Помните фильм про Титаник? Там есть уникальные документальные кадры затонувшего лайнера. Они были сняты под водой при помощи специального глубоководного аппарата. Во время погружения, внутри него могли находиться только три человека. Все остальные увидели Титаник уже в кинотеатре. И я тоже была среди них. Мне и в голову не могло прийти, что я когда-нибудь увижу его “вживую”.
И что интересно, это случилось не там, где Титаник затонул. А в далекой Южноафриканской стране — в Мозамбике. На берегу Индийского океана в городе Бейра находится некогда самый роскошный и большой отель в Африке. Гранд-отель. Но живут в нем не богатые туристы, а нищие и бездомные. Около 3 тысяч бездомных захватили шикарную гостиницу и поселились в ее номерах.
Еду современные постояльцы готовят на открытом огне. Электричества, канализации, водопровода - ничего этого в Гранд-отеле больше нет. Дорогой паркет, перила, двери - все что горит ушло на дрова. Резную мебель, сантехнику, проводку, трубы, стекла - все что можно вынести - давно вынесли и продали. В полумраке неосвещенных коридоров, среди гор мусора и нечистот, торгуют апельсинами и всякой мелочью местные жители - бездомные. Они обосновались в номерах, подсобных помещениях, коридорах, лифтовых шахтах и даже в телефонных будках. О былой роскоши напоминают только очертания парадных залов и лестниц.
Гранд отель был построен португальцами в 1955 году для состоятельных белых туристов. Именитые архитекторы, модный стиль Ар-деко - все предвещало небывалый успех. В свое время, это действительно был самый большой и богатый отель на юге Африки. Но именно это его и сгубило. Просто не нашлось достаточного количества постояльцев, способных платить за такую роскошь. Через 8 лет, так и не окупившись, отель был закрыт для туристов.
Новая жизнь Гранд-отеля началась в 1975 году. Мозамбик стал самостоятельным государством. Но за независимостью немедленно последовала гражданская война. Она длилась 16 лет и унесла более миллиона жизней. В Гранд-отеле одновременно были и штаб революции, и тюрьма, и военная база. Уже тогда, на волне голода и хаоса началось разграбление и уничтожение уникальных интерьеров колониальной эпохи.
После войны Гранд-отель стал приютом для беженцев. Именно их потомки, во втором-третьем поколении, там и живут. В олимпийском бассейне (некогда единственном в стране) стирают одежду и моются, у парадного подъезда соорудили курятник, а на пандусах сушат рыбу и креветок. Мусор не убирается уже несколько десятилетий и всплывает до самых окон в сезон дождей. Гранд-отель, некогда самый роскошный из африканских, утонул в нечистотах. Он полон крыс и холеры. Восстановить отель нельзя, но и демонтировать его не удается - жители отказываются покидать захваченные помещения. Так и стоит Гранд-отель на берегу океана, как символ разрухи, нищеты и страдания. Вот такая история. Если хотите увидеть затонувший Титаник - поезжайте в Мозамбик!
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер