Недавно я смотрел интервью, которое один журналист брал у верующего человека, представителя Православной Церкви. Этот журналист сделал себе имя на умении превратить любой разговор в что-то среднее между допросом и скандалом на коммунальной кухне, на способности вывести оппонента из равновесия, запугать или разозлить. Так, увы, нередко выглядят телешоу — и на нашем телевидении, и в других странах.
Считается, что зрителям скучно наблюдать за вежливым обменом мнениями — рейтинги телепрограммы поднимет скандал, еще лучше — драка. Отсутствие грубого столкновения может привести к тому, что зрители заскучают и переключатся на другой канал.
Меня поразило поведение верующего участника — под градом нападок, провокаций и обвинений он оставался выдержанным, спокойным и благожелательным. Человека умело, профессионально провоцировали — а он не провоцировался. К тому же, беседа шла на неродном для него английском языке (который я бы, наверное, от нервного напряжения тут же забыл). Я, по эту сторону экрана, испытывал сильное раздражение, мне хотелось выругаться, возмутиться — но христианин на экране оставался очень спокойным. И я благодарен ему за этот урок.
Почему он вел себя таким образом? Как ему это удалось? Вероятно, прежде всего, сыграло роль сознание того, что он находится на службе. Что он представляет Церковь, а не самого себя, и не имеет права дать личному возмущению или личной обиде помешать его служению. Сознание ответственности — понимание того, что все, что он скажет, как представитель Церкви, будет растащено на цитаты, любой его срыв, любое неуместное, непродуманное слово будет растиражировано и станет поводом для нападок на Церковь.
Большинство из нас не оказывается в такой ситуации. Нас не провоцируют высокопрофессиональные провокаторы и не пытаются вывести из равновесия люди, которые делают это намеренно и умело.
Но мы все, как христиане, в этом мире являемся посланниками, представителями нашего Господа. Мы либо даем повод ищущим повода, либо не даем, ради нас имя Божие либо прославляется, либо хулится.
Большинство из нас не показывают по телевизору, но социальные сети дают каждому возможность и людей посмотреть, и себя показать.
И в них мы часто оказываемся в ситуации, когда нас обижают, раздражают и выводят из себя — иногда умышленно, часто, просто потому, что людям вообще трудно поддерживать уважительную беседу в сети. Очень легко вспылить, начать ругаться, выказывать личную обиду и возмущение (которую потом легко для себя назвать праведным гневом) . Но мы должны помнить, что мы тут не себя самих представляем. Мы — посланники Христа в этом мире.
И если мы не способны вести беседу выдержанно, в конце концов, в сети от нее легко уклониться и заняться чем-нибудь другим. Но гораздо лучше, когда мы превращаем наше пребывание в сети в свидетельство о плодах Святого Духа, которые перечисляет Апостол: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22,23).
Автопортрет и зеркало. Анна Тумаркина
С самого раннего детства мне, да и почти всем знакомым девочкам, объясняли, что долго в зеркало смотреться неприлично. А уж красоваться перед зеркалом и вовсе стыдно. Очень многие отрицательные героини сказок, стихотворений и фильмов ну просто ни минуты не могли прожить без любимого зеркала. Особенно хорошо запомнилась злая мачеха из пушкинской «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
Однако, девочку, и еще больше девушку-подростка трудно представить без зеркала. Каждая из нас носила при себе маленькое зеркальце в сумочке, каждая из нас смотрела на себя в зеркало в ванной комнате, прихожей, спальне, да где угодно. Девушки любят зеркала.
Будучи художником-любителем, я нарисовала множество пейзажей, цветов, птиц, фантастических животных. Долгое время хотела, но не решалась написать автопортрет. Мне казалось, что рисовать саму себя — то же самое, что бесконечно долго смотреться в зеркало. Мало того, создать себе эдакое вечное зеркало, любоваться на него. Смотрите, мол, какая я красивая! Гордыня, самолюбование?
Я видела множество автопортретов великих мастеров, от классиков эпохи возрождения до современных новаторов. Понимала умом, что не в гордыне дело. Что гордыня не питает, а скорее губит и вытесняет настоящее искусство, подменяя его банальностью и пошлостью. Кроме того, часто для художника самая доступная, самая естественная и изученная модель—это он сам.
Долго я не решалась приступить к работе над собственным автопортретом.
А потом мне случайно попался отрывок воспоминаний художницы Маргариты Сабашниковой, жены поэта Максимилиана Волошина. Однажды она приехала в Верхотурский монастырь к известному старцу Макарию Октайскому за духовным советом. Вот что сказал ей отец Макарий по поводу живописи:
«Бог на всех вещах напечатлел Свой лик. Он пришел, чтобы дать Свой Лик, а не отнять его... с тех пор, как Он жил на земле, все: камень, облако, цветок—это Его лик».
Меня осенило: если даже в камне Господь запечатлел Свой Лик, то что такое человек, как не Божий Автопортрет? Ведь сказал Господь: «Сотворим человека по образу и подобию Нашему!»
Мне думается, что, Господу, когда Он создавал нас, не требовалось множество маленьких живых одинаковых отражений. И Творец наделил нас уникальными индивидуальными неповторимыми чертами. И мне кажется, что для верующего художника автопортрет — просто еще одна возможность выразить благодарность Богу.
Для меня работа над автопортретом стала поводом познакомиться с собственной индивидуальностью. Увидеть в ней проявление акта Божественного творения. Произнести в молитве слова благодарности за бесценный подарок — за то, что ношу образ Божий. За то, что имею твердую надежду по любви и милосердию Господи однажды обрести Его подобие. За радость открытия, что каждый из нас — автопортрет Господа. Какая дерзость так думать! И какая радость!
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
11 октября. О почитании преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны
Сегодня 11 октября. Обретение мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны.
Об их почитании, — священник Максим Пустовый.
11 октября. О личности, подвиге и почитании Благоверного князя Вячеслава Чешского
Сегодня 11 октября. День памяти Благоверного князя Вячеслава Чешского, жившего в Х веке.
О его личности, подвиге и почитании, — священник Августин Соколовски.