Одна из совершенно неизбежных вещей в христианстве - это признание себя грешником. Невозможно быть христианином и грешником себя не считать. Многих это смущает, им кажется, что такое признание унижает человека. На самом деле, все ровно наоборот - если мы грешники, мы велики; мы ничтожны, как раз, если мы не грешники.
Представьте себе полупьяного бродягу, который выпрашивает у прохожих деньги на дополнительную дозу спиртного. Представьте себе, что мы признаем в нем наследного принца. Тогда мы говорим, что он глубоко пал - до чего он докатился! Как ужасно для принца оказаться в таком жалком состоянии! Но если мы полагаем, что бродяга - это просто пьяный бродяга, ничего другого от него ожидать и не стоит. Он не падший принц. Он вполне на своем месте.
Признавая свой грех, мы признаем не только отдельные плохие поступки, но и то, что мы в целом находимся в совершенно бедственном, недолжном состоянии, из которого, однако, Бог нас может спасти. Напротив, когда мы считаем, что с нами, в общем-то, все в порядке, мы соглашаемся считать наше нынешнее состояние нормальным.
Если мы видим в человеке всего навсего продвинутую обезьяну (одна из атеистических книжек так и называлась - “апгрейд обезьяны”), мы будем видеть зло и порчу в нем как что-то естественное - не порчу даже, а саму суть его природы. Что вы хотите от животного, в конце концов? Это животное, которое и ведет себя как животное.
Но если мы видим в человеке образ Божий, того, кто создан для общения с Богом, существо, призванное к немыслимой славе и радости, нынешнее состояние людей - включая нас самих - будет выглядеть падшим, греховным.
Если никакого Бога, вечной жизни, надежды спасения не существует, то мы не пали - нам не откуда было падать, дно - наш единственный дом. Если мы созданы любящим Богом для вечной радости, святости и любви, тогда то, до чего мы сейчас докатились - весьма прискорбно. Мы пали и нуждаемся в спасении. Если, как говорит Писание, отечество наше на небесах, то здесь мы в изгнании.
Поэтому исповедуя веру в то, что мы - бедные, падшие грешники, которые отчаянно нуждаются в спасении, мы выражаем надежду на то, что мы предназначены к невыразимому величию и радости. У того, кто пал, есть надежда подняться, у изгнанного есть надежда вернуться, и испорченного - есть надежда исправиться. У того, кто считает свое состояние итак нормальным, никакой надежды нет.
Поэтому так важно принять, что мы - грешники. Без этого мы не можем обрести надежды.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема