Вам нравится бывать в домах-музеях? В таких, где старые лестницы ворчат на докучливых посетителей, а какой-нибудь ветхий экспонат – диван на гнутых ножках, или чайник со щербатым носиком, того и гляди встрянет в рассказ экскурсовода: «Я лучше знаю, я помню все!» Дома как будто и в самом деле помнят своих хозяев. Берегут и их маленькие секреты, и большие тайны. Вот и музей-усадьба Алексея Толстого, что на улице Фрунзе, хранит историю, о которой в конце девятнадцатого века судачила вся Самара.
История это не слишком веселая, хотя начиналась она многообещающе. К юной дочери самарского дворянина Леонтия Тургенева – Сашеньке, посватался граф Николай Толстой – нрава непростого, но рода знатного. Девушка, воспитанная отцом в христианских правилах, увидела в молодом человеке, исключенном за буйный характер из гусарского полка, страдающую душу. Она сочла, что должна перевоспитать его и согласилась на замужество. В 1873 году состоялось их венчание в Спасо-Вознесенском соборе.
К сожалению, счастья этот брак никому не принес. Александра Леонтьевна не смогла укротить нрав своего супруга. А на восьмом году замужества, оставив троих детей и уже ожидая рождения четвертого, она уехала в Николаевск, к чиновнику Алексею Бострому. В ту пору такой поступок воспринимался как вызов обществу. От Александры отвернулся не только высший свет, но даже родители. Священник, венчавший Толстых, лично уговаривал ее сохранить брак, но все было бесполезно.
Новорождённый малыш был записан при крещении в Предтеченской церкви города Николаевска под фамилией Толстой и с отчеством Николаевич. Однако свои первые годы он звался Алеша Бостром. Пожалуй, только эти годы, проведенные в захудалом поместье отчима, в селе Сосновка, и были беззаботными в его жизни. Вы, наверное, уже догадались, что этот мальчик был не кто иной, как известный русский писатель Алексей Николаевич Толстой. Двойственность собственного происхождения мучила его всю жизнь с тех пор, как мать открыла ему свою тайну.
Современники утверждали, что Толстому даже в советское время было важно, чтобы его считали графом. А уж в ту пору, когда семья Бостромов, продав деревенское имение, перебралась в Самару, идея закрепить за Алешей дворянское звание нешуточно довлела над Александрой Леонтьевной, а вслед за ней и над сыном. Свидетелем неоднократных попыток восстановить статус мальчика был и дом, купленный Бостромами в Самаре – тот самый, где нынче находится музей-усадьба.
Из этого деревянного особняка в 1900 году Александра Бостром с сыном Алешей направилась в Иверский монастырь на отпевание бывшего мужа, графа Толстого. Отсюда и саму ее вынесли спустя шесть лет на Всехсвятское кладбище. Не сыщешь нынче их могил – разорены захоронения в Иверской обители, и на месте Всехсвятского кладбища шумит парк имени Щорса. Упокоились ли их мятежные души? Непростой вопрос. Не об этом ли вздыхают ступени старого дома, ставшего музеем?
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер