Если бы я хотела показаться очень подкованной в церковной лексике, я начала бы так: «есть в христианстве такое понятие как соборность»… Получается, что я так уже начала. Поэтому попробую еще раз, попроще. Верующие люди считают, что молиться лучше всего собравшись вместе. Все знают фразу «где двое или трое соберутся во Имя Мое»… Но собираться вместе хорошо не только для молитвы. Мирским, то есть обыкновенным, немонашествующим людям святые отцы очень рекомендуют общение, причем общение хорошее. Вот как об этом сказано у святого Дмитрия Ростовского: «С преподобными — преподобен будешь, со строптивыми — развратишься.”
Я не знаю, насколько имею на это право, но я понимаю это не только как: имей отношения с глубоко верующими людьми, и будешь заражаться их верой. Мне кажется, многие не пришедшие к вере люди могут поднять нашу духовную планку на хорошую высоту. Я про таких людей говорю: «приятно рядом посидеть». Психологи пишут, что если хочешь быть успешным – общайся с успешными, счастливым – с людьми радостными, наполненными жизнью. А когда придешь к тому, что ни успех, ни радостность счастья не гарантируют – то есть начнешь думать о душевном своем состоянии – найди себе соответствующую компанию.
Но соборность – то есть собранность вместе – не только молитвы и разговоры о вечном. Это еще и разделение повседневных проблем и радостей друг друга. Ведь очень часто одному человеку его горе или как ни странно даже радость – не поднять одному. Вчера прочитала в фейс буке крик о помощи от моей подруги: «Помолитесь о моем муже все кто как сможет!» Я кинулась к телефону, моя подруга рыдала. Муж попал в реанимацию, получил серьезные увечья. Не потому подруга возопила к нам, что мы очень большие молитвенники или – что она человек церковный. Просто, плача сказала она, мне показалось, что если все будут о нем думать и кто как может у Бога просить – он к нам вернется.
С этой точки зрения даже социальные сети, если их правильно использовать – тоже получается соборность?
Мы все очень нуждаемся в советах, рассказах о чужом опыте, наставлениях, объяснениях. И ищем на эту тему учителей – кто как себе представляет, что такое учитель. Мудрый священник может объяснить что-то такое, до чего мы не додумаемся. Но как ни странно, потом я заметила – я начинаю звонить друзьям, которых тоже считаю мудрыми – и обсуждать с ними и свою ситуацию, и батюшкин совет. Я помню, как позвонила подруге и спросила: «Послушай, вот я на каждой исповеди говорю о том, что терпеть не могу мою вредную родственницу – ты знаешь, любить ее просто нереально – но ничего не происходит, я все так же к ней отношусь. Может, нужна какая-то специальная медитация на тему: я люблю эту вредную тетку – я люблю ее – мое сердце наполняется любовью – что-нибудь в этом роде?» Моя мудрая подруга подумала и говорит: «По-моему, есть только одна православная медитация. Очень простая: все вокруг, даже кого я не люблю,покаются и спасутся – а я нет…»
Я попробовала – и знаете, работает! Это я об еще одном преимуществе соборности: ученик ученику поможет лучше иногда, чем учитель. Потому что сам об этом недавно думал. Поможет лучше – потому что знает меньше. Разве вы никогда не просили отличника объяснить человеческим языком эту сложную задачу по математике?..
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.