«Музыкальное творчество для детей с особенностями». Светлый вечер с мон. Евфросинией (Матвеевой) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Музыкальное творчество для детей с особенностями». Светлый вечер с мон. Евфросинией (Матвеевой)

* Поделиться

У нас в гостях была монахиня Ефросиния Матвеева.

Мы говорили об особенностях монашеской жизни при Гробе Господнем, об организации паломнических поездок на Святую Землю, а также о помощи «Сергиево-Посадскому детскому дому-интернату слепоглухих» и о том, как творчество и музыка меняет жизнь таких особенных детей.


Лиза Горская:

— В эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер». Здесь, с вами, в студии — Лиза Горская, и сегодня у нас в гостях монахиня Евфросиния, учредитель и президент благотворительного фонда памяти преподобномученицы Великой княгини Елисаветы и продюсер, автор проекта: Оратория о Святой Земле «Прощальный час в Иерусалиме». Здравствуйте, матушка!

Мон.Евфросиния:

— Здравствуйте!

Лиза Горская:

— Я предлагаю, в этот раз, прямо начать с музыки, а потом — мы будем о ней говорить. Что мы сейчас будем слушать? Вы предлагали, матушка, начать со «Смоковницы»?

Мон.Евфросиния:

— Да. Так как у нас сейчас идёт Великий пост, я хочу, чтобы вы послушали покаянную песню «Смоковница».

-ПЕСНЯ-

Лиза Горская:

— Необычная композиция! У меня, прямо сразу, несколько вопросов — не знаю, с какого начать.

Во-первых, кто — автор? Откуда такая необычная аранжировка? Сама форма исполнения — солист, слышен профессиональный оперный вокал, хор, развитие такое музыкальное... ну... непривычное... действительно, достаточно длинная композиция, но она захватывает, за счёт своей динамичности.

Вот, давайте, начнём с того, кто исполняет, и потом — расскажите, откуда вот эта музыка удивительная.

Мон.Евфросиния:

— Вы знаете, дело в том, что сама музыка — она, действительно, такая... ну... я бы её назвала шедевром. Это, действительно, искусство. Просто у нас исполняли ведущие солисты Мариинского театра — это прежде всего. Это — Василий Герелло, Роман Бурденко, Татьяна Павловская, Юлия Маточкина и Владимир Феляуэр, бас.

И они согласились спеть вот именно... исполнить 15 композиций наших дореволюционных вот этих кантов. Это — дореволюционные канты, которые писались ещё при царе Николае II, когда было открыто Императорское православное Палестинское общество, руководителем которого был Великий князь Сергей Александрович и Елизавета Фёдоровна Романова. У меня даже фонд назван в честь её памяти.

Дело в том, что когда паломники...

Лиза Горская:

— Извините... я тоже названа в честь её памяти!

Мон.Евфросиния:

— Да? Правда? Здорово!

И когда открыли паломничество, построили много монастырей — вот именно там, на Святой Земле — купили очень много мест... это вот — Антонин Капустин, архимандрит, занимался покупками, и — Императорское православное Палестинское общество. И сама Елизавета Фёдоровна, побывавшая... она один раз побывала на Святой Земле, и она говорит: «Господи, дай мне, чтобы я здесь была захоронена!» — и, Вы знаете, её, действительно, слова Господь исполнил, и она сейчас захоронена — её гробница стоит в храме святой Марии Магдалины, который находится в Гефсимании. Это — Русская Зарубежная Церковь.

И сама Елизавета Фёдоровна, побывавшая один раз только в Иерусалиме, так же открыла Императорское православное Палестинское общество в Москве, и она каждого паломника, когда открыли паломничество первое — она каждого паломника благословляла книжицей, где были написаны вот эти стихи, вот эти канты. Представляете? Также, она благословляла Евангелием и Псалтырью. Вот — три книжечки были.

И я обратилась в архивы женского монастыря Спасо-Вознесенского, Зарубежной Церкви, в Горненский женский монастырь, потом — в Греческую Патриархию. Я собирала вот эти песнопения.

Даже вот у нас есть некоторые матушки, которые просто напевали — вот, «Смоковница», «Закхей» песня... Я им ставила телефон, или диктофон, и они, девяностолетние монашки — они просто напевали эти песни, и мы потом делали аранжировку — переложение на хор, на оркестр и на солистов. И плюс ещё — на детский хор, потому, что у нас слепые дети здесь даже задействованы.

Лиза Горская:

— А расскажите поподробнее, пожалуйста, об этом.

Мон.Евфросиния:

— Значит, смотрите... я курирую Детский дом слепо-глухих в Сергиевом Посаде уже около 10 лет. И в Детском доме прекрасный есть ансамбль. И владыка Феогност, который возглавлял раньше... ну, вот, недавно его только...

Лиза Горская:

— ... Троице-Сергиеву Лавру...

Мон.Евфросиния:

— ...Сергиевой Лавры, да... владыка Феогност — он построил храм, прямо там, в честь явления иконы Божией Матери преподобному Сергию.

И эти дети — поют на клиросе! Они слепые — поют, а глухие — прислуживают в алтаре, мальчики. И — проповеди читают. У них — свой храм. Сначала был такой — домовой, небольшой, потом владыка построил большой храм. Он опекал тоже, помогал, и батюшку туда благословил — там постоянно, каждый день, службы проходят, дети исповедуются, они там и Причащаются, и сами — и поют, и всё... вот.

У них есть свой ансамбль. Ансамбль называется «Преодоление». И вот, они поют разные... находят песнопения — и просто поют. Но я, как-то, с руководителем один раз поговорила, и говорю: «А что вы поёте?» Он говорит: «Матушка, да мы берём... там... Стаса Михайлова, например... караоке такие. Вот, разучивают песенки — и поют». Я говорю: «Как бы хотелось, чтобы, всё-таки, были более духовные произведения!» Потому, что дети — они сложные, они не только слепые, они — слепо-глухие, и у них ещё есть... как бы вот... недоразвитые... ну... там... сложные заболевания разные, и им необходимо, например, чтобы они пели такие духовные произведения — потому, что они одну песню разучивают целый месяц.

Лиза Горская:

— Ну, конечно, важно содержание этой песни!

Мон.Евфросиния:

— Содержание... чтобы они повторяли каждое слово, входили... то есть, мы создали такие песни... то есть — ты окунулся в Евангелие.

Вы знаете, когда даже большевики пришли, они отнимали у всех людей Евангелие, и расстреливали этих людей. А те, которые побывали на Святой Земле — у них хранились вот эти канты, песнопения. И, когда уничтожали у всех Евангелие, то люди, читая и поя вот эти произведения — просто пели — они, конечно, вспоминали Евангелие... значит, они полностью производили Евангелие.

Лиза Горская:

— Ну, евангельские какие-то сюжеты...

Мон.Евфросиния:

— Сюжеты... сюжеты... вот именно... вот, эти канты — они построены на сюжетах. На притчах Господних, на страдании Господа, на Его Воскресении, как Он родился, как Он апостолов призвал — то есть, у нас вот эти все песни именно подготовлены... ещё есть, помимо притч — подготовлены к Двунадесятым праздникам. То есть, 12 песен — именно, вот, все события, связанные со Спасителем, земной Его жизнью.

То есть, вот — Рождество — родился, потом — крестился, Крещение, как там Иоанн Креститель крестил Господа, затем... ну, вот... Его Страдания, например... затем — притчи, вот — Закхей, исцеление слепого, затем — Галилейское море, призвание апостолов — ну, вот, такие все песнопения. Мы вот решили всё сложить и сделать такую ораторию.

Оратория — она... понимаете... там же не только музыка, там ещё и зачитывание будет. То есть, у нас будут артисты «Современника» — мы берём верующих, которые будут перед каждой песней зачитывать пророчества о Христе — их 364 пророчества. И вот, как вот... знаете... идёт служба перед праздником — ну, например, Рождество — сколько мы читаем пророчеств о том, что вот должен родиться Христос — и всё, и Литургия, Христос родился, и вот этот тропарь Рождества. То есть, у нас так же будет, только, вот именно, в таком варианте, как канты — чтобы люди могли слышать, чтобы эти песни запоминались.

Моя была задача — возродить традицию дореволюционную, чтобы вот... ну... знаете, как это было...

Первое. Когда получали от Елизаветы Фёдоровны вот эти канты, люди приезжали на Святую Землю — самолётов-то не было, все кораблём переправлялись в порт Яффу, и затем — пешком шли по святым местам. Кто не мог, кто был больной — их садили на осла, и вот, на ослах... там... кто — пешком... вот так добирались. Даже вот перевозили колокол один на Елеон, представляете, да?

Лиза Горская:

— На гору?

Мон.Евфросиния:

— На гору Елеон. А он туда не подошёл. И вот, колокол с Гроба Господня поменяли на колокол вот тот, что... на Елеон, представляете? У Гроба Господня сейчас — именно колокол русский, русских наших паломников, которые просто катили из Яффы — всё-таки, 80 км...

Лиза Горская:

— Сколько он весит? Там — много тонн?

Мон.Евфросиния:

— Там много тонн! И даже когда этот колокол... ну... кому-то задел, там... немножко навалился на ногу...

Лиза Горская:

— Немножко...

Мон.Евфросиния:

— Да, немножко — это несколько тонн, и они радостно говорили: «Господи, слава Тебе, Господи, что мы на Святой Земле пострадали!»

Лиза Горская:

— «Господь благословил нас колоколом!»

Мон.Евфросиния:

— Да, колоколом благословил! Вот. И вот, такое чудо, что вот этот колокол — это русский колокол у Гроба Господня.

И они, вот, например, приходят в Вифлеем — и все поют «Ночь тиха над Палестиной», другие песнопения — всё, что касается Спасителя, как Он родился. Затем, идут на Иордан — и вот они поют «В далёкой стране Палестины...» — вот эта знаменитая песня, которую мы сейчас...

То есть, люди стали забывать эти песни. И раньше... и даже сейчас вот, в монашестве, если вы приходите в какие-то монастыри — ну, вот, в Горненский женский монастырь, другие... вот, в Толге, у матушки Варвары — вы знаете, это такое чудо: служба, после службы все идут в трапезную, и, после того, как покушают все, то начинают петь, и поют вот эти, как раз, песнопения.

Часть вот этих песнопений матушка Варвара мне нашла. Потому, что она с 1970 года по 1982 год несла послушание в Горненском женском монастыре, и она так же это собирала. И у неё такая прямо книжица сохранилась. Я говорю: «Матушка, дайте нам ноты, вместе с этими песнопениями, с кантами», — и она тоже половину насобирала нам.

И я хочу сказать, что вот эти песни... я хочу это возродить, понимаете? Чтобы каждый человек не пел вот эти песни вульгарные... то есть, первое — это вклад в культуру. Второе — это помощь детям, помощь детям нашим слепым. Потому, что — это у них идёт такой стимул! Когда они поют эти песни, они в это время молятся.

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

Лиза Горская:

— Я напоминаю, что в эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер». Здесь, в студии, Лиза Горская и монахиня Евфросиния, учредитель и президент благотворительного фонда памяти преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, а также матушка — продюсер и автор проекта: Оратория о Святой Земле «Прощальный час в Иерусалиме».

Такие разные у нас с Вами темы обрисовались... с одной стороны, действительно, возрождение вот этой традиции музыкальной русской, с другой стороны... даже не знаю, как сказать... это — помощь, это — социализация, это... вот, то, что происходит со слепыми, глухими детьми, когда они вовлекаются в этот грандиозный музыкальный проект. Каким словом это назвать?

Мон.Евфросиния:

— Что?

Лиза Горская:

— Ну... это у них какой-то стимул, наверное, к жизни, это — смысл...

Мон.Евфросиния:

— Стимул к жизни, да! Понимаете, им самое главное — чувствовать себя в обществе... ну... как сказать... не ущемлёнными, а быть — равными. Понимаете?

И когда мы это им даём — тем более, выступить, например, с солистами Мариинского театра — вот это ничего себе! Не каждый ребёнок может вот так, даже из музыкальной школы, выступить с Мариинским театром. А здесь — вот, это да!

Тем более, мы хотим ещё, чтобы с этим концертом поехать по другим странам мира. Понимаете, они чувствуют всё сердцем! Они видят сердцем.

Лиза Горская:

— А как это происходит? Как? Вот, Вы же к нам в студию принесли уже готовый диск — я так понимаю, что колоссальная работа уже проделана. Впереди тоже концерты, гастроли... А вот, как это происходит технически, как сейчас принято говорить? Солисты приезжают к детям? Дети приезжают к солистам? С ними занимаются преподаватели? Что вот... как они живут?

Мон.Евфросиния:

— Вы знаете, ну... так как, дети-то — они уже с 5 лет обучаются в этом Детском доме-интернате. Они занимаются, у них есть преподаватель. То есть, они поют — прекрасно. А здесь...

Лиза Горская:

— Это же какой-то очень старый наш интернат — я помню, ещё в советское время мой брат туда ездил, когда я маленькая была. «Загорский Детский дом» он назывался.

Мон.Евфросиния:

— Это — единственный такой Детский дом-интернат для слепо-глухих в России, вообще — в Советском Союзе был. Со всех мест приезжали слепо-глухие дети, и они там обучались. Просто, есть и от нормальных родителей, есть и от тех родителей, которые бросали этих детей. И вот, последние дети, которые, как раз, у меня поют — это 15-20 человек, которые и слепые, и глухие — и они были выброшены родителями, некоторые избивали — и дети ослепли, некоторые — просто в помойках их находили завязанными — вот, именно эти детки-сироты, которые именно вот...

Лиза Горская:

— Социальные сироты.

Мон.Евфросиния:

— ... социальные сиротки — я их взяла, как раз вот, в наш проект. Потому, что и так у них очень сложная жизнь была, страшная. И поэтому, я им хотела вот такую помощь сделать.

И, потом, самое главное, когда был Советский Союз, то был такой Центр — общежития, была работа, им давали заработную плату, они жили спокойно, их кормили. А потому, когда Советский Союз разрушился — ну, ушёл, да — то в России уже вот этого общежития и работы нет. То есть, выходят дети после 18 лет — слепые, глухие, никому не нужны, на работу их не берут, жилья — нет. Им приписывают какую-то комнатку, приезжаем — дом разрушен. То есть, практически, становятся бомжами.

И я когда увидела вот это, у меня стало... ну, вот... моя задача — как-то их вернуть к жизни, чтобы они не отчаивались, чтобы у них депрессии не было, понимаете?

И мы решили, с директором Детского дома Галиной Константиновной Епифановой, как-то организовать строительство реабилитационного центра для слепо-глухих, которые после 18 лет выходят — мы им даём работу.

Значит, они... например, ансамбль — чтобы он не распадался! Представляете, вот, они с 5 лет поют, поют, потом — раз, выходят — всё, до свидания...

Лиза Горская:

— Делай, что хочешь...

Мон.Евфросиния:

— ... и делай, что хочешь! А здесь, если они будут жить в реабилитационном центре, у них сохранится ансамбль.

Потом, я придумала такую работу — для тех, кто не поёт. Это — разливание нардового мира.

Лиза Горская:

— Это — что такое?

Мон.Евфросиния:

— Это — миро, которое мы воссоздали. 2000-летняя традиция такая — нардовое миро — когда Господь простил блуднице, и она полила моги Ему этим миром. И Господь ей простил все грехи, и говорит: «Иди, и больше не греши!»

И вот это... мне так захотелось! Думаю: «Надо же! Что это за миро такое?» — вот, у меня был всегда вопрос.

И вот, когда я была в греческом монастыре, в Крестном, то у нас там — очень шикарная библиотека, и нужно было там от червячков спасать книги. Вот, пришли иудеи, и они стали прочищать там всякими средствами. И, пока я там сидела, Патриарх дал послушание с ними находиться в этой библиотеке, и я просматривала книги — и увидела старинную Синаксарь IV века, византийскую. Представляете?

Лиза Горская:

— Не представляю!

Мон.Евфросиния:

— И там... да, IV век, Византия... и там был, как раз, в Синаксари, описан рецепт нардового мира — как это делалось.

Я схватила это, потом с греческого перевели на французский, отправила на завод во Францию, в Грасси — ну, тоже, знаете, у меня путешествия были большие. Мы даже с матушкой игуменьей Костромской, когда я несла послушание там ( это — 90-е годы, восстанавливали ), поехали во Францию, увидели, как делают французы ладан с таким запахом. Они меня познакомили с директором завода, и вот, мы, как-то, задружились.

Я говорю: «А вы вот этот рецепт можете сделать — нардового мира?» Они говорят: «У нас нарда нет во Франции, но мы можем...»

Лиза Горская:

— А что это такое?

Мон.Евфросиния:

— Нард — это цветок, выжимка. И он... знаете... он — это самый лучший запах считался. Женщины экономили на еде, чтобы у каждого была хотя бы капелька.

Ведь, когда... помните, Иуда сказал Господу: «Зачем такая трата?» То есть, она взяла кувшин, и полила Господу ноги... да... и Иуда говорит: «Зачем такая трата? Лучше бы, продать, и раздать нищим эти деньги!» Господь говорит: «Нищих вы имеете всегда, а Меня... как бы... забываете. Она подготовила Меня к погребению. Она сделала доброе для Меня».

И, естественно, вот это нардовое миро я научила детей разливать. У нас там целая прямо сейчас фабрика... ну, там... не фабрика, а такая комнатушка...

Лиза Горская:

— Так, где цветок-то взяли?

Мон.Евфросиния:

— Цветы покупают в Индии. Там, в Евангелии, так и написано, что эти цветы — только в Индии растут. И вот, французы закупают цветы, делают во Франции выжимку, и все ингредиенты добавляют — вот, то, что там написано в рецепте. Присылают в Израиль, я всё освящаю — там около 300 святынь. То есть, я беру с лампадки с разных мест масло, туда добавляю, в это нардовое миро, и люди приезжают — понимаете, они исцеляются даже многие! Это — как благословение Гроба Господня.

Люди встали, допустим, взяли нардовое миро... утром проснулись, помазали лоб себе — благословение от Гроба Господня.

У меня даже там — от лампадки Благодатного Огня! Когда Благодатный Огонь сходит, и вот эта зажигается лампадка — и вот, раздают всего четыре таких маленьких сосудика. Отправляют на Афон, и дают мне — для детей. Понимаете? И вот, мы туда добавляем... то есть, вот, у нас даже...

Лиза Горская:

— Детишки — разливают...

Мон.Евфросиния:

— Да. А как они разливают? Мы купили оборудование им, и, вот так, на кнопочку нажимают — и льётся вот это миро, соответственно, там — 10 мл, 20 мл — и они вот так... у них очень развиты руки — они вот так разливают...

Лиза Горская:

— Это же важно — мелкая моторика... для всех для нас, кстати, у которых руки уже под телефон заточены!

Мон.Евфросиния:

— Да. И, Вы знаете, вот кто нам помог записать этот альбом — потому, что два альбома мы уже записали... это было, всё-таки, 14-15 песен... 15 песен мы записали, да. Представляете, на Мосфильме — к кому мы ни обращались за помощью — и никто не помог, кроме некоторых людей... вот... единицы. Вот, например, такие, как... просто вот, частный такой благодетель... я прямо хочу их назвать, можно по именам?

Лиза Горская:

— Да, конечно!

Мон.Евфросиния:

— Чтобы все люди знали, кто помогает детям. Это Жанна Анатольевна Малевская — спасибо ей, она помогла сделать первый диск. Потом — Боря Корчевников помог сделать второй диск.

Чем он помог? Он: «Матушка, что Вы здесь сидите? У Вас — нардовое миро, Вы делаете прекрасные парфюмерные композиции!» Познакомилась с Нежлой Барбир, когда мы ездили с детьми выступать во Францию, и с Макарскими... вот... там ещё Селезнёва была — в Россотрудничестве. К 1000-летию князя Владимира мы сделали концерт большой со слепыми детьми — там все плакали, конечно. Вот. И... познакомились... Нежла Барбир пришла — один из лучших парфюмеров Франции, которая работает на модный дом «Христиан Диор», на «Шанель», вот это... Она говорит: «Матушка, что вам помочь? Что деткам помочь?» Я говорю: «Сделайте нам православные духи — начиная от Рождества до Пасхи!» И она сделала нам духи — ассоциацию вызывают, понимаете — из натуральных вот этих всех, да... И вот, сейчас эти дети — уже после 18 лет — я их взяла на работу, и они вот разливают вот это... нашу такую... благовония-парфюмерию...

Лиза Горская:

— ... за которую, более 100 лет назад, женщины готовы были поесть поменьше...

Мон.Евфросиния:

— Нет, это — за нардовое миро!

Лиза Горская:

— А, это другое!...

Мон.Евфросиния:

— Это — другое.

Лиза Горская:

— А, то есть, это — новое поколение!

Мон.Евфросиния:

— Это — новое поколение, «От Рождества до Пасхи» — это сделаны вот такие духи-благовония.

И вот, Боря говорит: «Слушай, у нас же Телемагазин на „Спасе“ есть — давай, мы... это самое... попробуем?» И вот, мы, как раз, смогли это всё попродавать — то есть, слепые участвовали в этом проекте. Представляете, дети слепые — пели, а дети, вышедшие из Детского дома, уже взрослые, они, разливая вот это, продавали на Телемагазине, заработали денег, и записали вот — 2 альбома.

Лиза Горская:

— «Светлый вечер» в эфире радио «Вера». Я напоминаю, что у нас в гостях монахиня Евфросиния, учредитель и президент благотворительного фонда памяти преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, а также — автор проекта: Оратория о Святой земле «Прощальный час в Иерусалиме».

Оставайтесь с нами. Мы вернёмся через минуту.

-ПЕНИЕ-

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

Лиза Горская:

— «Светлый вечер» в эфире радио «Вера». Здесь, с вами, в студии Лиза Горская и монахиня Евфросиния Матвеева, учредитель и президент благотворительного фонда памяти преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, продюсер, автор проекта: Оратория о Святой земле «Прощальный час в Иерусалиме».

Я хочу продолжить разговор вот про этот проект музыкальный. Мы вот сейчас слушали «На мрачной горе» — что это, это тоже кант?

Мон.Евфросиния:

— Да, это кант. Даже... Вы знаете, отца Николая Гурьянова. Он создал такую при жизни книгу, и вот эти он тоже канты некоторые, дореволюционные — он собирал. И, Вы знаете, даже вот эта песнь «На мрачной горе» — она вошла в его книгу. Это тоже такая — древняя, старинная песня, которую пели паломники у Креста Господня, на Голгофе.

Лиза Горская:

— А кто солист? Опять же...

Мон.Евфросиния:

— Солист — Роман Бурденко, Юлия Маточкина, Патриарший хор у меня здесь исполняет плюс ещё. И здесь также я взяла хор мальчиков из училища Глинки, из Санкт-Петербурга, 45 человек. Представляете, да? То есть, очень много...

Лиза Горская:

— А детишки слепые — тоже здесь?

Мон.Евфросиния:

— Слепые — тоже есть здесь, да.

Лиза Горская:

— Расскажите вот про эти диски... или диск... сколько дисков у Вас записано, и... тоже — как Вам удалось это сделать? Потому, что, я думаю, ни для кого не секрет, что запись — студийная запись, выпуск диска — это очень трудоёмкий и затратный процесс.

Мон.Евфросиния:

— Очень затратный, очень! Получилось так, что мы работали... весь наш проект на Мосфильме создавался. Потому, что на Мосфильме очень хорошие студии, именно предназначенные для записи больших хоров, оркестра и солистов.

И вот, мы назначали... в течение двух лет, я брала студию — очень хороший звукорежиссёр работал, Геннадий Папин, один из лучших звукорежиссёров в России — и у нас был аранжировщик, самое главное он сделал — переложение на оркестр, на хор, на солистов. Его зовут Вячеслав Ахметзянов. Это, действительно, выдающийся человек. И он говорит: «Матушка, ты знаешь, пока я создавал вот это всё, я сам молился и плакал. Молился за своих детей», — у него последний ребёнок — аутист. И он говорит: «Матушка, это была жертва Богу. Я её с такой любовью создавал! Я сам молился, жена — молилась, все дети молились, пока я писал это всё».

Здесь настолько... даже вот солисты — они благотворительно спели, никто денег с этого не брал, понимаете? Мне пришлось только заплатить за оркестр сам, за запись... но и то у нас вышло в большую сумму. Два диска мы записали — очень дорого получилось.

Лиза Горская:

— Но кто-то помогал?

Мон.Евфросиния:

— Помогал... ну, вот, я, как говорила, что Жанна Анатольевна Малевская помогла, частично, и ещё нам помог Александр Прегман, один из участников — он в Попечительском совете Лавры находится, Голощапов Константин Вениаминович — они строят сейчас реабилитационный центр — слава Богу, началось строительство. Потому, что мы восемь лет обивали пороги, и никто не хотел... говорят: «Матушка, ну... нету финансов... тем более, кризис...»

И вот, такие сердобольные люди, как Голощапов Константин Вениаминович, Александр Прегман, другие — создали такой Попечительский совет с владыкой Феогностом, и стали потихонечку строить. И они, также, помогли на первый диск.

На второй диск говорят: «Матушка — всё, сама делай. Потому, что у нас — стройка», — и то, она уже сейчас остановилась. Опять — кризис, опять — денег нет.

В общем, тяжело всё идёт, тяжело... помоги нам, Господи!

Лиза Горская:

— А что за реабилитационный центр? Это, вот, как раз, центр, где детки смогли бы жить дальше...

Мон.Евфросиния:

— После 18 лет, да. И там будет... мы, как раз, разговаривали с Воробьёвым, который у нас — глава Московской области, и он тоже был на освящении камня — Патриарх приезжал, освящал камень, и все собирались благодетели, и там получилась сумма всего строительства — 850 миллионов рублей.

Лиза Горская:

— А Воробьёв-то помогает?

Мон.Евфросиния:

— Иногда... наверное... помогает чем-то — организовать что-то... ну... финансами — мы, во-первых, к нему ещё не обращались с финансами. Я думаю, что у него и так... как бы... многие обращаются.

Я думаю, Детскому дому он как-то помогает... вот...

Лиза Горская:

— Сумма, которую Вы озвучили — она не такая уж и существенная для бюджета области, с учётом их расходов, например, на пиар...

Мон.Евфросиния:

— 850 миллионов рублей вот пообещал... значит, вот, Голощапов также входит в Попечительский совет Лавры о строительстве реабилитационного центра — он этим занимается. Он вложил свои деньги, потом стал просить других людей, спонсоров — ну, вот, сейчас стройка остановилась, денег не хватает.

Лиза Горская:

— Ну, даст Бог... как-то снова появятся...

Мон.Евфросиния:

— Да, дай Бог! Ну... вот так пока идём, такими маленькими-маленькими шажками.

И вот, я придумала... так, как я ещё являюсь... открыла такое движение международное — в помощь слепо-глухим всего мира. И наш проект такой... так как мы никак не можем найти, всё-таки, денег на сборы — потому, что нам ещё заводик нужно сделать для того, чтобы они могли, помимо того, что в реабилитационном центре они будут жить и учиться, но, чтобы изготавливать миро, или другие... это нужен какой-то маленький заводик, или фабрика. А чтобы это создать, никто денег не даёт. То есть, опять — кризис. Никому ничего не нужно.

И мы решили сделать такую вот...

Лиза Горская:

— А кому нужно — у того денег нет.

Мон.Евфросиния:

— Да... открыли такое международное движение — причём, я в Израиле открыла, я там живу 25 лет, этот альбом, кстати, посвятила 25-летию пребывания на Святой Земле, как благодарность Богу, что Он меня там держит, у Гроба Господня, грешную...

Лиза Горская:

— А я Вас ещё спрошу про ваш монастырь Фёдора Стратилата — хотя бы пару слов нам нужно успеть рассказать в этой программе.

Мон.Евфросиния:

— Да. Я хотела, просто, рассказать немножко про это движение...

Лиза Горская:

— Да-да-да...

Мон.Евфросиния:

— Вот, немножко... Просто, движение называется в честь принцессы Алисы. Это — племянница нашей Елизаветы Фёдоровны Романовой, и она там же захоронена — в Гефсимании. И когда принц Чарльз приезжал поклониться своей бабушке, послужить панихиду — кстати, он Православие принял — и я там присутствовала, и рассказала про наших деточек.

Оказывается, принцесса Алиса — она родилась глухой, а потом — ослепла, Алиса фон Баттенберг. И у них есть тоже такой реабилитационный центр в Лондоне.

И когда я ему рассказала, как наши дети работают, он говорит: «Матушка, давайте, приезжайте с вашими детьми к нам, и сделаем концерт».

И мы решили сделать такой концерт — после России поехать в Лондон, спеть наши все песнопения на русском языке — вот, именно ораторию...

Лиза Горская:

— И у вас будет концерт в Лондоне?

Мон.Евфросиния:

— В Альберт-холле, да.

Лиза Горская:

— Ничего себе!

Мон.Евфросиния:

— У нас планируется на следующий год в Альберт-холле вот этот концерт — и в честь, опять, бабушки Алисы фон Баттенберг, принцессы Алисы. Просто, мы её имя вспомним — потому, что она делала очень много добра людям, несмотря на то, что она была слепая и глухая.

Лиза Горская:

— Я просто ни разу не слышала, именно в качестве утверждения, то, что принц Чарльз принял Православие! Я слышала, что он интересуется...

Мон.Евфросиния:

— Нет, нет, нет — у меня есть даже записи, где он и по-православному крестится. Он на Афоне сделал это... у него была другая, англиканская, вера, а он — покрестился! На Афоне.

Лиза Горская:

— Удивительно! И когда, в каком году?

Мон.Евфросиния:

— Я не знаю, в каком году, но это вот мне сказали — он в Ватопеде, по-моему, крестился. И у него даже келья своя там есть. Он приезжает очень часто на Афон.

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

Лиза Горская:

— Я напоминаю нашим радиослушателям, что в эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер».

Матушка, у нас не очень много времени осталось — расскажите, пожалуйста, ещё про концерты. Вот, мы говорили о планах ваших относительно концертов в Лондоне, а поближе что-то — планируется?

Мон.Евфросиния:

— Мы первый концерт — тем более, у нас будут репетиции — нам помог глава Администрации района, Токарев — помог нам дать зал бесплатно.

Лиза Горская:

— Сергиево-Посадского, да?

Мон.Евфросиния:

— Да, Сергиево-Посадского района. Дали бесплатно зал — Дворец Культуры имени Гагарина — это на 5-6 число. Сам концерт состоится 6 мая в 19.00. Сейчас мы хотим подготовиться к этому концерту.

У нас, помимо песен, вот этой оратории, у нас ещё будет песочная анимация — цветная песочная анимация, и работают, конечно, самые лучшие люди: режиссёр Мариинского театра, плюс — художники у нас самые профессиональные. Даже, причём, наши художники, которые уже работают в Ницце — мы их берём оттуда, перевозим сюда, для нашей работы.

Лиза Горская:

— Ближе — не нашлось?

Мон.Евфросиния:

— Ближе — не нашлось, да. Ну... нет... нашлось, мы взяли художницу тоже Мариинского театра — она делала... мы подготовили с ней клипы — уже выпустили их на телевидение. А вот именно для оратории — у нас так... более глобальный проект, поэтому мы взяли другого художника, более такого... который может работать...

Лиза Горская:

— ... масштабно...

Мон.Евфросиния:

— ... с цветным песком, также — и с маленьким, и с крупным. Ну, в общем... там масштабная работа, да. Очень.

Лиза Горская:

— А детишки участвуют как-то в подготовке, или уже будут только на концерт...

Мон.Евфросиния:

— Они будут петь, они будут участвовать — у нас там режиссура, это как мини-спектакль такой будет. То есть... они там и сами будут участвовать.

Лиза Горская:

— Это — какой по счёту концерт ваш в проекте?

Мон.Евфросиния?

— Какой... концерт — первый, это — премьера! Это — мировая премьера, состоится в Сергиевой Лавре, и там Московская Духовная Академия примет участие...

Лиза Горская:

— А Вы молчите!

Мон.Евфросиния:

— Да! Я не молчу — я поэтому и пришла сказать, что первый концерт — это благословение преподобного Сергия Радонежского! Именно оттуда мы хотим сделать турне уже по всему миру.

И на следующий год, а может — в этом году, дай Бог, в октябре месяце ( мы сейчас будем обговаривать ) — сделать в Зарядье концерт, или ещё — Крокус-холл нам предложили. Ну, посмотрим! Как народ пойдёт...

Лиза Горская:

— А вы — выбираете... А! И вы будете смотреть, что у вас будет в мае, на концерте в Сергиевом Посаде?

Мон.Евфросиния:

— Да, как воспримут люди, вообще, вот это... ну... это же — возрождение Православия, возрождение нашей культуры, и как люди — оценят ли они? Вот, эти шедевры наши, которые — мы работали, трудились, и день, и ночь, и пот проливали...

Действительно, ну, представьте себе: 60 человек — оркестр, 45 человек — хора, дети поют, солисты поют — то есть, здесь сколько людей было задействовано, понимаете? 105 человек — только на сцене. Плюс — театр «Современник», Галина Борисовна Волчек даёт нам самых лучших артистов. Это — Гафт, это — Алёна Бабенко... ну, несмотря на то, что он болеет. Я говорю: «Валентин, мы Вас посадим в кресло, и Вы будете читать Пророчества о Христе».

Лиза Горская:

— Ещё раз, напомните, пожалуйста — где, когда, и как попасть на этот концерт?

Мон.Евфросиния:

— 6 мая, но билеты — в кассах Дворца Культуры можно купить. 6 мая, в 19.00 — это будет открытие...

Лиза Горская:

— В Сергиевом Посаде...

Мон.Евфросиния:

— ... в Сергиевом Посаде...

Лиза Горская:

— ... и Дворец Культуры — тоже в Сергиевом Посаде?

Мон.Евфросиния:

— Да, Дворец Культуры им. Гагарина Сергиева Посада — как благословение преподобного Сергия. Заодно, зайдёте, помолитесь у Преподобного, приложитесь к мощам, я вам это...

Лиза Горская:

— Или, наоборот — к Преподобному, а заодно — на концерт.

Мон.Евфросиния:

— Вот! К Преподобному, а потом — на концерт. Это будет — самое лучшее.

Лиза Горская:

— А если кто-то не запомнил сейчас, а потом: «О!... А какой-то где-то концерт в Сергиевом Посаде замечательный...» — как вас найти? В интернете где-нибудь есть информация?

Мон.Евфросиния:

— Да: elisaveta-fond.ru — у нас будет там вся информация.

Лиза Горская:

— Это — сайт фонда памяти преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Фёдоровны Романовой.

Мон.Евфросиния:

— elisaveta-fond.ru

Лиза Горская:

— У меня к Вам личный вопрос: почему Вас настолько трогает именно эта тема — помощи слепым деткам? Вот, Вас лично — монахиню Евфросинию Матвееву?

Мон.Евфросиния:

— Вы знаете, я их один раз увидела на одном концерте, на фестивале. Дети поехали в Великий Устюг. Одна моя знакомая, Маргарита Буряк, из фонда «Миссия» — она каждый год к Деду Морозу возит по 300 детей. Собирает самых больных, сирот — и вот, она возит их благотворительно к Деду Морозу. И там устраивают фестиваль — кто лучше споёт, или кто лучше станцует — ну, вот такое...

И мы вот увидели — она меня пригласила, и 4 дня мы там были — и вот, когда я увидела на этом фестивале, как дети поют о России... тем более, я живу у Гроба Господня, каждый день свечу ставлю у Гроба Господня за Россию, молюсь и очень люблю Россию — и тут они поют: «Поднимись, Святая Русь, здесь живу, и здесь молюсь. Православная страна — ты, Россия, мать моя!»

Мы — как заплачем! Там такая песня — это, кстати, Стас Михайлов, по-моему, написал её — они переделали, и вот, они, в такой манере, спели. И мы все — плачем, все — встали, аплодируем им, конечно, и я говорю: «Господи, как бы я хотела этих детей на Святую Землю свозить!» И вот — началась у нас такая дружба.

Свозила их один раз, потом — второй раз, третий раз — потому, что их 250 человек, невозможно же всех сразу вывезти, поэтому мы группками вывозили — и двое получили светоощущение! Вот, как они молятся! Их молитва — сразу на Престол!

И мне захотелось им помочь, потому, что они... вот... когда я узнала проблему, что выходят дети — представляете, сколько в них сейчас вкладывается труда, заботы, и бюджета, и всего на свете — и после 18 лет они никому не нужны!

Вот, для меня это так стало больно, что ни в одной стране мира такого нет! В Израиле — какие там реабилитационные центры! В Лондоне — какой реабилитационные центр! Понимаете? Одна Королева жертвует на этот реабилитационный центр 60 миллионов фунтов стерлингов в год! А принцесса Анна, дочь её родная — она содержит вот этот реабилитационный центр. Так они даже там не работают! Они просто... у них там — фитнес... у них там 2000 человек медиков задействовано, представляете? У всех — свои квартиры, у всех всё хорошо... то есть, вообще, замечательно! То есть, у них настолько вот эта социальная система работает...

А я говорю: «А у нас слепые — работают...» — «Матушка, приезжайте, научите, мастер-классы сделайте!» И вот, принц Чарльз меня, как раз, с принцессой Анной хотел познакомить, чтобы мы полностью обсудили нашу работу, чтобы я могла показать... потому, что, говорит: «У нас нет работы для слепо-глухих. И то, что Вы можете дать — для нас это будет великое событие! Поэтому, матушка, приезжайте...» Я говорю: «Хорошо. Мы тогда дадим концерт в Альберт-холле — нам бы, конечно, хотелось собрать деньги и на реабилитационный центр, и, самое главное, на учебно-производственный комплекс, который я развиваю, и хочу всем странам мира показать, как идёт вот эта упаковка, разливка, и так далее — то есть, обменяться опытом, и...»

Ну, вот, поэтому...

Лиза Горская:

— Вы сейчас, матушка, пожалуйста, коротко расскажите — если вдруг кто-то из наших слушателей захотел как-то поучаствовать, помочь строительству этого реабилитационного центра — как это сделать?

Мон.Евфросиния:

— Знаете, лучше не строительству реабилитационного центра — потому, что там сейчас Попечительский совет Лавры. Они сами собирают уже на высоком уровне.

Самое главное — учебно-производственный комплекс, который я сейчас создала, и мы... что для них нужно: им нужна работа, им нужны деньги. Вот, что нужно слепо-глухим.

Лиза Горская:

— Ну, вот, кто-то услышал и загорелся этой идеей, и имеет какие-то возможности — что ему делать?

Мон.Евфросиния:

— elisaveta-fond.ru

Лиза Горская:

— Всё — через фонд...

Мон.Евфросиния:

— Да, и там всё написано, куда можно пожертвовать, что — вот, именно на развитие учебно-производственного комплекса. И — помощь детям.

Лиза Горская:

— Вы столько говорили про обмен опытом, про связи с Великобританией, принцессы... концерты... Вы сами на английском со всеми общаетесь, или через переводчика?

Мон.Евфросиния:

— Я немножко говорю на английском, хотя принц Чарльз говорит: «Как ты хорошо говоришь на английском языке!» — а я ему только два предложения сказала, а он уже говорит...

Лиза Горская:

— Вот, это — галантность, да? Королевская...

Мон.Евфросиния:

— А я... там... с арабским акцентом — потому, что английский я изучала...

Лиза Горская:

— ... с Божьей помощью!

Мон.Евфросиния:

— ... в Израиле с арабами — православными арабами, которые у Гроба Господня...

Лиза Горская:

— Они, кстати, очень понятно говорят...

Мон.Евфросиния:

— Да-да-да...

Лиза Горская:

— ... понятней, чем британцы, зачастую!

Мон.Евфросиния:

— Да, да... потому, что я их — британцев — сама плохо понимаю. А так вот, с арабским, с русским акцентом — у меня хороший английский, можно сказать!

Лиза Горская:

— Ну, да, да... а эти все британские штучки: в зависимости от того, глухо они произнесли слово, или звонко — оно может иметь противоположное значение! Ну, что это такое?

Расскажите про ваш монастырь. Это — монастырь Фёдора Стратилата в Израиле.

Мон.Евфросиния:

— Это — в Израиле, в Иерусалиме, находится в 100 шагах от Гроба Господня.

Ну, вот, я проживаю в монастыре святого Фёдора Стратилата и Фёдора Тирона, настоятелем которого является игумен — отец Алексий. И, так же вот, сёстры, которые живут в нашем монастыре — это сёстры из Румынии, из Греции, русские... вообще, Иерусалимская Патриархия — это, как бы, все православные собираются, любой национальности, и молятся у Гроба Господня. Это — то Святогробское Братство. Это — любители Гроба Господня, которые приходят, каются, плачут о грехах... и любят просто Гроб Господень.

Лиза Горская:

— Ну, расскажите, да, может быть, подробнее про послушания, которые есть в монастыре — понятно, что они какие-то особенные, ввиду близости ко Гробу Господню.

Мон.Евфросиния:

— Вы знаете, те, кто... у нас у всех есть свои храмы — вот, Фёдора Стратилата и Фёдора Тирона — это IV века храм, со времён царицы Елены, 326 год.

Она построила эти все монастыри небольшие, и у нас там есть даже частицы мощей Фёдора Стратилата и Фёдора Тирона — именно двух святых.

Вообще, это своекоштные монастыри.

Лиза Горская:

— Что это за слово такое?

Мон.Евфросиния:

— Своекоштные монастыри — это вот... вот, есть общежительные монастыри, есть — отшельнические, которые были в IV-V веках... ну... и сейчас, может быть, где-то есть, а есть — своекоштные. То есть, есть благословение Патриарха — и ты сам себе зарабатываешь на жизнь. Допустим, плетёшь чётки, потом — отдаёшь кому-то на продажу, тебе дали денюжки — и ты платишь за свет, ремонтируешь свою келью, сам питаешься. То есть, это называется — своекоштный.

Вот, например, когда в Горнем монастыре... ну, случилась Первая Мировая война, и в Горненском монастыре не было средств к существованию, сёстры уходили на строительство дорог — и зарабатывали деньги, и вот так они и проживали. Вот, это тоже... как бы... они уходили в своекоштный такой... монастырь. Понимаете, да?

Лиза Горская:

— Да.

Мон.Евфросиния:

— И вот, у нас — все такие монастыри. То есть, ты сам... вот, именно у Гроба Господня. Потому, что нужно оплачивать и воду, и свет, и платить арнону... арнона — это как налог на собственность, монастырский. Потому, что Старый город — он, всё равно, принадлежит Израилю.

Лиза Горская:

— Ну, да... там какие-то с недвижимостью очень сложные... финансовые нюансы...

Мон.Евфросиния:

— Да-да-да... несмотря на то, что ключники являются вот эти все конфессии — вот, я живу, как раз, в Греческой Патриархии, и у нас вот эти 11 монастырей вокруг Гроба Господня — и все они своекоштные, все сёстры что-то делают, братья что-то делают — зарабатывают и оплачивают вот это всё... коммунальные, там, и так далее. Потому, что Патриархия не может оплачивать за нас.

Лиза Горская:

— И сколько времени Вы проводите в Иерусалиме, и сколько времени — в России, и занимаетесь всеми вот этими проектами замечательными?

Мон.Евфросиния:

— Вы знаете, раньше я вообще не выезжала из Иерусалима, раньше это просто находилось там. А сейчас, буквально, 1 раз в месяц я всегда бываю... это — последние 3 года... вот с этим, с записями этого диска, и работа с артистами... ну, и, естественно, работа с детьми.

Я думала просто, что мы это запишем, сделаем несколько концертов, может быть, заработаем денег, сделаем вот этот учебно-производственный комплекс — и всё, и потом я уже на покой пойду, хватит...

Лиза Горская:

— Не рановато?

Мон.Евфросиния:

— Главное — вот это всё создать, понимаете? Я знаю, что я помру — и они будут молиться за меня. Понимаете? Потому, что для них... вот, что для меня важно? Мне важна их молитва — сразу на Престол. Вот, больше мне ничего не надо.

Вот, пока я жива, я говорю: «Я буду вашими глазами». Я им даю работу, я им даю, с помощью Божией... вот, это всё продвигаю. Потом, не дай Бог, умру — ну, всё равно, все будем умирать — и я знаю, что это будет передаваться на молитве... то есть, их молитва сразу там... на службе, понимаете, да — сразу на Престол. Вот, такая у них молитва. Будут за меня молиться, дай Бог, за упокой!

Вот, это самое главное для меня. Вот, такой я человек, видите? Мне ни денег... мне ничего не надо. Вот, у меня один хитон — я в нём хожу пять лет...

Лиза Горская:

— Хорошо сохранился!

Мон.Ефросиния:

— Хорошо сохранился, да!

Лиза Горская:

— Давайте, мы ещё раз напомним нашим радиослушателям, что всю информацию о концертах, о том, как помочь строительству учебного комплекса для слепо-глухих, достигших совершеннолетия, детей можно найти на сайте благотворительного фонда памяти преподобномученицы Великой княгини Елисаветы...

Мон.Евфросиния:

— elisaveta-fond.ru

Лиза Горская:

— ... что будет концерт 6 мая в Сергиевом Посаде...

Мон.Евфросиния:

— ДК им. Гагарина, в 19.00.

Лиза Горская:

— Да, в общем... неисчерпаемая тема, очень широкая у нас получилась. Я надеюсь, что Вы к нам ещё придёте. А сейчас нам пора прощаться, и, я думаю, слушать музыку.

Напоминаю нашим радиослушателям, что в эфире радио «Вера» была программа «Светлый вечер». У нас в гостях была монахиня Евфросиния Матвеева, учредитель и президент благотворительного фонда памяти преподобномученицы Великой княгини Елисаветы и автор, продюсер проекта: оратория о Святой Земле «Прощальный час в Иерусалиме».

Я так понимаю, мы сейчас будем слушать...

Мон.Евфросиния:

— «Спит Сион»...

Лиза Горская:

— ... «Спит Сион» — это песня с диска, который, уже в рамках этого проекта... ?

Мон.Евфросиния:

— Да, конечно...

Лиза Горская:

— ... был выпущен.

Мон.Евфросиния:

— Юлия Маточкина исполняет и Патриарший хор Храма Христа Спасителя, вместе с детишками.

Лиза Горская:

— Всего доброго!

Мон.Евфросиния:

— Спаси, Господи! До свидания! Всего доброго, братья и сёстры!

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем