
Фото: PxHere
Московский водопровод — не только неотъемлемая часть жилищно-коммунального хозяйства столицы, но и важная страница истории Первопрестольной, памятник инженерно-технической мысли, которому уже более двухсот лет.
Датой основания Московского водопровода принято считать 28-е июля 1779 года. В этот день императрица Екатерина Великая подписала указ «О проведении чистых вод в Москву». Однако строительство водопровода в Белокаменной предпринималось и прежде — во времена Ивана Калиты, затем при Дмитрии Донском и Иване Третьем... В царствование Ивана Грозного деревянные конструкции подводили воду из Москвы-реки к Кремлю. А при царе Алексее Михайловиче был построен первый напорный водопровод — и снова для нужд царского двора. Екатерина же задумала строительство общегородской централизованной сети водоснабжения, которой могли бы пользоваться все москвичи. Руководителем проекта императрица назначила генерала-поручика Фридриха Вильгельма Бауэра, и выделила на устройство водопровода из государственной казны миллион рублей — огромные по тем временам деньги. Двадцать пять лет длились строительные работы. Наконец, в октябре 1804-го, уже при императоре Александре Первом, Московский водопровод был торжественно запущен. По конструкциям общей длиной более 20-ти километров из реки Яузы близ села Мытищи вода самотёком поступала в водоразборные фонтаны Москвы. Два из них сохранились до сих пор. Петровский — на Театральной площади, и Никольский — в Нескучном саду. Водопровод частично проходил под землей, но некоторые его участки были открытыми. Ежедневно в город поступало триста тысяч вёдер воды. Учитывая, что в Москве тогда проживало всего около двухсот тысяч человек, этого количества вполне хватало на всех — и для питья, и для водных процедур, и для приготовления пищи.
Однако Москва быстро росла, и со временем Мытищинский водопровод потребовал серьёзной модернизации. К 1888-му году в Москве появились еще четыре водопровода — Преображенский, Андреевский, Ходынский и Артезианский. Тем временем инженер Николай Зимин приступил к масштабной реконструкции первого московского Мытищинского водопровода. Так у Крестовской заставы появились две знаменитые водонапорные башни. Работы по усовершенствованию водопровода велись постоянно. В результате к началу ХХ века протяженность московской городской водопроводной сети составляла 110 километров, а расход воды увеличился до трёх с половиной миллионов вёдер в сутки. В советское время, когда в 1937-м был открыт Канал имени Москвы, вода в столицу стала приходить из Волги благодаря Восточной водопроводной станции.
Сегодня Московский водопровод — это сложнейшая мощная разветвлённая система. Однако начало ему положил всё тот же первый водопровод, запущенный когда-то по указу Екатерины Великой.
Все выпуски программы Открываем историю
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер