Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

«Музыкальная терапия». Антон Черепанов

«Музыкальная терапия». Антон Черепанов



У нас в гостях был музыкальный терапевт, клинический психолог, руководитель центра социального добровольчества Российского православного университета Иоанна Богослова Антон Черепанов.

Мы говорили с нашим гостем о том, как музыка помогла ему прийти в Церковь и стала важной составляющей его работы и социального служения. Что такое музыкальная терапия, кому и в каких обстоятельствах она может помочь обрести душевное равновесие.

Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева


И. Цуканов

— Добрый вечер, дорогие друзья! Это «Вечер воскресенья» на радио «Вера». И, как обычно в это время, в студии у микрофона — моя коллега Кира Лаврентьева...

К. Лаврентьева

— Добрый вечер!

И. Цуканов

— И меня зовут Игорь Цуканов... И сегодня (как всегда по воскресеньям) мы говорим на тему «христианин в обществе» — говорим о служении мирян в Церкви, которое далеко не всегда предполагает, что человек служит где-то в храме. Как вот пишет апостол Павел, служения различны, очень различны, и можно служить в Церкви, занимаясь самыми разными делами... Вот наш сегодняшний гость — Антон Черепанов... Антон, добрый вечер!

А. Черепанов

— Здравствуйте...

И. Цуканов

— Антон — музыкант, терапевт, клинический психолог, руководитель Центра социального добровольчества Российского православного университета святого Иоанна Богослова. И то дело, та специальность, которой Вы занимаетесь, Антон, называется музыкотерапией.

А. Черепанов

— Да, музыкальная терапия...

И. Цуканов

— Да, и вот, наверное, первое, о чем Вас надо спросить — это что же это такое?

К. Лаврентьева

— Очень интересно, да!

А. Черепанов

— Музыкальная терапия — звучит немножко странно; и если человек никогда с этим не сталкивался раньше, приходят какие-то ассоциации в голову, вроде, знаете, целителей...

И. Цуканов

— Да-да-да...

А. Черепанов

— Использующих разные инструменты... Это отчасти верно, потому что такие традиции использования музыки и искусства в целом — они, конечно, глубоко в культуре где-то укоренены и в истории... Но я все-таки такой академической парадигмы, научной, можно сказать, приверженец; и мой путь в музыкальную терапию — он как путь соединения моего образования клинического психолога и моего призвания, связанного с музыкой.

Я играю на самых разных музыкальных инструментах — флейта, гитара, фортепиано; пишу музыку; пою, конечно... И в какой-то момент, еще будучи на практике, студентом-психологом, я обратил внимание, что у постели больного, когда нет слов, приходит музыка... И это порой лучше даже... И вот как раз по просьбе некоторых пациентов я стал более уверенно внедрять это в свою практику...

И знаете, тогда это еще было сопряжено с такой дилеммой относительно профессионального самоопределения. Для меня музыка очень важна была, творчество и всё в этом духе... А в то же время и хотелось вот помогать людям как-то, в медицине, в здравоохранении, в социальном служении тоже участвовать...

И тогда вот это сочетание — «музыкальная терапия» — я думаю, что мне его не иначе как Господь вложил в сердце. И когда я полез в интернет — на русском языке практически ничего не было на эту тему. Но на английском оказалось, что вот уже с 40-х годов эта специальность существует в Европе, в Америке, и готовит таких специалистов...

В Первую Мировую войну, наверное, обратили внимание на реабилитацию раненых с фронтов... Приходят музыканты в клиники и играют — и состояние улучшается; и врачи тогда внедрили это как постоянную практику, а впоследствии этих музыкантов-волонтеров обучили каким-то необходимым специальностям, связанным с медициной, психофизиологией и так далее... Коммуникации с пациентами... Потому что все-таки не каждый музыкант сможет это сделать — требуется какая-то подготовка...

Вот, и так возникла музыкальная терапия. Я учился этому и продолжаю учиться до сих пор...

И. Цуканов

— Интересно! Ведь у нас тоже на фронт ездили... Вот Клавдия Ивановна Шульженко ездила давать концерты...

К. Лаврентьева

— Поддержать боевой дух...

И. Цуканов

— Это вот тоже из этой же серии? Как Вы думаете?

А. Черепанов

— Не совсем. Мне кажется, поддержать боевой дух — это эффект музыки сам по себе. Мы знаем эти марши военные барабанные, знаем эти флейты, духоподъемным воздействием обладающие... Все-таки о терапии мы говорим, когда есть какая-то патология, когда есть какая-то боль, какая-то рана... Ну, например, музыка как анестезия — это мощный эффект, ее применяют даже в операционных...

К. Лаврентьева

— В родах...

А. Черепанов

— В родах, да... И музыка для нас — конечно, неземное что-то совершенно. И в этом смысле она как бы дает человеку облегчение всегда, как-то связывая человека с духовным миром... Но не каждая музыка обладает таким свойством, конечно.

Поэтому вот о музыкальной терапии мы можем говорить очень и очень много... И мне очень приятно сегодня говорить с вами об этом... Это действительно, наверное, как вы меня представляли, какой-то путь моего служения...

К. Лаврентьева

— Антон, а какие истории были в Вашей вот этой музыкально-терапевтической практике, которые, ну... закончились хорошо? Пришел человек, например, с ПТСР (посттравматический синдром), и говорит: «Что мне делать?». А Вы ему предлагаете музыкальную терапию... Так это происходит? Или все-таки степень диагнозов несколько меньше, несколько проще — которые поддаются музыкальной терапии?

А. Черепанов

— ПТСР — то есть, посттравматическое стрессовое расстройство — оно вполне уместно. И я, конечно, вспоминаю именно по этому диагнозу историю. У меня дипломная была как раз защищена на эту тему. В группе был такой пациент, у которого было ПТСР. Он ветеран Афганской войны, и на очередной такой реабилитации находился в психиатрической больнице... Музыкальная терапия не то, что помогла ему — это был человек, который вот просто на наших глазах буквально оттаял!

Будучи военным таким человеком, такой выправки авторитарной, не очень хорошо чувствующий других людей — он был трудным участником в группе. И никто не мог дать ему такую обратную связь, которая как-то немножко скорректировала бы его способ общаться, вот эту атмосферу эмоциональную...

И когда мы играли... А мы использовали метод импровизации недирижируемой, когда в центре круга лежат разные инструменты какие-то — барабаны, шейкеры, погремушки, может быть, лира, укулеле, что-то еще, колокольчики, конечно... И он вот выбирает себе... барабан! Самый большой, самый яркий, конечно же... И начинает на нем играть так, что колокольчики и лиры, конечно...

И. Цуканов

— Уходят на второй план...

А. Черепанов

— Да... А мы делаем запись, и потом слушаем ее и делимся своими впечатлениями... И этот человек с совершенно серьезным видом спрашивает: «Это кто так на барабане громко стучит?». И все такие: «Э-э...»....

К. Лаврентьева

— «Что-о?»...

А. Черепанов

— «Это Вы играете...». И он действительно начинает понимать, что это он играет! И это был такой момент встречи с собой — с собой в напряжении, с собой вот в этой как раз...

И. Цуканов

— Агрессии...

А. Черепанов

— Выправке... Ну, агрессии даже, да, в чем-то — безусловно, это выражение всего того напряжения, которое у него копилось долгие годы внутри и из-за которого он агрессировал на своих близких, на свою семью, из-за которых, в общем, в очередной раз был госпитализирован...

Но этот эффект не был долгим. Потому что на этапе уже интеграции этого опыта после группы мы с ним беседовали, и он рассказал о том, что вообще его мотивацией прийти на лечение было подтвердить свою инвалидность. Потому что он, будучи ветераном, получает там какие-то дотации, и для него это важно...

И какой бы ни была позитивная динамика, всегда есть, что называется, какая-то вторичная выгода от заболевания. И в этом случае... Это, конечно, далеко не самый успешный такой кейс в научных кругах, как мы говорим, обсуждая истории людей. То есть, этому человеку помогла бы, конечно, музыкальная терапия. Но у него... Я почему о нем так много говорю: потому что это был тот человек, у которого динамика показателей, связанных с улучшением состояния, была минимальной. То есть, у него там зашкаливали показатели по тревожности, депрессии, и они примерно оставались такими же... Хотя я видел, что человеку правда стало лучше, и вот дотошно разбирался в этом случае...

Но конечно, не только ПТСР. Мы работаем и с детьми — дети с аутизмом, дети с другими ограничениями по здоровью, дети с ДЦП, с гиперактивностью... Это и взрослые — большой очень спектр каких-то психических нарушений: и депрессии, и биполярное фиктивное расстройство, и разные стрессовые ситуации... Да впрочем, и то самое эмоциональное выгорание, истощение, с которым часто сталкиваются люди, особенно живущие в мегаполисе, кто много работает и мало отдыхает...

К. Лаврентьева

— Вот Вы знаете, я это слушаю всё сейчас, и на меня такая грусть нападает... Потому что сейчас действительно на каждом шагу депрессии, тревожные расстройства, ПТСР, послеродовые депрессии, биполярное расстройство, и прочее, и прочее...

Возникает вопрос, конечно, Антон, к Вам как к христианину в первую очередь: где здесь здоровая Божья часть человеческой души? Где здесь образ Божий? И возможно ли, по теории Виктора Франкла, выйти здесь из позиции жертвы и вступить в позицию силы?

А. Черепанов

— Очень трудный вопрос, у меня нет ответа на него...

К. Лаврентьева

— Может быть, у Вас есть какие-то мысли по этому поводу, потому что Вы постоянно соприкасаетесь с этой проблемой психических расстройств, каких-то временных недомоганий...

А. Черепанов

— К сожалению, эти недомогания не временные. Они приобретают хронический и в основном неизлечимый характер, если мы говорим о психиатрии...

Наверное, искра Божия — в той радости, которую я вижу, когда мы встречаемся с человеком. Это радость встречи с музыкой — потому что музыка дает нам такое контактное поле, в котором мы можем немножко отбросить свои ограничения... ну, где-то забыть или как минимум отвлечься от тех проблем, о которых мы говорим...

Но как максимум — все-таки мы встречаемся в том, что больше болезни, в том, что является духовной силой человека, в том, что от Бога...

К. Лаврентьева

— Вот если рассуждать об этом глубже, то мне кажется, что человеку с психической нестабильностью, расстройством или диагнозом сложнее всего это в себе принять. Мне кажется, куда проще принять свою сломанную руку, чем сломанную психику. Я понимаю: рука и психика — это разные вещи... Но какой-то физический недуг и сломанная психика — это все-таки разные вещи! Может быть, я ошибаюсь...

Антон, Вы помогаете людям как-то это в себе принять и с этим жить? Потому что тут сама борьба с этим заболеванием внутри себя, непринятие его ухудшает его течение и вгоняет человека в дополнительное уныние... И вообще тогда какая-то беспросветная история просто получается...

А. Черепанов

— Просто не лечатся из-за этого, поскольку не принимают болезнь... Просто отказываются лечиться, да...

К. Лаврентьева

— Им кажется, что все виноваты, либо кто-то вокруг виноват, либо «я просто... на мне можно крест ставить», «толку нету», «мне это не поможет», либо еще что-то...

А. Черепанов

— Кира, Вы правы совершенно, как будто сами даже имеете опыт, или, по крайней мере, учились в этой сфере... Анозогнозия — это отсутствие у пациента критики к своему состоянию в случае с психическими болезнями. Это та пелена, которая застилает человеку глаза — не только при взгляде на окружающий мир, но и, к сожалению, при взгляде на самого себя...

К. Лаврентьева

— А когда критичность сохраняется — это уже невроз? Все-таки это уже не глубокая психиатрия...

А. Черепанов

— Ну, Вы знаете, все-таки и психическую патологию вроде шизофрении и других психотического уровня расстройств, или пограничных расстройств, тоже можно осознавать до какой-то степени. Мы знаем прекрасные примеры компенсации — когда человек вопреки своей болезни все-таки реабилитируется и, например, помогает другим, описывая свой опыт. Мы знаем среди врачей таких... Ну вот синдром Кандинского-Клерамбо — синдром психического автоматизма — был описан врачом-психиатром... Который сам, к сожалению, покончил собой — потому что в этом приступе голоса, который ведет его и приказывает ему (синдром психического автоматизма еще его называют) вот такое непоправимое человек может совершить...

К. Лаврентьева

— «Вечер воскресенья» на радио «Вера», уважаемые радиослушатели. В этом часе с нами — Антон Черепанов, музыкальный терапевт, клинический психолог, руководитель Центра социального добровольчества Российского православного университета святого апостола Иоанна Богослова. У микрофона — Игорь Цуканов и я, Кира Лаврентьева.

Антон, вот завершая эту печальную ветвь разговора про психические заболевания, которые заканчиваются трагично... Совершенно необходимо, мне кажется, задать следующий вопрос. Ну ведь с духовной точки зрения святые отцы вот эти голоса и прочее довольно просто и конкретно объясняют — что существуют не только Господь, ангелы Господни, святые, Пресвятая Богородица... Существует добро, но существует и зло — таковы законы нашего мира. И честно говоря, вот как бы если открыть книги святых отцов — там тебе будет четко сказано, что если ты слышишь какие-то голоса — это однозначно бесы...

Как Вы как христианин сейчас могли бы это объяснить вот с точки зрения христианской психиатрии?

А. Черепанов

— Христианской психиатрии как таковой мало... Ее практически нет. Насколько помню, Авдеев в книге «Проблемы формирования христианского отношения к психическим заболеваниям» пишет об этом диалоге психиатра — врача прежде всего, который имеет такое естественно-научное понимание человека, как бы биологический подход... Все-таки он должен общаться со священником, который понимает духовный смысл, духовную причину этой проблемы.

И каждая проблема — она в себе (в зачатке, по крайней мере) содержит и решение. Если человек искушаем бесами, то путем выздоровления, путем излечения, конечно, он становится... обращается к Господу, к молитве, святым отцам, Богородице...

Но вот представьте себе, что сейчас я начну пациенту психиатрическому объяснять это...

К. Лаврентьева

— Только ухудшит состояние?

А. Черепанов

— Ну, есть даже такие проблемы, как бредовая интоксикация на религиозной почве. И это очень широко распространенная проблема! О ней, к сожалению, тоже не слишком говорят в церковных кругах... Ведь как может быть патологичным то, что от Бога? С другой стороны на это посмотрим: как может быть религиозный психоз? Ну, его просто быть не может, потому что всё, что от Бога — это свет... Но мы на практике все-таки сталкиваемся с тем, что искаженное сознание человека неспособно воспринять эту идею, и только молитва другого за него в данном случае сработает, безусловно...

Ну и мы таким образом еще давайте поднимемся на немножко более абстрактный уровень понимания вообще любой психической проблемы (как и вообще психического здоровья) — она биопсихосоциодуховная. Да, на сегодняшний день в науке принята такая четырехчастная модель понимания человека...

Био — это значит человек вот имеет какие-то мозговые процессы, биохимию; и действительно, может быть, иногда нужно попить таблетки, чтобы эти «голоса» ушли... Но при этом понимать, что еще и важно психологически разобраться — в семейной ситуации, в мыслях, эмоциях человека... Социальная — это его окружение, кто рядом с ним находится, имеет ли он такую опору... И наконец, духовная — когда уже действительно Сам Господь вмешивается в ситуацию и помогает человеку тот или иной недуг преодолеть...

И. Цуканов

— Здесь есть, конечно, еще такая тема, тоже неудобная несколько для обсуждения... Что многие какие-то феномены, связанные с нашей верой — они, в общем... ну, их можно попытаться объяснить с точки зрения психиатрии, вполне себе...

Взять явление Господа апостолу Павлу (тогда еще Савлу) по пути в Дамаск... Вот как на это можно посмотреть? Глазами верующего человека — это было, естественно, откровение. А глазами психиатра это вполне может быть...

А. Черепанов

— Галлюцинация...

И. Цуканов

— Какой-то психоз, да, или галлюцинация... И в принципе есть, конечно, соблазн попытаться объяснить как бы так физиологически многие вещи, которые мы воспринимаем все-таки как действительно... как момент откровения. Вот это — тоже некое искушение для человека, который в этой области вращается, правда ведь?

А. Черепанов

— В противопоставлении духовного материальному всегда важно понимать, что этих граней не две — их значительно больше. И как минимум, говоря о биологии и духе, важно говорить еще и о психологии, и о социуме, об обществе... В том числе ведь можно и с социальной точки зрения эти феномены объяснить — скажем, культурно-исторические моменты...

В начале 20 века в Европе, когда как раз возникла психотерапия, многие авторы на эту тему высказались, в том числе основатели психотерапии, за что вообще часто психотерапию критикуют воцерковленные люди — что она как бы объясняет идею Бога некоей проекцией суперэго, такой родительской фигурой, сверх-Я, которое вот идеализировано до какой-то степени...

Человек разбирается с этим, и это такой действительно для него вызов — в какой-то степени преодолеть вот такое мирское понимание... И уже речь идет не о воспитании, а об индивидуальной встрече с Богом — которая, безусловно, для каждого христианина является самым ценным. Ценнее, чем догматы или какие-то каноны, уставы и прочее...

И. Цуканов

— А как, Антон, у Вас произошла вот эта, если позволите так спросить, встреча с Богом? Такое громкое слово, но всё равно она так или иначе происходит у любого христианина, в той или иной форме... Как это было у Вас? Как Вы вошли в Церковь?

А. Черепанов

— Вы знаете, это история классная, и в то же время, конечно, немножко такая для меня личная... Классная в том смысле, что я выступал на бардовском фестивале, и у нас там вот среди членов жюри был батюшка, который после моего выступления подошел и сказал: «Прекрасный бас! Милости просим на клирос...».

Что такое клирос? Куда он меня зазывает? Я, будучи 20-летним юношей, не совсем понимал. Но именно тогда я вот пришел в храм — уже в сознательном, конечно, возрасте...

И. Цуканов

— Воспользовались приглашением...

А. Черепанов

— Да. Я пошел петь — потому что для меня это понятно, важно. А петь Богу, служить Богу пением — вообще у меня не было такой идеи никогда. Я думал, что служить можно только в алтаре... Это вот как бы с внешней точки зрения. Но с внутренней это был очень важный переломный момент, когда я искал... Наверное, я искал действительно такого духовного опыта — и во многом на меня повлияло мое образование клинического психолога и психотерапевта...

Но я искал его не там — экспериментировал с психоделиками, в общем, разными наркотическими веществами... И в какой-то момент я понял, что я нахожусь на грани смерти — в таком смысле, действительно... чисто физически... Ну и духовно это был очень важный момент. Потому что это был такой кризис, это был тупик, за которым ничего не оказалось...

И. Цуканов

— А как Вы это поняли — что за этим ничего как бы нет дальше?

А. Черепанов

— Ну, потому что мне это не дало состояние целостности, за которым я, в общем, и пошел в этот опыт, в эти эксперименты. А когда пришел в храм, эта целостность практически сразу появилась — как ощущение, как такое внутреннее субъективное чувство... Уже не нужно было что-то искать — я понял, что я уже всё нашел, и это оно вот — Царствие Божие внутри нас есть... Я это в себе почувствовал.

И, конечно, я очень благодарен тем людям, которые меня встретили в храме. Они никак не критиковали какой-то мой странный, скажем, образ жизни, или какие-то мои странные мировоззрения... Я был тогда с пирсингом, с длинными волосами — каким-то совершенно «отъехавшим», с точки зрения такого церковного стереотипа...

К. Лаврентьева

— Вам проще сейчас работать с зависимостями исходя из этого опыта?

А. Черепанов

— Безусловно. Больше того: я с зависимостями работал не так много, и только сейчас начал понимать, насколько это важно. Потому что я действительно в этом смысле — человек, который peer-to-peer (то есть, на равных) может быть с человеком, находящимся рядом...

Ну, до какой-то степени я отрицал этот опыт в себе, мало о нем говорил, а уж в публичном пространстве — никогда, потому что стеснялся, потому что тоже боялся какого-то осуждения... Теперь я понимаю, что это — моя сила, и она действительно только для того и дана, чтобы помогать другим, помогать им выходить из этого...

И. Цуканов

— Дорогие друзья, буквально на несколько секунд мы прервемся — пожалуйста, не переключайтесь.

К. Лаврентьева

— Еще раз добрый вечер, уважаемые радиослушатели! «Вечер воскресенья» на радио «Вера» снова с вами, и в этом часе с нами — Антон Черепанов, музыкальный терапевт, клинический психолог, руководитель центра социального добровольчества Российского православного университета святого апостола Иоанна Богослова. У микрофона — Игорь Цуканов и я, Кира Лаврентьева.

И. Цуканов

— Антон, скажите, пожалуйста: вот Вы руководите центром социального добровольчества при православном университете Иоанна Богослова. Что это за центр, чем Вы там занимаетесь... и как вообще Вы занялись этим?

А. Черепанов

— Центр социального добровольчества возник относительно недавно, буквально в 2019 году. И только первые инициативы пошли — они, конечно, такие... медицинского, социального характера, когда студенты-добровольцы... Ну, это межвузовский центр у нас — есть много из других светских вузов тоже студентов, студенческой молодежи и взрослых тоже специалистов, кто приходит детские больницы, в детские дома...

Ну вот мы приходим, делаем какие-то занятия, проводим музыкальные занятия, театральные, досуговые, развлекательные, поддерживающие, творческие... Ну и в общем, у нас только развернулся относительно этот центр, какие-то инициативы более-менее регулярными стали... А как нагрянул этот карантин — мы вынуждены были остановить все инициативы, переведя их полностью в онлайн.

Поэтому на сегодняшний день, говоря о центре социального добровольчества РПУ, мы говорим о проекте «Помочь можно на расстоянии». Это проект, который как раз объединил множество добровольческих инициатив в период карантина. Мы проводим эфиры с психоинтернатами, с детскими хосписами, мы поем, читаем сказки... Также наши волонтеры индивидуальным образом поддерживают школьников из детских домов, интернатов, из многодетных семей, организуя онлайн-репетиторство, помощь в учебе...

Ну, есть несколько направлений разных, они все очень классные. Мы провели онлайн школу социального добровольчества, чтобы транслировать, тиражировать этот опыт... Я немножко волнуюсь в том смысле, что сейчас, когда открывают снова учреждения, волонтеры как бы забывают (перекрестившись) об этом опыте, когда мы через zoom как-то старались помогать... Потому что всё равно живая встреча — она другой совершенно имеет смысл...

Но мне важно, что этот период подсветил те проблемы, которые раньше были как бы в тени. Мы, например, обратили внимание на детей с особенностями, которые в силу иммунных заболеваний или малой мобильности не выходят из дома. И для них эта возможность получить добровольческую поддержку онлайн — она единственная...

И поэтому сейчас, когда волонтеры весело снова возвращаются в учреждения, мне хочется напомнить о том, что вот еще вчера, еще недавно мы сами были в этой изоляции, и это было единственным таким окном в мир — наш вот этот онлайн, вот этот zoom, вот эти чатики и прочее... Это всё, конечно, хочется сохранить и преумножить, потому что мы получили важный интересный опыт.

Сейчас мы проводим серию круглых столов, осмысляя как раз разные проблемы, связанные с социальным добровольчеством, приглашаем экспертов — тоже у нас информация об этом есть в наших социальных сетях Российского православного университета, если кто-то хочет присоединиться как волонтер или как эскперт тоже на этот круглый стол, поделиться опытом... Мы говорим об онлайн социальном добровольчестве — милости просим и добро пожаловать!

К. Лаврентьева

— Вы давно консультируете как клинический психолог?

А. Черепанов

— Более 10 лет...

К. Лаврентьева

— Более 10 лет... Насколько высок (или не высок) процент ремиссии психических каких-то недугов?

А. Черепанов

— Смотря о каких недугах мы говорим. Вот сегодня мы говорили немножко о невротических расстройствах...

К. Лаврентьева

— Ну, возьмем поверхностный слой...

А. Черепанов

— Если говорить о поверхностном слое, так сказать — не о каких-то глубоких психических нарушениях, а о таких, которые имеют больше такой... стрессовый характер, или какая-то психотравмирующая ситуация...

И. Цуканов

— Депрессия, наверное, тоже, да?

А. Черепанов

— Не каждая депрессия; но тоже, наверное, все-таки да...

И. Цуканов

— Субдепрессия...

А. Черепанов

— Субдепрессия, да, такое вот состояние апатии, какие-то межсезонные спады по настроению, по гормонам... Да, надо сказать, что мы хорошо работаем — невысокий уровень ремиссии... То есть, люди, в общем, скорее благодарят...

К. Лаврентьева

— Невысокий уровень рецидивов, Вы имеете в виду?

А. Черепанов

— Прошу прощения, рецидивов, да — под рецидивом мы имеем в виду, что состояние человека вновь ухудшается; а под ремиссией — устойчивая позитивная динамика... Да, то есть, много ремиссий — то есть, люди в целом обретают для себя новые смыслы, новые форматы...

Вот соединяя эти две темы — у меня многие люди, когда выходят из терапии, очень интересуются нашими социальными проектами и тоже к ним присоединяются. Например, у меня есть оркестр музыкальной терапии «Импровиз», который состоит практически полностью из разных таких участников...

Хотя мы это не афишируем, и нет вообще у нас идеи стигматизации какой-либо. То есть, в общем, мы открыты для любого желающего — независимо от возраста, независимо от инвалидности, от отсутствия каких-то музыкальных способностей... В общем, оркестр, в котором люди просто собираются и вместе играют.

И вот это, оказывается — очень кстати для тех людей, которые выходят из каких-то трудных состояний, но не имеют поддержки в своем социальном окружении. Потому что прийти и пообщаться, скажем, на приходе, в какую-то группу поддержки не каждый человек имеет возможность. Да и не на каждом приходе, к сожалению, такая группа есть.

А прийти в оркестр и вместе помузицировать — это очень даже хорошо: когда никто не спросит у тебя, кто ты, почему ты пришел... И не надо говорить, что вот «я наркоман», или «я на коляске» и прочее. А в онлайне вообще очень интересно — это как группа поддержки была. Мы весь карантин в онлайне музицировали — оркестр, представляете, в zoom-е! Несмотря на эту задержку по звуку, несмотря на то, что качество совершенно невысокое... Потому что главный смысл этого проекта — это...

К. Лаврентьева

— Единство...

А. Черепанов

— Единение людей, да... И через музыку мы как нельзя лучше этого достигаем. И поэтому люди, получая позитивный опыт в терапии, часто хотят его даже привносить... И вот у нас оркестр еще волонтерскую такую миссию выполняет — когда сами вчерашние пациенты проводят эти эфиры, идут в интернаты, чтобы там спеть, чтобы там сыграть...

Меня это очень радует. Я считаю, что в этом вообще большой очень смысл заложен объединения разных социальных категорий... Ну, знаете, как: чем занять стариков? А давайте дадим им детей-сирот, и вот они вместе как бы гармонизируют друг друга... Это чистая теория, и далеко не всегда такие проекты срабатывают на самом деле. Но сама эта идея — она очень классная, потому что она такая междисциплинарная, она объединяет разных людей...

Один мой друг — волонтер, композитор — в проекте «Поющие клоуны» говорит так: «Господь соединяет. А всё, что нас разъединяет — это уже как бы подсказывает нам...».

К. Лаврентьева

— Антон, в первой части программы... Просто не могу не вернуться сейчас к этой теме — заранее меня прошу за это простить, но она крайне важна, может быть, особенно в наш нынешний век...

А. Черепанов

— Пожалуйста...

К. Лаврентьева

— В первой части программы, в ее завершении, Вы упомянули о том, что у Вас был опыт зависимости...

А. Черепанов

— Да...

К. Лаврентьева

— И сейчас Вы работаете с людьми, у которых была зависимость, работаете с другими разными видами расстройств, диагнозов, еще чего-то, работаете как психолог, как клинический психиатр, как музыкальный терапевт — всё это мы сегодня уже не раз перечисляли...

И вот, Антон, что хочется спросить. Во-первых: что Вам тогда помогло всё же от тех зависимостей оттолкнуться? Оттолкнуться — это одно, да; и от этих зависимостей уйти. Это первое.

И второе: что бы Вы сейчас посоветовали родителям вот детей-подростков, какие слова бы Вы им посоветовали сказать своим детям, может, какие-то действия сделать, какой-то подход найти, чтобы ну просто не играть с веществами? Потому что ну что мы слышим первое от людей, которые эти вещества нам предлагают: «Ну, попробуешь там раз, два, ну три — ничего с тобой не будет...».

А. Черепанов

— «Это не серьезно»...

К. Лаврентьева

— «Это не серьезно — это же не какие-то тяжелые наркотики, это так...». И ребенок — а что ему: 14, 15, 16 лет, а то и меньше — он на это легко покупается... И конечно, в этом смысле я не могу не задать Вам этот вопрос: что делать, чтобы у ребенка была хотя бы какая-то предупредительная история такая в голове, что нет — это опасно, это нельзя?

А. Черепанов

— Чтобы помочь родителям уберечь детей от наркотиков, нужно помнить, что есть врачи, специалисты, есть священники, есть психологи... Вот Вы сказали, Кира, что я психиатр — но это не так. Я клинический психолог. А врач-психиатр — это тот человек, к которому я всегда привожу буквально за руку человека, если он обращается ко мне с клинической проблемой.

Это очень важно. Психолог бессилен там, где речь идет о принятии каких-то препаратов для того, чтобы купировать состояние патологического пристрастия, например. Поэтому вовремя прийти к врачу, вовремя прийти к священнику, психологу, социальному работнику, к какому-нибудь воспитателю, руководителю кружка, куратору благотворительной инициативы — в общем, довести до какого-то спасительного такого...

К. Лаврентьева

— Общества...

А. Черепанов

— Общества, да... Не знаю, с чем это сравнить...

К. Лаврентьева

— Рубежа какого-то...

А. Черепанов

— Рубежа, да... Потому что проблема в том, что если человек уже попал в ситуацию, когда ему что-то предлагают, и для него это не является опасностью — это уже поздно! Это значит, что человек уже находится в той среде, в которой никакие увещевания, никакие слова не сработают.

Но как вот эту привентивную меру профилактическую сделать? Важно понять, что ребенок, или подросток, чаще молодые люди — они идут в эти сферы как бы противопоставления, скажем, отрицания христианской морали или общества...

Вот распространенная проблема, что дети из такого строгого, консервативного православного воспитания тоже идут «в отрыв»... И что они там находят? Принятие, разрешение, одобрение... Разве этого нет в православной среде? Есть, конечно. Но субъективно ребенок не воспринимает это так, сквозь призму строгого отца какого-то, скажем, или назидающей матери...

Но довести до другого человека, который может как-то по-другому раскрыть те же ценности — вот это, наверное, то, что хочется посоветовать родителям. Не опускать руки, но бороться — и вот до победного, до того момента, пока не появится вот этот свет, вот эта уверенность в том, что человек находится как бы под опекой, или, скажем так, под присмотром — рядом с ним все-таки взрослые люди...

Ведь речь не идет о том, что у нас вот проблема: надо спасать, спасать всё... И вот эти «спасатели» с жертвами и тиранами всё время меняются местами, этот пресловутый треугольник Карпмана...

К. Лаврентьева

— Что-то такое...

А. Черепанов

— И вот не спасать, да, а все-таки взывать к тому, о чем мы говорили... Ведь если человек взрослый, ответственный за свою жизнь... если он принимает решение распорядиться ею, выбросив ее на дорогу, на попрание — то это огромная духовная сила и любовь должна быть у родителей, чтобы этот духовный урок принять на себя.

И, конечно, не один сеанс психотерапии, не одна беседа со священником нужна, чтобы вот к этому приблизиться, чтобы это понять. Ну а к моему опыту возвращаясь... Наверное, для меня как раз вот была спасительна и поддерживающа ровно та среда, в которую я попал. Для меня Церковь совершенно позитивный смысл приобрела, потому что это сразу был хор, это сразу была молодежка и классные, в общем, люди, девчонки, и так далее...

К. Лаврентьева

— Ну, Вы как бы увидели, что может быть очень интересная и веселая жизнь без всего этого...

А. Черепанов

— Да...

К. Лаврентьева

— И внутри Церкви...

А. Черепанов

— Да... И меня это очень сильно поддерживало. Ну и, знаете, все-таки для зависимого человека, особенно на первых порах реабилитации, всегда речь идет о какой-то замене одного на другое. Ну, я вот, конечно, был такой неофитствующий... Вот каждую службу, все каноны прочитать обязательно...

Потому что я в каком-то смысле заменил одно на другое, и погрузился в исследование, изучение этой темы... Ну и впоследствии, конечно, стал намного более спокойно относиться. Но, безусловно, поддерживает очень сильно вера...

И. Цуканов

— Это «Вечер воскресенья» на радио «Вера», и напоминаю, что сегодня у нас в гостях — Антон Черепанов, музыкант, терапевт, клинический психолог, руководитель центра социального добровольческого Российского православного университета святого апостола Иоанна Богослова. И я вот тоже напоминаю, что та специальность, которой Антон занимается, называется музыкотерапия.

Я хотел вернуться немножко к тому, о чем Вы говорили несколько минут назад, Антон, когда Вы рассказывали про опыт онлайн-общения, онлайн-воздействия, онлайн-контактов с...

А. Черепанов

— С подопечными...

И. Цуканов

— С подопечными, да... У меня такой немножко более общий вопрос. Вот ведь вообще очень важно общение, какой-то личный контакт с человеком... Вот даже когда Вы сказали, что бывают такие больные, которым не очень понятно, что можно сказать; но им можно спеть, или, может быть, сыграть музыку какую-то. И устанавливается всё равно вот этот личный контакт, и это какая-то очень важная штука...

А онлайн — он в принципе... Там, конечно, есть тоже некий личный контакт, но он какой-то другой. И поэтому вот мне было очень удивительно услышать, когда Вы сказали, что всё равно это работает. Но я вот хотел спросить, что все-таки, на Ваш взгляд, больше влияет на вот эти ремиссии, которые иногда происходят у больных ребят под влиянием музыки: больше влияет все-таки то, что вы к ним приезжаете и с ними как-то общаетесь, в том числе с помощью музыки, или вот может повлиять сама музыка, само, может быть, их участие в музицировании, вот в этой импровизации?

То есть, насколько здесь важен непосредственный личный контакт — вот в чем вопрос?

А. Черепанов

— Я убежден в том, что непосредственный личный контакт можно установить онлайн с другим человеком. Здесь важно намерение, с которым человек подходит. Я сначала поговорю немного о трудностях, с которыми столкнулись специалисты помогающих профессий при переходе практики в онлайн.

Многие имеют как раз предубеждения касательно этого дистанционного, опосредованного видеосвязью такого способа взаимодействия — и они как бы входят, но уже с пониманием того, что эффективность там небольшая. И это чувствуется — их мотивация такая...

Но когда мы входим в онлайн, мы верим на 200%, что это сработает. И это работает — потому что... Ну, у меня лично опыт работы в онлайн с 2012 года. Я с 2015 года живу в Москве; мои родители, близкие, друзья на Алтае; и поэтому онлайн для нас — единственный способ общения, он очень привычный, это органичная часть жизни. Не какая-то странная, урезающая личное присутствие, нет — я говорю с бабушкой по телефону, и у меня такое чувство, как будто я сходил к ней, и вот запах пирожков ее ощутил... Ну, вот что-то в этом духе.

Поэтому я спокойно отношусь к онлайну. А что там работает... Ну, мне кажется, что работает искренний интерес. Мы же на этот час, на самом деле, полностью вовлечены. Мы не отвлекаемся на что-то другое, мы не то что... ладно, они нам сейчас что-нибудь споют, а мы там...

И. Цуканов

— Чай попьем...

А. Черепанов

— Чай попьем, или почту проверим, или подумаем о следующих каких-то проектах... Мы тотально в этом времени, и присутствие чувствуется наше, равно как и их. Потому что некоторые из них чувствуют, что это некая такая вынужденная история: вот там прикатили какие-то планшеты и поставили медсестры, или какие-то кураторы, и люди вообще не очень понимают, что происходит...

Это, кстати, другая проблема — как это еще там преподносится, как на местах работают наши кураторы, медсестры. Им низкий поклон и огромное спасибо... Вообще в период карантина всем, кто работает в медицинских и социальных учреждениях, пришлось очень непросто. Ну еще и видно, как они сами к этому относятся: они просто заполняют небольшую паузу, поставив этот планшет, в котором «там волонтеры или музыканты какие-то что-то делают», или они правда видят там человека, который понимает, что на сегодняшний день это — единственный способ прийти, вот как бы разрушив эти стены...

А мы говорим не только о стенах или расстояниях, которые отделяют, скажем, психоинтернаты от города, например — потому что они все очень удалены, за много километров находятся... Но мы еще и говорим о тех социальных, стигматизационных стенах, которые выстраиваются в головах людей — когда «эти такие, а эти не такие; эти правильные, а эти не правильные»...

Вот на радио «Вера» есть популярная в ротации песня Чайфа «Чей чай горячей?» — по-моему, она про это. У этих не то, у этих не это, у этих не так, потому что они не такие... Так мы все такие, какие мы есть! И это очень важно понять в опыте — вот получив встречу с другим человеком, даже если он глубоко патологичный, какой-то странный совсем...

Наверное, вот это работает, когда мы с волонтерами приходим... Я волонтерам стараюсь объяснить, чтобы у них не возникало такой ситуации, когда они «сверху» приходят: вот-мол мы такие пришли, мы молодцы...

К. Лаврентьева

— Сейчас мы вас научим...

А. Черепанов

— Да, сейчас мы вас научим, споем песню, свое время уделим... Ну вот в социальной теме меня тоже очень поддерживает сейчас в моей работе смотреть эфиры «Вера в большом городе» — там говорят...

К. Лаврентьева

— На телеканале «Спас»?

А. Черепанов

— Да...

К. Лаврентьева

— А сейчас же уже это «Никея»...

А. Черепанов

— Я смотрю на Ютубе их канал — там полная версия... И там вот как раз часто говорят о том, что эти люди учат нас любить, учат нас принимать... Тут вопрос еще — кто кому нужен! И на самом деле, это так. Я большей частью учусь, конечно, у своих пациентов...

К. Лаврентьева

— А почему Вы этим занялись? Что Вас побудило именно к такой добровольческой деятельности?

А. Черепанов

— К добровольчеству... Ну, это к истории про музыкальную терапию снова. Когда я приходил куда-нибудь, в хоспис или детский дом, я говорил: «Музыкальная терапия — это вот... ну, мы будем играть, я принесу вам какие-то шейкеры...». А они: «Что-о?». Ну вот, мол, какой-то странный тип, явно с какими-то своими убеждениями, нас хочет «спасти»...

Но когда я приходил в те же учреждения как волонтер и проводил занятия, всем становилось понятно, что такое музыкальная терапия. И мне было так важно охватить вот максимум таких подопечных, организаций, учреждений... Я везде ходил... То есть, это был на самом деле такой «на износ» тоже образ жизни.

И у меня всё время спрашивали: «Что Вас поддерживает? Вы каждый день работаете, а после обеда идете в эти учреждения, вечером проводите там обучение для своих волонтеров, что-то такое...». А поддерживала вот та радость, которую я каждый раз видел в глазах людей — потому что им нужна была вот эта музыка.

И неважно уже, как мы ее называем — музыкальная это терапия, или это просто встреча с музыкантом. Это правда не важно. Музыка становится для нас вот таким пространством встречи, пространством и территорией радости, как моя коллега говорит.

И я пришел в волонтерство, вообще-то, с большими карьерными амбициями. Мне хотелось всем показать, что музыкальная терапия — это классно, это работает! И это не странно, а это очень приятно и очень правильно...

К. Лаврентьева

— Вот положительная динамика — она прослеживается? Тот же вопрос, что был в начале, но уже после часа нашего разговора всё как-то по-другому воспринимается, и хочется его задать... Есть ли положительная динамика в музыкальной терапии — вот какие-то конкретные примеры в Вашей практике?

А. Черепанов

— Да, конечно. Положительная динамика есть, и каждый грамотный терапевт ее отслеживает. Собственно, по этому и можно отличить специалиста от профана... или шарлатана, тем более, в этой сфере. Музыкальный терапевт всегда ставит цель, которая достижима — с пониманием того, сколько у нас есть времени для ее реализации.

И если я понимаю, что это какое-то одно волонтерское занятие, то у меня нет другой цели, кроме как просто создать этот повод для радости — вот такой увеселительный досуговый формат. Если мы говорим о какой-то длительной работе — конечно, у нас есть классный пример восстановления когнитивных навыков у детей с аутизмом. Один мальчик после цикла занятий пошел в обычную школу!

К. Лаврентьева

— Это очень здорово...

А. Черепанов

— Ну, потому что у него социальная сфера стала развиваться, мы специально для него создавали группу. Другие истории больше связаны с такими... ну, не супер-радужными и веселыми примерами, потому что мы в паллиативе очень много работаем — а вы знаете, что это хоспис, и когда человек... Ну, какая положительная динамика?

Но вот я видел, когда человек уходил с улыбкой, благодарил за музыку... И это было прекрасно, по-моему — проведенное время, последние часы его жизни... Или что-то из разряда тех же неизлечимых заболеваний...

Ну вот я же не могу прийти сыграть на гитаре там, или в бубен — и вылечить шизофрению. Но я вижу, как люди с этими диагнозами находят для себя путь рассказать о своих переживаниях через музыку. Например, есть такая группа, которую я уже более пяти лет веду — она называется «Семья и психическое здоровье», по названию организации. И вот там мои подопечные, мои члены группы очень хорошо через музыку доносят то, что с ними происходит — намного лучше даже, чем через речь...

И коллег знаю таких, которые бы никогда не согласились на этот эфир — потому что так много говорить, и зачем всё это, и кто что поймет... Когда можно просто играть — и всё будет понятно!

И если вы позволите, я бы хотел немножко донести тоже вот то состояние, с которым я стараюсь подходить и к своей работе, и к своим каким-то жизненным трудностям и перипетиям. Это состояние такой какой-то внутренней гармонии, спокойствия... Если вы позволите, я сейчас...

К. Лаврентьева

— Мы будем очень рады!

А. Черепанов

— ...Поиграю вам на флейте. Это такая бамбуковая флейта, примерно 70 см в длину, она такая очень приятная на ощупь, перетянутая бечевкой — такой веревочкой, с такими несимметрично прожжеными в ней дырочками. У нее такой запах... немножко шоколадный. Это японская флейта, которая называется сякухати. Мне она дарит вот это состояние гармонии и спокойствия, о котором я сказал...

К. Лаврентьева

— Огромное спасибо за этот разговор о радости, о добровольческой деятельности, о музыкальной терапии — о которой я лично слышала впервые (Игорь, наверное, тоже)... О клинической психологии, о личном опыте Антона, нашего уважаемого гостя... Огромное спасибо за этот разговор, Антон!

У микрофона были Игорь Цуканов и Кира Лаврентьева. «Вечер воскресенья» на радио «Вера», уважаемые радиослушатели... В этом часе с нами был Антон Черепанов — музыкальный терапевт, клинический психолог, руководитель центра социального добровольчества Российского православного университета святого апостола Иоанна Богослова.

Всего вам доброго и до свидания!

И. Цуканов

— И мы слушаем композицию...

К. Лаврентьева

— А теперь мы слушаем композицию, да...

А. Черепанов

— Спасибо...

Звучит композиция на флейте в исполнении А. Черепанова.

tolpekina

Последние записи

Стать добровольцем и помочь жителям Мариуполя

Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви организует поездки волонтёров-ремонтников в город Мариуполь. Там добровольцы…

02.05.2024

«Разговор с подростками о христианских ценностях». Елена Бреднева

У нас в гостях была заместитель директора фонда культурного наследия и образовательных технологий «Медиа просвещение» Елена Бреднева. Мы говорили…

02.05.2024

«Фрески Макарьева Свято-Троицкого монастыря в Калязине». Юлия Ратомская

У нас в гостях была ученый секретарь государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева Юлия Ратомская. Мы говорили об истории фресок…

02.05.2024

Гатчинский Павловский кафедральный Собор. Святая преподобномученица Мария Гатчинская

Есть среди царских резиденций, расположенных в окрестностях Санкт — Петербурга, особенное место — город Гатчина. Все в нем связано…

02.05.2024

«Белые птицы»

Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела,…

02.05.2024

Тайная вечеря – первая Пасха

Тайная вечеря. Леонардо да Винчи. 1495—1498 г. Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую…

02.05.2024

This website uses cookies.