Если в храме служат не каждый день, то это, наверное, плохо? Может быть... Не знаю. Зато, когда наступает первая седмица Великого поста! О! Здесь служба ежедневная и утром, и вечером.
В понедельник первой седмицы батюшка становится на клиросе, без епитрахили, без фелони, и читает всё, как простой псаломщик. Невольно вытягиваешься ко Христу, потому что все иерархические препятствия разрушены покаянием.
А с утра звон. Особый, который только Великим постом бывает. Благовест долгий, косный — в четвертый по весу колокол, а потому печальный и тощий. После благовеста — звон в два колокола, совсем скорбный.
В храм спустишься, а там еще долго до Литургии Преждеосвященных Даров. Но вот начинается Вечерня. Ее сразу можно узнать по пению ектении, особому, приготовляющему к особой Литургии.
Обычно все ждут Великого прокимна, когда певчий бас возносит под купол храма: «Да исправится молитва моя...» и хор трепетными воздыханиями вторит ему. Это красиво. Но не главное. Главное — на Великом Входе. Почему? Потому что на Литургии Преждеосвященных Даров во время Великого Входа не наши приношения износят, а — это вход Самого Христа! Как тут не пасть на колени и, не дерзая смотреть на Христа, только повторять шепотом: «Господи Иисусе Христе! Помилуй меня!»?!
По окончании звон уже не такой печальный, но твердый, стойкий, уверенный в том, что Спаситель не оставит нас одних. Вечером опять долгие постные чтения, на другой день снова... Усталость? Нет! Подъем, необычайный подъем! И так жаль бывает, что первая неделя заканчивается и наступает обычное время не ежедневной, «пунктирной» службы.
Да что говорить: походите всю первую неделю Великого поста в храм, не пропуская ни одной службы — и вы увидите сами. «Вкусите и видите, яко благ Господь!»
7 ноября. О творчестве и мировоззрении Арсения Введенского
Сегодня 7 ноября. В этот день в 1844 году родился русский литературный критик, историк литературы Арсений Введенский.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын диакона, окончивший семинарию, он сначала пробовал свои силы в качестве домашнего учителя. Не забудем, что домашнее образование в дворянских гнёздах было весьма и весьма плодотворным и давало отличные результаты, поскольку общение от уст к устам, от сердца к сердцу учителя и ученика ознаменовывалось глубоким постижением предмета.
Сам Арсений Введенский мало-помалу восходил к глубокому профессионализму как рецензент, литературный критик. В кругу его деятельности оказывались такие имена, как Ломоносов, Достоевский, Гаршин, многие другие писатели, что позволило Арсению Введенскому стать одним из наиболее заметных рецензентов, под редакцией которого печатались самые знаменитые прозаические произведения XIX столетия.
Ценно то, что Арсений Введенский соглашался с Пушкиным: искусство должно быть величаво. Он был далёк от мысли назвать произведением искусства такое сочинение, которое распространяло бы запах растления, разврата, что, к сожалению, имело место в начале XX столетия после снятия всех и всяческих цензурных запретов.
Поэтому нам нужны такие литературные критики и рецензенты, как Арсений Введенский, люди не только прекрасного литературного вкуса, но и нравственного чувства, лучшим критерием которого является христианское мировоззрение и мироощущение.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О собирании духовных плодов со Христом

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
О собирании духовных плодов со Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Человек не может совершать добрые дела сам по себе. Если они не посвящены Богу и не исполняются ради заповеди Божественной, а ради того, чтобы уподобиться Христу, то, по сути, человек причиняет себе вред, потому что он делает это из тщеславия, из какого-то самодовольства, самолюбования, быть может.
И в конечном счёте, если это не посвящено вечности, то человек лишает себя этой вечности, не уподобляясь Христу.
Потому что смысл нашего обожения, цель нашей христианской жизни — стать похожими на Христа, обрести те свойства, хотя бы в малой степени, которые имеет Христос: любовь, милосердие, кротость, долготерпение, смирение глубочайшее.
То, в чём мы должны стать похожими на Христа, то, что иными словами называется богоподобие.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О подвиге апостола Павла

В 4-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Помните мои узы».
О подвиге апостола — протоиерей Константин Харитонов.
Много доброго и светлого в этом мире завоевывается зачастую через страдания. И есть такие люди, которые положили свою душу за это. Сам Господь положил Свою жизнь ради нашего спасения. И апостолы пошли таким же путём.
И апостол Павел, когда вспоминает свою жизнь, он вспоминает в первую очередь то, чего претерпел. Не для того, чтобы просто так или иначе похвастаться этим, а, во-первых, и нас укрепить в делании добра и терпении того, что происходит с нами, когда мы совершаем какое-либо доброе дело.
И чтобы мы, помня узы, страдания, некие заключения в темнице наших святых угодников Божиих, в частности апостола Павла, мы должны помнить, какой ценой это всё проповедано, и что истина открывается как раз в этих страданиях, в этих подвигах любви ради нашего же спасения.
Когда апостол Павел говорит о том, чтобы помнили мы его узы, он, конечно же, в первую очередь просил и о молитвах христиан, которые тогда жили, чтобы они укрепляли его в его терпении, в его страдании за Христа.
Потому что даже святые угодники Божии, которые своими молитвами помогали другим, тоже нуждались в молитвах других. Так устроено Богом, чтобы мы не превозносились своими молитвами и не мнили, что мы можем быть независимы от других. Нет, мы друг от друга зависимы в любви и в молитве за каждого и о каждом из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема








