Все выпуски программы Сюжеты
Константин Юон. «У Псковского собора»
— Виктор, мы с тобой уже не первый раз в Калужском художественном музее. Но эту картину ещё хорошенько не рассматривали. А ведь она такая яркая, и величественный храм тоже сразу привлекает внимание. Кстати, по манере письма очень похоже на работу художника Константина Юона. Давай скорее посмотрим, так ли это.
— Андрей, снимаю перед тобой шляпу! Вот, что значит, разбираться в живописи. Это действительно Юон! Полотно называется «У Псковского собора».
— Псковский собор! Ну конечно! А я-то думаю, почему храм на картине кажется мне таким знакомым. Я ведь недавно ездил в Псков и побывал в одной из главных его святынь — Свято-Троицком соборе. На полотне изображён именно он!
— Теперь и я узнаю! Троицкий собор стоит на территории крепости, на крутом берегу реки Пскова. Это — самый древний храм города.
— Да, он был возведён в десятом веке по личному распоряжению самой княгини Ольги!
— А когда его запечатлел на своей картине Константин Фёдорович Юон?
— Представь себе, в 1917-м году!
— Непростой был год. Революция, большевики, антирелигиозная пропаганда...
— Константин Фёдорович даже в советское время не боялся воспевать в живописи красоту и дух православных святынь. Например, в 20-х годах ХХ века он создал целый цикл работ, посвящённых Сергиеву Посаду и Троице-Сергиевой лавре.
— Однажды мне в руки попали мемуары Юона. С большим интересом их прочитал. Так вот, художник неоднократно говорил о том, что его вдохновляла русская провинция, её древняя архитектура и, конечно же, храмы.
— Юон не раз бывал в Европе, но в его творчестве эти путешествия отклика практически не нашли. А вот русской глубинке он посвятил не одно своё полотно.
— В том числе и то, перед которым мы с тобой сейчас стоим — «У Псковского собора». Безусловно, храм — главный герой картины. Но на ней запечатлён не только он. Внизу, на пристани, у самой реки, художник изобразил людей, разноцветные крыши торговых рядов, прилавки, лодки, с которых идёт торг. Что это, ярмарка?
— Я думаю, что Юон запечатлел базарный день. Они обычно бывали по воскресеньям. Утром люди шли на Литургию в храм. А после праздничной воскресной службы открывался на рынок.
— Да, очень похоже. Знаешь, мне сейчас пришла в голову одна мысль. Кажется, своей картиной «У Псковского Собора» художник хотел показать, как тесно в нашей жизни подчас переплетены духовное и житейское.
— И что за делами насущными нельзя забывать о Боге. Эту мысль подчёркивает величественный белокаменный пятиглавый храм. Он возвышается над базаром, лодками, людьми.
— Как будто говорит: что бы мы ни делали, всегда над нами — Господь. Вспомнились слова из книги пророка Исайи. Их поют в храмах во время Великого поста: «С нами Бог!» От этих слов сразу светлеет на душе.
— И картина, кстати, тоже очень светлая! Обрати внимание, сколько в ней воздуха, пространства.
— Я только что заметил, что Константин Юон изобразил здесь раннюю весну. Посмотри — на пригорке возле собора кое-где лежит нерастаявший снег. Но и трава уже вовсю зеленеет. А небо над куполами — розовое. Какие потрясающие краски!
— Константин Фёдорович Юон однажды сказал, что постоянно ощущает стоящую над жизнью Божественную непреходящую красоту, её волшебный свет. Мне кажется, в этих словах он выразил всю суть своего творчества.
— И эти краски так ярко отразились в его картине «У Псковского Собора»!
Картину Константина Юона «У Псковского собора» можно увидеть в Калужском музее изобразительных искусств
Все выпуски программы: Краски России
Фёдор Граль
Ранним утром, когда ещё не рассвело и весь город спал, по улицам Перми неслась пролётка. В ней сидел господин средних лет, одетый в скромный тёмно-зелёный мундир. На сосредоточенном лице его выделялись большие, добрые глаза. Господина звали Фёдор Христофорович Граль. Он был врачом, которого знала и любила вся Пермь. Доктор Граль спешил к пациенту. 14-летнему подростку внезапно стало очень плохо. Родственники послали за Фёдором Христофоровичем. Когда Граль вошёл в комнату больного, тот уже лежал с иконой и зажжённой свечою в изголовье — родные решили, что мальчик умирает. Доктор тщательно осмотрел подростка. Дал какую-то микстуру. Посидел рядом несколько минут. Потом сказал рыдающей семье, чтобы утёрли слёзы — завтра же паренёк будет бегать. И ушёл, не взяв за свой визит ни копейки. По мостовой вновь застучала пролётка доктора — его ждали другие пациенты. А больной открыл глаза, улыбнулся и попросил дать любимую игрушку — бумажный кораблик. Отец, мать и бабушка перекрестились перед иконой Божьей Матери «Всех Скорбящих радость». Они благодарили Бога за исцеление сына и молились о здравии доктора Граля. Такие воспоминания о Фёдоре Христофоровиче оставил во второй половине XIX-го века известный учёный-химик Модест Киттары. Он был племянником больного, и видел всё собственными глазами. Доктор Граль одним лишь своим появлением утешал и давал надежду даже самым тяжёлым больным. И был настоящим бессребреником. Не зря пермяки называли его «святой доктор».
В Пермь Фёдор Христофорович приехал в 1797 году. Его, выпускника Петербургского медико-хирургического училища, после стажировки в Европе и защиты докторской диссертации определили сюда губернским доктором. И поручили организовать в Перми первую городскую больницу. При этом вышел бюрократический казус: Гралю забыли назначить жалованье. Доктор шума поднимать не стал — три года, пока не спохватилось начальство, он трудился бесплатно, и жил на личные скромные сбережения, которые получил в наследство. Но даже в таком бедственном положении Граль бесплатно лечил нуждающихся. Ежедневно Фёдор Христофорович осматривал сотни пациентов. Помимо городской клиники, где Граль был и за терапевта, и за хирурга, и за окулиста, он трудился в больнице Пермской духовной семинарии. Взял доктор под свою личную опеку и Пермский сиротский приют. На собственные средства он приобретал для детей лекарства, устраивал среди местного купечества сборы в пользу приюта. Популярный столичный журнал «Отечественные записки» напечатал статью о Фёдоре Христофоровиче Грале под названием «Благодетельный врач из Перми». В ней были такие строки: «Днём или ночью, в ненастье, в жар и в стужу, по первому извещению всякого посетит — знатный ли господин, или последний из слуг. Подробно разведает состояние болезни, предпишет лекарство и пищу, — и если заметит у кого нужду в чем... всем тем снабдит из своего дому».
В 1835-м году во время операции Фёдор Христофорович порезал скальпелем палец. Началось заражение крови. Трое суток, пока умирающий Граль лежал у себя дома, под его окнами стояли горожане и молились. Перед кончиной Фёдор Христофорович исповедовался и причастился. За гробом Фёдора Христофоровича шла вся Пермь. Многие приехали за сотни вёрст, чтобы проводить в последний путь «святого доктора».
Память о «благодетельном враче» живёт до сих пор. В 1997-м году в Перми учредили медаль памяти Фёдора Граля. Награда вручается жителям Пермского края за выдающиеся заслуги в разных сферах деятельности, в том числе и в медицине. А в 2003-м году Пермской городской клинической больнице было присвоено имя её основателя — Фёдора Христофоровича Граля.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Дар. Нина Юркова
Как-то раз я готовила урок для подростков в воскресной школе. Это занятие должно было стать первым из цикла, ребят я близко ещё не знала, поэтому тему для встречи оказалось выбрать непросто.
На помощь пришло методическое пособие по введению в вероучение. Первая глава там была о вере. Я открыла её без каких-либо ожиданий, просто чтобы найти и выписать нужные формулировки. И первое же предложение буквально ошеломило меня. Оно было таким: «Вера является даром Божиим и одновременно ответным усилием человека на этот дар».
Я долго сидела, повторяя про себя: дар, вера — это дар! Так удивительно, что за всю жизнь я ни разу об этом не задумывалась! Почему? Может оттого, что с самого детства в Церкви, и для меня вера — привычная данность, я не знаю другого.
Вслед за этим вспомнилось, как несколько раз я переживала кризис веры. Всякий раз это ощущалось как огромная пустота, которую ничем не заполнить. И всякий раз, когда Господь помогал мне вернуться обратно, это ощущалось как дар, на который сердце отзывалось ликованием.
Как хочется, приняв этот дар Святого Духа принести и плод, который ждет от нас Господь. Веру как мой труд, мою любовь к Господу. И еще — результаты моей веры. Ибо вера без дел — мертва.
«Без Меня не можете творить ничего» — сказал Спаситель. И я так благодарна Ему за этот дар веры, который позволил мне узнать своего Творца.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение