![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2023/12/nebesnaja-zastupnica_16h9.jpg)
В девятом веке Православная церковь в Византии страдала от иконоборцев — еретики объявили святые образы идолами и уничтожали их. Одну из святынь спасла жительница Никеи, сейчас это турецкий город Изник. В доме благочестивой женщины хранился образ Богородицы, созданный в иконописной традиции Одигитрия, что означает Путеводительница. Пресвятая Дева на этом изображении одной рукой держит Богомладенца, а другой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Чтобы уберечь икону от поругания, христианка с молитвой отпустила её в море. И волны вынесли образ к берегам монашеской горы Афон.
Чудесная находка стала святыней Иверского монастыря и восприняла от него название. В многочисленных списках икона распространилась по всему православному миру. В двенадцатом веке одна из копий принадлежала благоверной Тамаре, царице Грузии. Благочестивая правительница пожаловала Иверский образ жителям горной осетинской деревни Майрамыкау, что значит «село Марии». Икона несколько столетий хранилась здесь в маленькой церкви Рождества Богородицы.
В восемнадцатом веке жители осетинских горных селений стали переселяться в Моздокскую степь, под покровительство российских властей. Образ Богородицы, подаренный царицей Тамарой, православные жители Майрамыкау в 1793 году доставили в город Моздок. Сохранились свидетельства, что ночью от арбы, на которой перевозили икону, исходил яркий свет, на много вёрст озарявший окрестности.
Христиане Моздока вышли встречать святыню крестным ходом. На месте встречи построили храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Под его сводами икона пребывала много лет и прославилась как Моздокская. Язычники и мусульмане принимали христианство, поражённые чудесами, которые являла Богородица от своей святыни. Православный подвижник Игнатий Брянчанинов, будучи епископом Кавказским и Черноморским, писал, что Небесная Заступница через Моздокскую икону совершает в Осетии апостольское служение.
После революции 1917 года чудотворный образ был утрачен. Сейчас в Успенском храме города Моздока хранится список благодатной иконы. Еженедельно по средам верующие совершают перед ним молебен Божией Матери с водосвятием.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преподобная София Суздальская»
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2023/07/Dmitrij-Volodihin.jpg)
Дмитрий Володихин
Вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о судьбе первой жены великого князя Василия III Соломонии Собуровой, принявшей монашество и прославленной как преподобная София Суздальская.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Школа математических и навигацких наук в Сухаревой башне
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/antique-travel-direction-metal-compass-route-939883-pxhere.com-1-1.jpg)
Фото: PxHere
В январе 1701 года царь Пётр Первый открыл в Москве Школу математических и навигацких наук. «На славу Всеславного Имени Всемудрейшего Бога и пользу Православного Христианства», — говорилось в указе об учреждении нового учебного заведения. Государство Российское в то время остро нуждалось в специалистах, умеющих строить корабли, управлять ими, составлять и читать морские навигационные карты. Сам Пётр ещё в юности постиг премудрости арифметики и геометрии у голландца Франца Тиммермана. И теперь хотел, чтобы обучение точным наукам стало доступно и в России.
Сначала Школа математических и навигацких наук разместилась в Замоскворечье, на полотняном дворе. Но очень скоро преподаватели начали жаловаться, что местность не соответствует специфике образования: «двор построен на месте низком, а надобно быть, ради смотрения в совершенстве аризонта, на месте высоком». Другими словами, будущим корабельным штурманам надлежало постичь премудрость астрономической навигации. А для этого нужно было наблюдать за звёздами. То есть, требовалась обсерватория. Поэтому очень скоро навигацкая школа по указу царя переехала в новое здание — Сухареву башню. Высокое шестидесятиметровое сооружение подошло как нельзя лучше. На самом верху оборудовали обсерваторию, а палаты — жилые помещения, прилегающие к башне, стали своего рода студенческим общежитием.
Принимали в навигацкую школу мальчиков и юношей с 12 до 20 лет, всех сословий. Поступить туда могли дети бояр, дворян, солдат и простых горожан. Желающих было немало. В первые годы количество учеников доходило до двухсот, а в дальнейшем увеличилось до пятисот человек. Что по тем временам и возможностям — очень много. А вот преподавателей в школе поначалу было всего четверо. Трое из них — британцы. Четвёртым был русский математик Леонтий Магницкий, автор первого русского учебника арифметики. Впоследствии преподавателям стали помогать самые способные из выпускников.
Образование в навигацкой школе велось последовательно. Сначала ученики обучались грамоте. Затем приступали к арифметике. И уже в высших классах проходили геометрию, тригонометрию, географию и навигацию. Приступить к изучению следующего предмета можно было, только сдав экзамен. Интересно, что каждый ученик имел возможность работать в своем темпе. Как писал Леонтий Магницкий, «арифметику прилежный выучит в 10 месяцев, а ленивый — в год». Однако чрезмерно долго корпеть над науками тоже не дозволялось. Существовали определённые временные рамки, в которые ученики должны освоить каждый предмет. В 1715 году навигацкие классы перевели в Петербург, где было проще, чем в Москве, организовать для студентов практику на кораблях. На базе этих классов была создана Морская академия.
Воспитанники школы не забывали о том, что учатся во славу Божию, а наука — дело богоугодное. Об этом им напоминали даже учебные пособия. Например, на арифметических таблицах, напечатанных специально для школы, можно было увидеть изображение Святого Духа в виде голубя. А двуглавый орёл, Кремль и Петропавловская крепость говорили ученикам о том, что учение их пойдёт на пользу Отечеству. Так и произошло. Из стен школы вышли выдающиеся личности: адмиралы Николай Головин и Василий Чичагов, полярный исследователь и мореплаватель Семён Челюскин, первый русский гидрограф Фёдор Соймонов. Как и задумывал Пётр Первый, Школа математических и навигацких наук подарила России уникальных специалистов, славно послуживших родному Отечеству.
Чудо о соколе. Самая дорогая птица на Руси
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/james-padolsey-Yw55lWXP80Q-unsplash-1-1.jpg)
Фото: James Padolsey / Unsplash
В Москве, недалеко от станции метро Рижская, посреди многоэтажек стоит маленький белокаменный храм середины XV-го века, один из самых древних в Первопрестольной — церковь мученика Трифона в Напрудном. У входа каждого встречает удивительный надвратный образ: юноша на белом коне в одежде охотника держит на вытянутой руке благородную птицу. Фреска называется «Чудо святого Трифона о соколе». Древняя Трифоновская церковь посреди современного жилого района столицы напоминает о чудесных событиях, которые произошли здесь пять столетий назад. Как можно догадаться, связаны он были с соколом — охотничьей птицей, которая ценилась тогда на Руси наравне с золотом, мехами и драгоценностями.
По преданию, однажды во время охоты Ивана Грозного улетел любимый сокол царя. Государь призвал своего распорядителя охоты — сокольничьего Трифона Патрикеева, и под страхом смертной казни велел ему разыскать птицу. День и ночь Трифон бродил по окрестностям, но сокола нигде не было. На исходе третьего дня поисков сокольничий остановился отдохнуть близ Напрудной слободы. После горячих молитв, обращённых к своему небесному покровителю, святому мученику Трифону, утомлённый сокольничий уснул. Во сне ему явился юноша на белом коне. В руке у него был сокол. Юноша сказал Патрикееву: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ничего не бойся». Сокольничий открыл глаза, и с изумлением увидел пропавшего царского сокола! Он сидел на дереве совсем рядом. Потрясённый Патрикеев догадался, что ему помог сам святой Трифон. В благодарность на месте чудесного обретения царского сокола Трифон Патрикеев построил храм в честь своего святого небесного покровителя, мученика Трифона.
Казнь, которой смог чудесно избежать Трифон Патрикеев, по тем временам считалась вполне соответствующим наказанием за потерю сокола. Точно так же строго каралась и кража пернатого — настолько высоко ценилась эта птица. Держать соколов могли позволить себе только очень богатые люди, преимущественно аристократы. Сокол считался на Руси дорогим подарком. Недаром птиц часто преподносили в дар самым высокопоставленным особам, прежде всего — царям. Иван Грозный так ценил пернатых охотников, что в его царствование был учреждён целый Сокольничий приказ — орган власти, похожий на министерство. Он отвечал за сохранность царских птиц, их содержание и дрессировку. Впрочем, историки отмечают, что соколиная охота пришла на Русь гораздо раньше, ещё в XI веке. Охотничьи соколы были у князей Олега Святославича и Ярослава Мудрого. Упоминание о соколиной охоте можно встретить в «Слове о полку Игореве» и «Поучении» Владимира Мономаха. Наиболее широкое распространение охота с соколами получила во времена царя Алексея Михайловича.
Никогда больше в истории соколиная охота не имела такого размаха. Хотя и императрица Елизавета Петровна, и Екатерина Вторая, держали охотничьих птиц и иногда выезжали с ними поохотиться. Последняя же царская соколиная охота состоялась в 1856 году, во время празднеств в честь коронации императора Александра Второго. Сегодня о соколе — когда-то самой дорогой птице на Руси — можно вспомнить, придя в музей-заповедник Коломенское. Или в Трифоновский храм у станции метро «Рижская», на месте которого пять веков назад произошло чудо о соколе.