
Фото: PxHere
Московский водопровод — не только неотъемлемая часть жилищно-коммунального хозяйства столицы, но и важная страница истории Первопрестольной, памятник инженерно-технической мысли, которому уже более двухсот лет.
Датой основания Московского водопровода принято считать 28-е июля 1779 года. В этот день императрица Екатерина Великая подписала указ «О проведении чистых вод в Москву». Однако строительство водопровода в Белокаменной предпринималось и прежде — во времена Ивана Калиты, затем при Дмитрии Донском и Иване Третьем... В царствование Ивана Грозного деревянные конструкции подводили воду из Москвы-реки к Кремлю. А при царе Алексее Михайловиче был построен первый напорный водопровод — и снова для нужд царского двора. Екатерина же задумала строительство общегородской централизованной сети водоснабжения, которой могли бы пользоваться все москвичи. Руководителем проекта императрица назначила генерала-поручика Фридриха Вильгельма Бауэра, и выделила на устройство водопровода из государственной казны миллион рублей — огромные по тем временам деньги. Двадцать пять лет длились строительные работы. Наконец, в октябре 1804-го, уже при императоре Александре Первом, Московский водопровод был торжественно запущен. По конструкциям общей длиной более 20-ти километров из реки Яузы близ села Мытищи вода самотёком поступала в водоразборные фонтаны Москвы. Два из них сохранились до сих пор. Петровский — на Театральной площади, и Никольский — в Нескучном саду. Водопровод частично проходил под землей, но некоторые его участки были открытыми. Ежедневно в город поступало триста тысяч вёдер воды. Учитывая, что в Москве тогда проживало всего около двухсот тысяч человек, этого количества вполне хватало на всех — и для питья, и для водных процедур, и для приготовления пищи.
Однако Москва быстро росла, и со временем Мытищинский водопровод потребовал серьёзной модернизации. К 1888-му году в Москве появились еще четыре водопровода — Преображенский, Андреевский, Ходынский и Артезианский. Тем временем инженер Николай Зимин приступил к масштабной реконструкции первого московского Мытищинского водопровода. Так у Крестовской заставы появились две знаменитые водонапорные башни. Работы по усовершенствованию водопровода велись постоянно. В результате к началу ХХ века протяженность московской городской водопроводной сети составляла 110 километров, а расход воды увеличился до трёх с половиной миллионов вёдер в сутки. В советское время, когда в 1937-м был открыт Канал имени Москвы, вода в столицу стала приходить из Волги благодаря Восточной водопроводной станции.
Сегодня Московский водопровод — это сложнейшая мощная разветвлённая система. Однако начало ему положил всё тот же первый водопровод, запущенный когда-то по указу Екатерины Великой.
Все выпуски программы Открываем историю
- Полки иноземного строя: история гусарства в России
- Русские в итальянском Сопротивлении
- «Метеор» — первый русский паровой корабль
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 33. Богослужебные чтения

Бывает, что настоящая сила духа проявляет себя через признание собственной слабости. Или неспособности исключительно с помощью своих усилий что-либо исправить. Для человека верующего в такие моменты нет иного пути, кроме обращения с молитвой к Богу. Во всяком случае, так поступал всегда царь и пророк Давид. Об этом он пишет в псалме 33-м, который звучит сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 33.
1 Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился.
2 Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих.
3 Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся.
4 Величайте Господа со мною, и превознесём имя Его вместе.
5 Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня.
6 Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся.
7 Сей нищий воззвал, — и Господь услышал и спас его от всех бед его.
8 Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их.
9 Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!
10 Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его.
11 Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе.
12 Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас.
13 Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?
14 Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов.
15 Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.
16 Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их.
17 Но лицо Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них.
18 Взывают праведные, и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их.
19 Близок Господь к сокрушённым сердцем и смиренных духом спасёт.
20 Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь.
21 Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится.
22 Убьёт грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут.
23 Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.
Псалом 33-й звучит во время богослужения не только сегодня. Им обычно завершается торжественное служение вечерни или литургии в праздничные дни, что (если знаешь историю возникновения данного библейского произведения) может показаться довольно странным. Дело в том, что 33-й псалом был составлен царём Давидом после довольно странного эпизода в его жизни.
Давид в то время скитался и прятался от преследований безумного правителя древнего Израиля — Саула. Однажды пророк вынужден был, спасаясь от врагов, прийти в землю извечных врагов древних евреев — филистимлян. Напомню, именно к этой народности принадлежал побеждённый юным Давидом великан Голиаф. Пророка филистимляне опознали и привели к своему правителю, желая получить награду. Ведь они поймали убийцу своего богатыря. Как же поступил Давид? Взял и притворился сумасшедшим. Стал нести какую-то околесицу, пускать пузыри, вести себя как психически больной человек.
Филистимский царь был, надо сказать, разочарован и разозлён. Он искренне возмутился тому, что вместо героя ему привели какого-то, простите, идиота. Давида, в итоге, просто выгнали. Так, с помощью хитрости, пророк, выставив себя умалишённым, пройдя через позор, спас себе жизнь. А затем написал благодарственный псалом, в котором хвалит Бога — создателя и хранителя мира. Или как читаем мы в псалме: «Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих. Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся».
Давид не стал себя возвеличивать. Он прекрасно понимал, как ему удалось победить Голиафа. Не собственными силами, а силой Божией. А потому хвалиться было, в общем-то, и нечем. Всю славу Давид воздаёт Богу, а себе разрешает опозориться. Ведь внешнее, показное безумие вполне соответствовало внутреннему смирению пророка. Себя он не считал кем-то, кто заслуживает восхваления и почестей. Или как читаем мы в псалме: «Сей нищий воззвал, — и Господь услышал и спас его от всех бед его. Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их. Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!»
Давид пишет о себе, как о нищем, ничего не значащем и не имущем. Но именно в этом признании слабости царь и пророк находит настоящую силу — силу Божию, которая через Давида проходит и проявляет себя через него. Ведь праведник убрал на пути благодати все преграды. В первую очередь, гордость и самонадеянность. Или как пишет он: «Близок Господь к сокрушённым сердцем и смиренных духом спасёт. Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь».
Завершается псалом словами надежды: «Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет». Так с Давидом и случилось. Благодаря своему смирению он был Богом храним, находился под Его защитой. Что, безусловно, и для нас, современных читателей Псалтири, является важным и полезным уроком.
Псалом 33. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 33. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 33. На струнах Псалтири
1 Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился.
2 Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих.
3 Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся.
4 Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе.
5 Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня.
6 Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся.
7 Сей нищий воззвал,- и Господь услышал и спас его от всех бед его.
8 Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их.
9 Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!
10 Бойтесь Господа, [все] святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его.
11 Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе.
12 Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас.
13 Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?
14 Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов.
15 Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.
16 Очи Господни обращены на праведников, и уши Его - к воплю их.
17 Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них.
18 Взывают [праведные], и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их.
19 Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет.
20 Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь.
21 Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится.
22 Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут.
23 Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.
«После отпуска»

Фото: MART PRODUCTION / Pexels
Первый рабочий день после отпуска всегда кажется каким-то странным. Приходится снова включаться в рабочий ритм, иногда это сложно. Но Василий Иванович, врач городской больницы, шагал привычной тропкой через больничный парк не просто с удовольствием, а предвкушая какой-то хороший новый этап в своей жизни.
В отпуске он посетил Абалакский монастырь, что под Тобольском. И сейчас бережно нёс в пакетике привезённую оттуда икону Божией Матери «Знамение». Вернее, отпечатанную фотографию чтимого в монастыре образа Богородицы. Как много исцелений было после молитв у этого образа! Да и сам образ написан был в далёком семнадцатом веке по просьбе одного прикованного болезнью к постели человека, глубоко верующего крестьянина Евфимия. Как только иконописец закончил работу — Евфимий совершенно исцелился, и далее чудесные выздоровления пошли нескончаемой чередой... Люди обращались к лекарям — и молились у иконы, и Господь давал здоровье по вере и молитве. Собственно, это происходит и в наше время.
Именно поэтому в первый рабочий день после отпуска доктор Василий Иванович поставил на стол в своём кабинете фотографию Абалакской иконы в рамочке. Помолчал, перекрестился. Стараясь делать своё дело насколько возможно хорошо, Василий Иванович знает: без помощи Свыше не можем мы творить ничего...
Текст Натальи Разувакиной читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе