Помните фильм про Титаник? Там есть уникальные документальные кадры затонувшего лайнера. Они были сняты под водой при помощи специального глубоководного аппарата. Во время погружения, внутри него могли находиться только три человека. Все остальные увидели Титаник уже в кинотеатре. И я тоже была среди них. Мне и в голову не могло прийти, что я когда-нибудь увижу его “вживую”.
И что интересно, это случилось не там, где Титаник затонул. А в далекой Южноафриканской стране — в Мозамбике. На берегу Индийского океана в городе Бейра находится некогда самый роскошный и большой отель в Африке. Гранд-отель. Но живут в нем не богатые туристы, а нищие и бездомные. Около 3 тысяч бездомных захватили шикарную гостиницу и поселились в ее номерах.
Еду современные постояльцы готовят на открытом огне. Электричества, канализации, водопровода - ничего этого в Гранд-отеле больше нет. Дорогой паркет, перила, двери - все что горит ушло на дрова. Резную мебель, сантехнику, проводку, трубы, стекла - все что можно вынести - давно вынесли и продали. В полумраке неосвещенных коридоров, среди гор мусора и нечистот, торгуют апельсинами и всякой мелочью местные жители - бездомные. Они обосновались в номерах, подсобных помещениях, коридорах, лифтовых шахтах и даже в телефонных будках. О былой роскоши напоминают только очертания парадных залов и лестниц.
Гранд отель был построен португальцами в 1955 году для состоятельных белых туристов. Именитые архитекторы, модный стиль Ар-деко - все предвещало небывалый успех. В свое время, это действительно был самый большой и богатый отель на юге Африки. Но именно это его и сгубило. Просто не нашлось достаточного количества постояльцев, способных платить за такую роскошь. Через 8 лет, так и не окупившись, отель был закрыт для туристов.
Новая жизнь Гранд-отеля началась в 1975 году. Мозамбик стал самостоятельным государством. Но за независимостью немедленно последовала гражданская война. Она длилась 16 лет и унесла более миллиона жизней. В Гранд-отеле одновременно были и штаб революции, и тюрьма, и военная база. Уже тогда, на волне голода и хаоса началось разграбление и уничтожение уникальных интерьеров колониальной эпохи.
После войны Гранд-отель стал приютом для беженцев. Именно их потомки, во втором-третьем поколении, там и живут. В олимпийском бассейне (некогда единственном в стране) стирают одежду и моются, у парадного подъезда соорудили курятник, а на пандусах сушат рыбу и креветок. Мусор не убирается уже несколько десятилетий и всплывает до самых окон в сезон дождей. Гранд-отель, некогда самый роскошный из африканских, утонул в нечистотах. Он полон крыс и холеры. Восстановить отель нельзя, но и демонтировать его не удается - жители отказываются покидать захваченные помещения. Так и стоит Гранд-отель на берегу океана, как символ разрухи, нищеты и страдания. Вот такая история. Если хотите увидеть затонувший Титаник - поезжайте в Мозамбик!
Зачем нужны правила и что такое литературная норма
Захочет ли кто-нибудь из нас, чтобы столяр сделал лестницу в доме, сообразно своим фантазиям, а не принятым правилам строительства? Что если он, как герой мультфильма «Вовка в тридевятом царстве» скажет: «И так сойдет!»
Захотим ли мы ступить ногой на эту лестницу?
Думаю, что скорее откажемся ради собственной безопасности.
Почему же в отношении норм и правил русского языка мы порой так беспечны? Ведь неумение правильно выстроить фразу, неправильные ударения, нарушение стиля общения могут привести к недопониманию.
Много раз слышала я реплики от людей: «Зачем столько правил, они только мешают! Ведь и так всё ясно!»
Но дело в том, что это не мой собеседник, как ему кажется, высказался понятно, а я вынуждена потратить силы, чтобы его понять. Получается, что неграмотный человек заставляет окружающих делать лишнюю работу — например, перечитывать по несколько раз написанный им текст, чтобы понять его.
Представьте, что вам в интернет-комментарии написали: «Пишите хорошо». «Ите» на конце этого глагола означает повелительное наклонение. То есть получается, что вам приказывают писать хорошо? Нет, оказывается, ваш собеседник просто неграмотно написал слово: нужно было «пишете».
То есть он вас, как ему кажется, похвалил, дескать, пишете хорошо. А на деле получилось непонимание и, возможно, конфликт.
Да, в повседневном устном общении мы не особенно соблюдаем литературную норму: используем слэнг, слова-паразиты, сокращения, можем не договаривать фразы, переставлять слова. Это нормально для живой речи. Однако и здесь необходимо знание литературной нормы, например, при деловом общении, в разговоре со старшими или незнакомыми людьми, в общении дома.
Чтобы научиться правильно говорить и писать, надо не так уж много — желание. И, конечно, общение с грамотными людьми и чтение хорошей литературы.
Соблюдение правил и норм русского языка — это и показатель образованности, и уважение к собеседнику, и любовь к своей культуре.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Как мы проявляем чувства в словах и нужно ли это контролировать
Что делать, если люди неправильно интерпретируют ваши слова и реагируют не так, как планировалось? Это может происходить от того, например, что вы неверно сформулировали мысль. Но часто причиной непонимания становится проявление чувств, которое вы не замечаете. Ведь собеседник сначала фиксирует тональность сообщения, а потом уже смысл.
Проведём эксперимент, возьмем бессмысленный набор звуков и произнесем их с разной эмоцией. Дудуду дидиди дадада! Ликование или грусть, нежность или насмешку я могу выразить с помощью интонации и громкости. Поэтому прежде всего понаблюдайте за этой стороной своей речи: возможно, вы говорите на повышенных тонах или наоборот — тихо.
Также выражать чувства и эмоции мы привыкли с помощью так называемой экспрессивной лексики. Она может выражать радость и гнев, иронию и фамильярность. Иногда в накале чувств мы произносим слова, которые не скажем в спокойном состоянии. Такие слова даже имеют название — «аффектизмы».
Этот момент желательно уметь контролировать, ведь наш собеседник может надолго запомнить наше эмоциональное «выступление».
А еще замечено, что в порыве чувств люди максимально упрощают речь, предложения становятся очень короткими. «Как хорошо!», «Это великолепно!» Или: «Да прям!», «Ничего подобного!» Если ваше общение изобилует подобными выражениями — вы очень экспрессивны.
Я не утверждаю, что нужно убрать из речи такие чувства, как, например, грусть или растерянность. Это и невозможно, ведь мы — живые люди. Я лишь предостерегаю от проявления травмирующего общения. Ведь можно заранее спланировать тон диалога, особенно если предстоит нелёгкий разговор. Если вы видите, что вас интерпретируют неверно, лучше внести поправку в своё высказывание. Для этого используйте комфортные речевые обороты, например: «Видимо, я не так выразился, попробую переформулировать...», или: «Я хотел бы пояснить, что я имею в виду».
Уверена, что мы сможем понять друг друга, если постараемся.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
«Пастырь добрый»
В этом выпуске личными историями о священниках, которые всю свою жизнь положили на служение Богу и пастве, поделились ведущие Радио ВЕРА Кира Лаврентьева, Наталья Лангаммер, Марина Борисова, а также наш гость — клирик Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Все выпуски программы Светлые истории