Тринадцатый век до Рождества Христова. У иудейского народа, томящегося в египетском плену уже несколько сотен лет, появилась надежда. Пророк Моисей – еврей, воспитанный при дворе фараона, взял на себя миссию ходатайствовать перед монархом о свободе для своих соплеменников.
Библейский праведник предостерегал правителя, что удержание иудеев в плену обернется для Египта чередой бедствий. Однако, фараон игнорировал предупреждения пророка, раз за разом подставляя своих подданных под очередной удар Божьей кары. Фараон не отпустил евреев, когда реки по всей стране обратились в кровь. Он остался непоколебимым и после того, как Египет повсеместно заполонили жабы.
Следующими казнями – 3-й и 4-й – стали насекомые.
Сначала в воздухе стало буквально нечем дышать из-за обилия неких мошек. Это произошло после того, как брат пророка Моисея Аарон стукнул своим жезлом о землю. В книге Исход говорится, что именно после этого удара всея Египетская земля покрылась мелкими мошками.
Затем мухи, которых Библия именует «пёсьими», заполнили все пределы страны, кроме той области, где жили евреи. Пёсьи мухи нещадно жалили людей и животных, и спастись от них было невозможно ни в каком помещении, даже и в царском дворце!
Когда группа европейских ученых во главе с американским эпидемиологом Джоном МАрром попыталась найти рациональное объяснение египетским казням, нашествие мошек и пёсьих мух вызвало определенные затруднения. Дело в том, что в древности не существовало классификации насекомых, и можно было только догадываться, о каких именно мухах повествует книга Исход. К исследованиям были привлечены директор Музея энтомологии Миссисипи Ричард Браун и директор отдела по исследованию болезней животных Министерства сельского хозяйства США Роджер Бриз. Их гипотеза прозвучала весьма неожиданно!
Комментарий эксперта:
То обстоятельство, что мошки появились в воздухе Египта именно после того, как Аарон ударил жезлом о землю, заставляет предположить, что речь шла о так называемых куликоидах. Это определенный вид комаров, которые способны откладывать яйца не только во влажную среду, но и в сухую пыль. После удара о землю они поднялись в воздух.
Куликоиды имеют весьма малый размер, поэтому их вполне можно назвать мошками. Эти необычайно агрессивные комары питаются минеральными остатками разлагающихся организмов. Такой пищей для куликоидов оказалась богата египетская земля после взрыва популяции жаб, который произошел чуть раньше, а затем их массовой гибели из-за засухи и отсутствия достаточного количества чистой воды.
А что же имеется в виду под «пёсьими мухами»? Греческий философ Филон Александрийский, родившийся в первом веке до Рождества Христова, писал: «Насекомое, послужившее орудием четвертой египетской казни, совмещало свойства мух и собак, отличалось лютостью и неотвязчивостью. Издали, как стрела, неслось оно на человека или животное и, стремительно нападая, впивалось жалом в тело и как бы прилипало к нему». Под такое описание подходит овод. Это насекомое, личинки которого паразитируют в телах крупных млекопитающих. Оводы откладывают яйца под кожу животных. В жару эти насекомые ведут себя очень агрессивно.
Комментарий эксперта:
Интересно, что у оводов существует дополнительный оригинальный механизм размножения. Они летят в места массового скопления комаров, аккуратно откладывают яйца на спины комариных самок, и те, преследуя свои жертвы, заодно способствуют распространению оводов. Если верно предположение о том, что наказанием, которое предшествовало пёсьим мухам, были именно комары-куликоиды, то можно предположить, что именно они способствовали массовому нашествию оводов.
Ученые так и не дали объяснения, каким образом от нашествия насекомых смогло уберечься поселение, где жили евреи. Это место расположено в ста пятидесяти километрах от земель фараона. Оводы способны преодолевать и гораздо большие расстояния!
Очевидно, мы должны признать, что народ Моисея находился под защитой Бога – и только это обстоятельство спасало его от египетских казней. Не верится? Фараон тоже отказывался поверить, и история показала, что подражать ему в этом не стоит.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»