Как священник, беседуя и консультируя семейные пары на грани разрыва, я часто читаю и знакомлюсь с различными психологическими исследованиями. Так вот, во многих статьях, в том числе и православных психологов и специалистов по семейным отношениям говорится о том, что брак зиждется на двух основных столпах: любовь, или хотя бы интерес друг к другу, и уважение к личным воззрениям супруга — то есть соблюдение личных границ. Без этого гармоничных отношений не построить. Вроде все ясно и с точки зрения веры все приемлемо. Об этом, кстати, писали многие святые. Апостол Павел, например.
Но вот дальше я, честно говоря был ошарашен. Многие психологи продолжают свои мысли в следующем ключе: если в конфликте внутри семьи хоть один супруг стоит на своем, не хочет ничего слышать — надо уходить, разводиться или переставать общаться с этим человеком до поры, пока он не поменяет свою позицию. Вот тут то и начался протест внутри меня. Как же это так? Получается, что мы Бога не допускаем в управление своей семьей, а у психологов нет альтернатив: если есть проблемы — необходимо разводиться! Что это за священный союз, когда мы не можем потерпеть друг друга?
Знаю такой случай: муж захотел бросить жену и детей и уйти к другой. Некоторое время он скрывал отношения на стороне, потом тайное стало явным. И вот если бы жена послушала психологов, она должна была отпустить его на все четыре стороны, потому что его сердце было уже давно с другой. Ему собственная жена была неинтересна. Что сделала жена? Она стала молиться об укреплении семьи, начала вымаливать мужа, одновременно стараясь заинтересовать его собой во второй раз. Сначала он не реагировал. Но спустя некоторое время и он начал замечать изменения: и стиль одежды у супруги поменялся, и в поведении стали чаще появляться женственные ноты. Она стала проявлять себя перед мужем больше как личность, как женщина, а не только как хозяйка и мать детей. Как итог — живут вместе и, как мне со стороны кажется, счастливо.
Отношения требуют ежедневной работы над собой. В браке нельзя останавливаться на достигнутом, нельзя расслабляться и жить как тебе удобно. Это только в сказках все испытания и невзгоды заканчиваются свадьбой и жизнью «долго и счастливо», а в реальной жизни свадьба — это только начало всего. И чтобы не развалился брачный союз, призванный быть вечным, нужно стараться заинтересовывать свою половинку собой постоянно. Чтобы сохранить хрупкие отношения должно быть постоянное движение вперед. Без этого с нами будут жить без интереса, в силу привычки.
Будьте внимательны друг к другу. Относитесь к супружескому союзу как к творчеству, а к спутнику жизни — как к подарку от Бога. Тогда и жизнь будет яркой, гармоничной и радостной.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема