есть надежда вернуться, и испорченного - есть надежда исправиться. У того, кто считает свое состояние итак нормальным, никакой надежды нет.
Поэтому так важно принять, что мы - грешники. Без этого мы не можем обрести надежды.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема