
В девятом веке Православная церковь в Византии страдала от иконоборцев — еретики объявили святые образы идолами и уничтожали их. Одну из святынь спасла жительница Никеи, сейчас это турецкий город Изник. В доме благочестивой женщины хранился образ Богородицы, созданный в иконописной традиции Одигитрия, что означает Путеводительница. Пресвятая Дева на этом изображении одной рукой держит Богомладенца, а другой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Чтобы уберечь икону от поругания, христианка с молитвой отпустила её в море. И волны вынесли образ к берегам монашеской горы Афон.
Чудесная находка стала святыней Иверского монастыря и восприняла от него название. В многочисленных списках икона распространилась по всему православному миру. В двенадцатом веке одна из копий принадлежала благоверной Тамаре, царице Грузии. Благочестивая правительница пожаловала Иверский образ жителям горной осетинской деревни Майрамыкау, что значит «село Марии». Икона несколько столетий хранилась здесь в маленькой церкви Рождества Богородицы.
В восемнадцатом веке жители осетинских горных селений стали переселяться в Моздокскую степь, под покровительство российских властей. Образ Богородицы, подаренный царицей Тамарой, православные жители Майрамыкау в 1793 году доставили в город Моздок. Сохранились свидетельства, что ночью от арбы, на которой перевозили икону, исходил яркий свет, на много вёрст озарявший окрестности.
Христиане Моздока вышли встречать святыню крестным ходом. На месте встречи построили храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Под его сводами икона пребывала много лет и прославилась как Моздокская. Язычники и мусульмане принимали христианство, поражённые чудесами, которые являла Богородица от своей святыни. Православный подвижник Игнатий Брянчанинов, будучи епископом Кавказским и Черноморским, писал, что Небесная Заступница через Моздокскую икону совершает в Осетии апостольское служение.
После революции 1917 года чудотворный образ был утрачен. Сейчас в Успенском храме города Моздока хранится список благодатной иконы. Еженедельно по средам верующие совершают перед ним молебен Божией Матери с водосвятием.
Все выпуски программы Небесная Заступница
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема