"Монастырское подворье в Сумароково". Светлый вечер с иером. Сергием (Филипповым) (04.04.2017)

* Поделиться

У нас в гостях был настоятель подворья Новоспасского монастыря в селе Сумароково иеромонах Сергий (Филиппов).

Разговор шел о жизни на сельском монастырском подворье, о том, как проходят и чему посвящены "Сумарокские чтения", а также о святом новомученике Алексее Скоробогатове.

 

 

 


Алексей Пичугин: Здравствуйте дорогие слушатели , в студии светлого радио приветствуем вас мы - Лиза Горская..

Лиза Горская: Алексей Пичугин

Алексей Пичугин: Сегодня вместе с нами в этой студии иеромонах Сергий Филиппов настоятель Подворья Новоспасского монастыря в селе Сумароково. Здравствуйте!

Иеромонах Сергий: Добрый вечер!

Алексей Пичугин: Село Сумароково, давайте сразу расскажем где оно находится. Это явно Московская область, а Новоспасский монастырь это московский большой такой монастырь. Правильно все?

Иеромонах Сергий: Да.

Алексей Пичугин: На берегу Москва реки.

Лиза Горская: Явно Московская область. Мне кажется село с таким названием может быть где угодно.

Алексей Пичугин: Я вспоминаю, что мы с отцом Сергием не первый раз встречаемся в этой студии и говорили уже в двух словах про его Подворье раньше, это было полгода назад, но естественно не все эту программу слушали, кто-то забыл уже , поэтому давайте напомним, где же находится село Сумароково. Помню, что далеко.

Иеромонах Сергий: Мы по-моему в прошлый раз даже вычисляли, я говорил что 80 километров, Вы по Яндекс карте посмотрели что 50 километров,если на прямую.

Алексей Пичугин: Да, да, да.

Иеромонах Сергий: Ну, если по дорогам, то конечно дальше, в районе 120-130 километрах. Да мы находимся в Московской области, но уже так ближе к границе, на границе Русского и Можайского Волоколамского района. Подворье Новоспасского монастыря, столичного ставропигиального московского монастыря, самого древнего монастыря в городе Москве, который раньше располагался на месте Данилова монастыря, поэтому, хоть Данилов себе и присваивает первенство, но мы в прошлый раз тоже выяснили, что собственно он дважды переезжал, в Новоспасский монастырь и когда в итоге все таки получил название Новоспасского. А подворье наше я напомню оно молодое, всего три года как оно является подворьем монастыря, хотя место историческое и на протяжении многих веков там существовал храм, храмы, они сначала были деревянные, потом несколько раз перестраивались, до тех пор, пока в 19 веке не был построен каменный храм в честь святого Иоанна Предтечи Крестителя Господня.

Алексей Пичугин: У вас тут я смотрю водохранилище, ну в общем красота, русская Швейцария, да, эти места называют?

Иеромонах Сергий: Да, именуется так наша местность, но далеко наверно до комфорта швейцарского, особенно сейчас по весне можно наблюдать, когда дороги под разбиты. Я сегодня вот ехал и видел новость о том, что есть такой портал "Добродел" в Московской области правительство и там как раз и говорится о том, что в русском районе дороги не в очень хорошем состоянии, а так, да, места у нас очень красивые, мы находимся недалеко от водохранилища, точнее основная территория нашего подворья, потому что у нас два участка, точнее даже три участка, я забыл еще про один, то есть основная территория где вот эта историческая часть нашего храма располагается, каменный исторический, деревянный очень красивый в честь иконы Божьей Матери "Неувядаемый цвет", кстати в апреле, 16 апреля в этом году совпадает престольный праздник с Пасхой, поэтому празднования перенесены на Светлую неделю, 22 апреля и будет совершена литургия, приедет наместник монастыря, владыка Савва - ее совершит в 9.30, ну, это я в качестве анонса уже приглашаю всех присоединиться, помолиться. И вот эта основная наша территория, она находится немножко далеко от водохранилища, в трех киломметрах...

Лиза Горская: Рузское, да?

Иеромонах Сергий: Рузское водохранилище. А два участка располагаются как раз на водохранилище. Одна еще совсем не освоена она, сельхозназначения, прямо на берегу. И второй участок небольшой, шесть соток, и на нем храм в честь Иоанна милостивого, прямо на берегу, очень красивый вид, и пристань. Мы там с прихожанами, другого уже прихода, собираемся, не только на богослужения, но и на приходские какие-то мероприятия.

Лиза Горская: Ну, дорогами в нашей стране вряд ли кого можно напугать, и не только Рузский район, как бы может пожаловаться на их плохое состояние - я тут в Москве недавно несколько ям таких... после зимы... кхм-кхм... ладно... Расскажите про подворье, вообще в чем смысл подворья монастырского? - вы сказали вот у вас земли сельхоз назначения, т.е. есть какая-то хозяйственная деятельность, что там есть, что планируете развивать? И потом еще попрошу рассказать про храмы ваши, в частности, про икону вашу, Неувядаемый цвет - интересно.

Иеромонах Сергий: Да. Мы в прошлый раз уже говорили о том, вообще для чего создаются подворья, почему принимается решение об учреждении подворьев. Вот у Новоспасского монастыря уже было несколько подворий, уже существовало до того, как было принято решение о том ,чтобы вот этот храм взять в монастырь и сделать там подворье. И вот мы говорили о том ,что..

Алексей Пичугин: Ваше самое главное - сельскохозяйственная, насколько я помню.

Иеромонах Сергий: Ну, это одна... из направлений. Самое главное, это конечно - место последнего упокоения братий монастыря.

Алексей Пичугин: А, точно. Да-да-да.

Иеромонах Сергий: Потому что мы городской монастырь, и все таки желательно конечно же не погребать монахов на городских кладбищах, особенно где такая проходимость и всех кого попало, да, и может быть люди, не совсем благочестивые приходят. Все таки кладбище это место особое, да?

Лиза Горская: Ну, извините! А мне, например, стало обидно за простых смертных не монашествующих. Ну, это как так?

Иеромонах Сергий: нет, ну бывает как... Ну, монахи, они жизнью своей немножко изолируются, уходят от мира и конечно все таки "помни последняя твоя - вовек не согрешишь", гласит святоотеческая мудрость, и желательно, не обязательно, конечно бывают всякие обстоятельства, но желательно чтобы всё таки монашестующие они погребались в стенах монастыря. Как при жизни они не выходили и не должны выходить из стен обители, только по послушанию...

Лиза Горская: Только в студию радио "Вера" ))

Иеромонах Сергий: ..по послушанию - да)) И также по смерти все таки - где подвизался, там и сложил свои кости. Но т.к. мы в Москве, по особому разрешению, мэрию можно погребать на территории монастыря.

Алексей Пичугин: Мы еще в прошлый раз говорили, что это самый большой действующий монастырь в пределах МКАД. У нас самый большой действующий в России действующий монастырь это Николо-Угрешский в г.Дзержинский, около московской кольцевой, он даже больше Троице-Сергиевой Лавры по территории, а у них там правда большой пустырь не задействованный...

Иеромонах Сергий: не освоенный..

Алексей Пичугин: не освоенный, да. Новоспасский самый большой в Москве почти в центре города был ни разу не разрушен, с точки зрения архитектуры никак не пострадал его ансамбль в советские годы.

Иеромонах Сергий: Да, храмы все сохранились, в том или ином виде, сейчас проводится реставрация, но погребать, конечно невозможно, и поэтому было принято решение - учредить подворье, где братия могла все таки... Опять же, подворье, это территория монастыря, как бы вне основной территории. Это такая же экстерриториальное управление, территория, да, где бы она не находилась, хоть там на Чукотке, на Аляске, и носят наименование "ставропигиальный".

Лиза Горская: А всё таки вот пчёлки, барашки...

Иеромонах Сергий: Так вот, я хочу, так сказать, пользуясь случаем, сказать что у нас состоялось в прошлом году... Умер духовник монастыря, иеросхимонах Гермоген (Шаринов), и вот как раз состоялось первое погребение на территории монастыря, поэтому прошу верующих радиослушателей помолиться о упокоении иеросхимонаха Гермогена. Да, конечно, это вот одна составляющая. Есть еще много разных направлений. И мы говорили о том, что братия должна, опять же, из городского монастыря иметь возможность выехать куда-то, чтобы немного отдохнуть - от суеты, от послушания, от толп людей, жаждущих общения, духовного наставления, исповеди. Монашествующие они должны тоже иметь такую возможность такой реабилитации, и физической и духовной, чтобы куда-то можно было выехать, подышать свежим воздухом, в Москве сами знаете, какая экология. Я много лет прожил на Лубянке на территории Сретенского монастыря, дышать просто нечем. Даже выйти в монастырский сад, которым многие восхищаются, когда входят в сретенский монастырь...

Алексей Пичугин: А когда живешь там...

Иеромонах Сергий: это прекрасно, но того отдохновения физического, все равно человек не получает.

Лиза Горская: Алексей мне сегодня жаловался перед программой на запах водорода...

Алексей Пичугин: Сероводорода, который на днях тут... Я проснулся, на днях тут.

Иеромонах Сергий: В Москва реке..

Алексей Пичугин: Я не знаю откуда... Я проснулся. И почувствовал, что пахнет, как в подъезде дома, в котором я жил там в 90 годы. Ночью. А потом я прочитал в новостях, что был там какой-то очередной выброс в Москве.

Иеромонах Сергий: Печально.

(Вздыхают)

Алексей Пичугин: А вот в Сумароково! ..такого нет!)

Иеромонах Сергий: А в Сумароково тоже есть, конечно, свои прелести. От нас недалеко находится колхозная ферма.

Алексей Пичугин: Ну, это запахи естественные...)

Иеромонах Сергий: Она рабочая, поэтому запахи у нас тоже присутствуют. И многие кто приезжают, они чувствуют запах деревни, да? Но и мы тоже немножко добавляем, своей живностью, которая у нас на подворье... Вот, переходя к хозяйственной деятельности... Конечно мы там три года только существуем. Еще в стадии становления хозяйственном, но тоже возделываем огород, есть у нас уже я бы сказал, не только не очень маленькая, а довольно таки значительная пасека - около 100 семей. Поэтому пчелопродукты: мед, перга, пыльца и все сопутствующие тоже...

Лиза Горская: Прополис...

Иеромонах Сергий: Да.. Поставляем в монастырь. Ну, есть какие-то там куры. Вот совсем недавно подарили шесть свиней. Вот...

Лиза Горская: Зачем монахам свиньи?))

Иеромонах Сергий: Нуууу... вот вопрос))) Вот подарили (смех) И двух из них мы подарили одному соседнему фермеру, потому что он сказал, что больше мне не надо (смех).

Алексей Пичугин: Вот действительно, какая польза от свиней в монастыре, подворье?

Иеромонах Сергий: Ну, мы же тоже должны... Какая польза от пчел, например? Конечно, мы мед сами употребляем, но мед со ста семей мы не можем употребить, поэтому мед продается и с этого хоть как-то мы оплачиваем какие-то расходы, еще чего-то..

Алексей Пичугин: Вы сало можете продавать, да?

Иеромонах Сергий: Ну, живьем, можно так сказать, вырастив, и живьем сдать на уже дальнейшее использование. Это все какая-то копеечка в подворье...

Алексей Пичугин: А копеечка, кстати говоря, в подворье или в монастырь?

Иеромонах Сергий: Нет, в подворье. Потому что мы автономны, в плане финансовой самостоятельности.

Алексей Пичугин: О, давайте, кстати, уточним...Потому что не все знают, понимают: Подворье по отношению к монастырю, оно какой статус имеет? Насколько оно вообще самостоятельно?

Иеромонах Сергий: Это отдельное юр.лицо, отдельный устав, отдельный руководитель организации...

Алексей Пичугин: Это вы...

Иеромонах Сергий: Это я, да. Исполняющий обязанности настоятеля. Братия монастыря может присылаться другая, может забираться, т.е. это уже по распоряжению наместника происходит.

Алексей Пичугин: А Вы настоятель этого подворья и распоряжением архиерея...

Иеромонах Сергий: ...назначенный Святейшим Патриархом, да, архиереем города Москвы. И слава Богу, монастырь нас поддерживает, потому что мы собственно являемся его загородным филиалом.

Лиза Горская: Почему-то слово протуберанец приходит в голову. Наверное неправильно...

Алексей Пичугин: Я вообще не знаю, почему...

Иеромонах Сергий: (смех)

Лиза Горская: Чё-то про новую Москву вспомнила, знаешь, так мысль за мыслью...

Алексей Пичугин: (смех)

Иеромонах Сергий: Нет. Мы к новой Москве не относимся, мы... Хотя мы и относимся к Московской епархии, это естественно, потому что мы подчиняемся городу Москвы.

Алексей Пичугин: Городской...

Иеромонах Сергий: Да, городской. Нам поддержку оказывают. Потому что какие-то... я не знаю. В том числе и финансовую, когда есть такая возможность. А так мы стараемся все таки самостоятельно обеспечивать себя, свою деятельность, которую мы развиваем на подворье. И в идеале мы должны в монастырь должны давать какую-то пользу, а иначе какой смысл от подворья тогда, т.е. польза какая, говорю...

Лиза Горская: Молитва.

Иеромонах Сергий: молитва)) ну, в монастыре тоже хорошо о нас помолятся (смех).

Алексей Пичугин: Так что...

Иеромонах Сергий: Польза. Уход за братскими могилами, которые вот уже так сказать потихонечку прибавляются. Братия может приезжать, мы их…

Лиза Горская: Вы так говорите, простите, про могилы..

Алексей Пичугин: С улыбкой?

Лиза Горская: как про какое-то достижение, простите, как будто их чем больше, тем лучше. Это действительно у вас такая система мироустройства?)

Иеромонах Сергий: А знаете... Да. У монахов... Немножко повернутые люди... и непонятные для мира. И во-первых, никакой трагедии нету, знаете. Когда монах умирает, наоборот, какая-то радость присутствует. Потому что действительно человек прошел свой жизненный путь и если он в покаянии, да, в участии Церковной жизни его совершал, то мы надеемся, что человек пребывает в Царствии Христовом. С другой стороны у нас очень мало братий на подворье. Т.е. я, послушник вот Сергий, уже два года присутствует. Кого-то владыка присылает на короткие периоды. Трудники присутствуют, тут приходят, кто-то дольше, кто-то меньше. А вот отец Гермоген, духовник, который вот к нам приехал, уже в последнее упокоение, нашел у нас, это уже тоже член нашего братства, пускай не совсем как бы в телесном плане с нами присутствует. (смех)

Лиза Горская: Потрясающие вы люди конечно.

Иеромонах Сергий: Вообще никакой трагедии нет. жизнь она имеет такой период от начала до конца в плане земном существовании.

Алексей Пичугин: Я всегда на это отвечаю но ведь и Господь плакал когда Лазарь умер.

Иеромонах Сергий: Да. По человечеству смерть она неестественна, то есть смерти мы не... это не нормальное состояние, потому что душа и тело они в единстве прибывают и должны пребывать.

«Светлый вечер» на радио «Вера»

Алексей Пичугин: Иеромонах Сергий Филиппов, настоятель подворья Новоспасского монастыря, Московского Новоспасского монастыря, в подмосковном селе Сумароково гость программы «Светлый вечер» на светлом радио.

Лиза Горская: И давайте подробнее поговорим о храме, об иконе Божьей Матери "Неувядаемый цвет", которая достаточно необычная, я так понимаю она у вас особо почитается. Вот расскажите пожалуйста.

Иеромонах Сергий: у нас на территории подворья два храма, то есть один - это исторический, который на протяжении веков много раз перестраивался и сейчас он в каменном виде существует и потихоньку восстанавливается с Божьей помощью. А второй храм деревянный который был построен 5 лет назад в честь иконы Божьей Матери неувядаемый цвет. Он был построен при предыдущем настоятеле иеромонахе Гурие Федорове, который сейчас епископ Дальнегорский и Арсеньевский. Он сам архитектор по образованию. И вот он со своей коллегой Татьяной Кудрявцевой, они решили создать храм в традиционном русском стиле деревянного зодчества. Так как в каменном текла крыша, не было окон, в общем служить зимой невозможно было практически. Вот и построили как временный наверно, как зимний храм, вот этот деревянный храм, он из временного превратился уже постоянный храм, потому что находится, собственно, на постоянном месте и потихоньку благоукрашается при участии прихожан. Храм в честь иконы Божьей Матери "Неувядаемый цвет" это греческий образ очень удивительный, красивый и вот если кто был у нас на Подворье они видели что храм сам наш деревянный он такой расписной весь и внутри и снаружи, иконостас резной, цветной иконостас, он такими цветами яркими оформлен. И снаружи храм тоже весь расписной. Почему?

Алексей Пичугин: Красиво я смотрю на фотографии, очень красиво.

Иеромонах Сергий: Красиво, да. А почему? Потому что традиционно до 17 века храмы деревянного зодчества они раскрашивались, как Собор Василия Блаженного который на площади.

Алексей Пичугин: по-разному, по-разному, далеко не всегда, но некоторые раскрашивались.

Лиза Горская: фотографий не сохранилось.

Иеромонах Сергий: в Кижи мы видим сейчас музеи деревянного зодчества которые извините, столетие не поновлялись, но экспедиции научные они подтверждают, что там сохранились остатки красочного слоя, и вот икона Божией Матери "Неувядаемый цвет", храмовая икона почитаемая икона, многие к ней приезжают, чтобы помолиться о своих нуждах, проблемах, семейном благополучии или в поиске спутника жизни, служатся регулярно молебны перед образом…

Лиза Горская: А вот у большинства образов Богородицы есть свои истории, вот у образа "Неувядаемый цвет" есть своя история?

Иеромонах Сергий: Есть конечно. Именно нашей иконы или вообще?

Лиза Горская: Да.

Иеромонах Сергий: Вообще, образов даже исполнения икон "Неувядаемый цвет" существует несколько. То есть она пишется то на золотом фоне, то…. Истока иконографического мы найти не можем. Потому что, вот она существует в Греции, на Афоне, а откуда он взялся исторически, данных не сохранилось. Но уже дальнейшее его написание, оно существует разное. То с несколькими цветами, то с одной лилией, то в окружении цветов, то на золотом фоне, то в окружении и предстоянии архангелов и Иосифом, т.е. всё это иконографическое исполнение вот этого образа.

Лиза Горская: В каменном храме починили крышу, в итоге или нет?

Иеромонах Сергий: Починили. Работы конечно проводились на протяжении нескольких лет уже. В прошлом году завершили внешние все работы, в этом году планируем завершить все внутренние, отделку уже под роспись и установку иконостаса.

Лиза Горская: И вас как, каменный будет летний, а этот…

Иеромонах Сергий: Нет, мы чередуем. Мы служим и зимой и летом в обоих храмах. Если праздники Божией Матери — мы совершаем богослужение в деревянном храме. А на двунадесятые праздники, большие, когда людей побольше, прихожан, мы совершаем в каменном храме.

Алексей Пичугин: У вас деревянный храм большой, вот я фотографии смотрел.

Иеромонах Сергий: большой храм, он собор, он действительно собор, потому что очень большое внутреннее пространство и алтарная часть и трехпредельный в честь Иоанна Предтечи, Святителя Николая и Илии пророка. И вот возвращаясь к святыням нашего Подворья может быть будет интересно тоже нашим радиослушателям, что в сентябре прошлого года в рамках фестиваля Подворья который проходит, мы еще наверное о нем поговорим в дальнейшем, и вот в прошлом году наместник монастыря епископ Савва передал в дар нашему подворью Ковчег с частицей мощей Святого Иоанна Предтечи, небесного покровителя нашего Подворья. У нас теперь ежедневно перед мощами служатся молебны.

Лиза Горская: Расскажите про ваших прихожан.

Иеромонах Сергий: Прихожан немного, но они все, так сказать очень стойкие в вере.

Алексей Пичугин: Ну я так понимаю что это не жители окрестных деревень и сел потому что населения там осталось немного.

Иеромонах Сергий: Ну относительно немного. Например мы соседствуем с деревней и Сумароково, раньше у нас территория была села Ащерино, то есть храм был села Ащерино, от села ничего не осталось, после войны оно уже окончательно вымерло, а Сумароково деревня тоже историческая, первые упоминания также с 15 века. И вот в Сумароково в деревне у нас где-то 120-130 жителей проживает постоянно, прописаны в деревне.

Алексей Пичугин: А ходят из них?

Иеромонах Сергий: Две бабушки. Третья была, но вот недавно умерла.

Лиза Горская: Сколько километров преодолевают бабушки?

Иеромонах Сергий: Нет, деревня она через речку, там буквально 300 метров.

Алексей Пичугин: Они просто вброд переходят и всё.

Иеромонах Сергий: Там одна остановка на автобусе, а поселок Лидино от нас 3 в километрах располагается, он большой уже там больше 1000 жителей. И в поселении, ну сейчас кстати поселения все праздником в результате выборов, теперь у нас городской округ Рузский, только вот в бывшем поселении у нас порядка 3000 жителей было. И все они потенциальные наши прихожане, но не все приходят в храм.

Лиза Горская: Но потенциальные.

Иеромонах Сергий: Да. Зимой у нас когда дачники не приезжают, порядка там 10- 15 на праздники человек приходят на богослужение, но вот такой у нас приход.

Лиза Горская: А с дачниками?

Иеромонах Сергий: С дачниками человек 30-40-50 на праздники, вот на Пасху может человек 80-90 бывает.

Лиза Горская: Ну это же неплохо?

Алексей Пичугин: Да, мне кажется это довольно неплохо?

Иеромонах Сергий: Но есть своя особенность кстати, мы с городского прихода и сельского прихода. Я ведь до того как был назначен настоятелем в селе ну не жил продолжительное время, я в детстве когда-то приезжал к бабушке в деревню. Дача у нас у родителей была в городе Красногорске, в исторической деревне Павшино.

Алексей Пичугин: Где сейчас вот эти многоэтажки стоят, павшинская пойма?

Иеромонах Сергий: Многоэтажки , да. Ну нет, деревня сохранилась, многоэтажки построены на поле, но там кстати храм никогда не закрывался в деревне Павшино. Сейчас второй храм передали, который многие годы был в пользовании завода, какие-то там тазики делали, покрышки, безобразие, но сейчас, слава Богу, восстанавливается. И вот я к чему говорю, что вот особенности есть городских жителей и сельских жителей. Например, вот Пасха которая у нас грядет, я сказал что 90 , 80-90 человек, ну может быть 100 будет у нас на пасхальной службе ночной, а в сам день Пасхи на кладбище которое рядом располагается придут тысячи людей, тысячи придут чтобы почтить своих умерших родственников. В Москве уже такой традиции все меньше и меньше, я знаю, что люди стараются всё-таки...

Лиза Горская: В родительскую субботу.

Иеромонах Сергий: В пасхальный день не посещать и в светлую седмицу, до или после уже Радоницы. А там что говори, что не говори "наши предки ходили и мы будем ходить". Вот такие вот особенности.

Лиза Горская: В смысле что деревенские жители более инертны?

Иеромонах Сергий: Ну видимо да. Они может быть более традиционные. А вот хорошая традиция или не очень хорошая это уже вопрос.

Лиза Горская: Ходить на Пасху на кладбище это тоже новая традиция, сравнительно ?

Иеромонах Сергий: Это в советское время, когда пытались заменить храмовые богослужения какими-нибудь...

Лиза Горская: ...другими действиями.

Иеромонах Сергий: да.

Лиза Горская: прижилась получается.

Иеромонах Сергий: прижилась и пока не удается ее никак победить. Хотя конечно наши прихожане, которые вот эти 10-15 местных жителей , они не посещают кладбище в эти дни.

Лиза Горская: но это может быть просто действительно от незнания, или вы говорите, просто ну как в представлении человека. Ну Пасха, надо что-то сделать, а что, ну вот я не знаю что, вроде все на кладбище и я на кладбище. Это как вот умер близкий человек, ну печально и надо же что-то сделать, что, я не знаю что, я поставлю бутылку водки ему на могилу.

Иеромонах Сергий: Поставлю бутылку водки, положу закуску. Пришли дети с деревни соседней и потом их на скорой помощи в реанимацию увозят.

Лиза Горская: Это все ужасно, это опасно и вообще это какой-то дремучее язычество, но люди не знают.

Алексей Пичугин: Вот вы понимаете, я вот тоже всегда раньше ходил говорил вот на Пасху на кладбище - ай, ай, ай. а так думаю иногда идут люди в храм на Пасху, например, а у них на кладбище возле этого храма родственники похоронены. Что же проходя мимо его могилы не подойдет?

Иеромонах Сергий: Нет, подойти поприветствовать, сказать Христос воскресе, но , ради Бога ничего не оставлять, потому что превращается это уже в язычество, язычество, когда оставляют конфеты, яйца оставляют крашеные, потом прилетают птицы, извините, оставляют там свое богатство, звери которые бегают по могилам... просто кощунство получается. И мало того что приходят вот местные жители, ладно. Почему раньше оставляли, можно объяснить эту традицию.

Лиза Горская: Да, хотела у Вас спросить.

Лиза Горская: когда ходили люди малоимущие собирали хоть какое-то пропитание. Пришли на могилку посмотрели, упокой Господи душу усопшего раба Николая, за него оставили, помолились. А сейчас получается , что выпивка и закуска.

Лиза Горская: Всё перемешалось.

Иеромонах Сергий: Я иногда даже сам иду на Пасху или после каких-либо таких дней, или после похорон, кого-то похоронили, захожу на могилу и выливаю, извините, это водку с рюмки, потому что лучше пускай это всё будет вылито, убрано, чем потом придут дети, напьются. Знаете, у нас многие, можете почитать описание всяких этих опять же таки поминальных... то какие-то блинчики заставляют священника с лица покойника в каких то деревнях съедать, то еще что-то. Священник не должен культивировать, и поддерживать, и идти на поводу у своих прихожан вот в таких вот языческих традициях. Вообще прихожане должны задумываться - что совершается, для чего совершается. Почему конфеты там кладутся например, для чего, для кого? Если никто не приходит на кладбище всё это птицами, зверями расхищается.

Лиза Горская: А им это вредно.

Иеромонах Сергий: Вредно. Вот я говорю что все знают малоимущие семьи, есть соседи, есть дети, которые во дворе присутствуют. В дни поминовения, извините, похоронили родственника, дни поминовения дали соседям, помолитесь, помяните. Вот это правильно.

Лиза Горская: Вот я это и пыталась сказать. Просто люди же не со зла это делают и не потому что они какие-то дремучие ?

Иеромонах Сергий: По неведению.

Лиза Горская: Они просто не знают. Они не знают истоков этой традиции. Исток такой, что потеряли близкого человека, хотите чтобы его помянули — творите милостыню, вот в частности угощаете людей.

- Я напомню дорогие слушатели, что в гостях у нас сегодня иеромонах Сергий Филиппов, настоятель Новоспасского монастыря в селе Сумароково в Московской области. Здесь также Лиза Горская и Алексей Пичугин, через минуту мы продолжим.

«Светлый вечер» на радио «Вера»

"Радио Вера" представляет - "Светлый вечер" на радио Вера.

А. - Возвращаемся в студию Светлого радио, где у нас в студии иеромонах Сергий (Филиппов), настоятель Новоспасского монастыря в Подмосковном селе Сумароково; Лиза Горская и я - Алексей Пичугин.

А. - А давайте, отец Сергий, поговорим про чтения Сумароковские, которые у Вас проходят? Тут тоже интересно, чтения Сумароковские, видимо по названию деревни, может быть кто-то думает, что в честь поэта Сумарокова...

С. - Село ему принадлежало когда-то...

А. - Это же всё связано.

С. - Конечно связано.

А. - Вот расскажите, пожалуйста.

С. - Наверное прежде чем к чтениям приступить, я хотел рассказать, что мы на подворье пытаемся как-то популяризировать подворье и привлечь новых прихожан, для этого проводим разные мероприятия. Вот одно из таких мероприятий это фестиваль подворья, который уже стал ежегодных, традиционным, вот в прошлом году второй раз его провели, в этом году планируем третий фестиваль 9 сентября он состоится, на территории подворья он будет проходить и уже приобретет статус международный. Потому что среди участников будут гости из рубежа, из Италии, Испании, Австрии.. ну это те, кто пока подтвердил свое участие...

А. - Тааак...

С. - И вот мы... О фестивале мы хотели сказать, но конечно пригласить всех в качестве гостей, а может быть кто-то и захочет приехать как участник, т.е. это многоплановое мероприятие, которое родилось как такой некий праздник урожая, т.е. это окончание сельхоз года, мы местность сельская, поэтому и подворье представляет свою продукцию...

Л. - Почему-то день огурца вспомнился.

А. - В Суздале это который?

Л. - Не только в Суздале, еще в Пржевальском и в Демидове..

А. - Пржевальский - это что такое?

Л. - Это Смоленская область, поозерье.

А. - А...

С. - Ну, каждый свое место пытается как-то раскрутить, говоря светским языком. Ну, вот мы тоже пытаемся как-то привлечь...

Л. - У кого-то божоле, у кого-то огурец, кабачок.

С. - Да, а у нас фестиваль "Подворье". Ничего сложного в названии, говорит о том что и участниками и организатором является Подворье. Ну, подворье не только наше, подворья других монастырей, потому что на территории только Рузского района представлено несколько подворий московских ставропигиальных монастырей. Это и Данилова монастыря, у них недалеко подворье, не доезжая Рузы, и Заиконоспасского монастыря, в нескольких километрах от нас, т.е. вот такая некая монашеская республика складывается. ))

Л. - А ведь чудесные праздники складываются на самом деле, люди любят и они новые сравнительно эти наши дни урожая локальны.

С. - Ну, я говорю что не только локальны, потому что у нас среди участников не только Рузский район, не только московская область, но и близлежащие области, а теперь даже и зарубежье.

Л. - Это не федеральный праздник?

С. - Федеральный. Мы в этом году включены в национальный календарь событий и в календарь культурных мероприятиях московской области. Т.е. при поддержке мы проходим и Рузского района и области, ну и собственно и теперь уже министерства культуры. Это событие многоплановое. Это и ярмарка, и ремесленники, и ...

Л. - Музыканты..

С. - Музыканты! Концертная программа в течении дня проходит и как на открытых площадках и вот на территории храма в прошлом году...

А. - А музыканты какие? Кто выступает?

Л. - Гусляры )

С. - Ну вот, Дмитрий Дмитриенко, который был недавно у вас в гостях со ансамблем "Россия", ансамбль "Кремлин" приезжал к нам, вот режиссер Оксана Шелест со своей программой, которая вот кстати мы с ней сейчас разрабатываем программу "Сумароковские чтения". Ну, мы еще вернемся к ней. Я просто хотел еще раз о фестивале поговорить. Потому что это действительно значимое событие не только для нас. но и для района, потому что когда мы начинали первые проводить - ну, собралось там около тысячи гостей...

Л. - Вы так походя говорите "около тысячи"...

С. - Ну, да. Потому что в прошлом году уже более 5 тысяч посетителей было, это - за 4-5 часов работы.

А. - Я с трудом себе это представляю, потому что мы смотрели по Яндекс картам дороги, и вы сами говорите что дороги туда "так себе"... А...

С. - У нас дороги когда ремонтируются - летом. Поэтому к сентябрю дороги в очень хорошем состоянии, но доехать можно и общественным транспортом и на своей машине. Поэтому кто желает, может обязательно посетить. Это и для взрослых и для детей. И ярмарки и мастер-классы. У нас приезжал знаменитый такой художник, театральный деятель - Павел Каплевич, вот он давал мастер-класс по росписи, по рисунку, они рисовали на каких-то майках, картонках, всё что под руку попало, вот он рукой провел, действительно у меня вот до сих пор висит лучшая работа, на которой был нарисован наш храм, т.е. и дети и взрослые, все были очень довольны.

Л. - В каких числах-то это проводится?

С. - Это проходит одним днем. В этом году будет проходить 9-го сентября. Я почему говорю, что заранее, потому что каждый может принять сам участие, со своей продукцией, можно что-то и представить, провести мастер-классы. У нас проходят конкурсы разные, викторины. Конкурс закруток и засолок, например, можно приготовить....

А. - Например, кто быстрей закрутит кабачки?

С. - Нееет, кто уже какой рецепт свой так сказать...

Л. - В это время уже можно и грибы закручивать.

С. - ...попробует жюри, вынесет оценку - получит приз. Ценные призы. Поэтому у нас будет вот щас будет объявлен на самую большую тыкву, ну это самое такой традиционное, что можно таз зрелищно увидеть. Например, у нас есть такой прихожанин недалеко, он вырастил такую тыкву на 102 кг.

Л. - Ого!

С. - Кто сможет больше?

Л. - Он карету планировал сделать из нее?

С. - Ну, не знаю...

А. - Из меня плохой огородник, просто...

Л. - Представь себе тыкву просто.

А. - Представил.

Л. - Гигантская.

С. - Вы сколько весите?

А. - Ну, чуть меньше, чем эта тыква )

С. - Ну, вот видите! (смех)

А. - (смех)

Л. - Она внутри пустая, в отличии от тебя, ты у нас с наполнением))

А. - (смех)

С. - Кто есть желающие сами поучаствовать не в качестве гостей, а в качестве... представить свою продукцию, в качестве ремесленника или фермера - пожалуйста, можно обращаться, есть сайт подворья, есть страница в соц.сетях.

А. - Страницу в "Контакте" я нашел уже, да.

С. - На "Фейсбуке" представлены..

А. - На "Фейсбуке" пока не видел, но вот в "Контакте" пока вот есть тут разные фотографии...

Л. - Ну, расскажи как правильно сформулировать поисковый запрос, чтобы правильно найти...

А. - А мне его "Гугл" сам сформулировал, я только набрал "Подворье Новоспасс..." - и тут же мне выдал: "Подворье Новоспасского монастыря Сумароково".

С. - Видите, мы самые популярные в "Гугле" (смех)

А. - Вот...

С. - И вот, я к чему говорю, что одно из мероприятий, которые мы проводим, остальные они конечно более малого формата, но мы не...

А. - ...хрюшки...

Л. - Уже подарили часть.

А. - Ну, вот трое, три... как правильно? Трое оставшихся.

Л. - Батюшка, я кажется знаю - кому Вы можете подарить оставшихся )

С. - (смех) Кто захочет в городской среде их...

А. - Спасибо! У меня у друга жил мини-пика, у одного....как-то раз... полгода, нет, года полтора. Нет. Я лучше приеду в гости посмотрю.

С. - Да. Обязательно, на фестиваль "Подворье". И вот что хочу сказать. Мы не собираемся ограничиваться территорией подворья, да? Мы попытаемся вот это свое влияние, может быть духовное, может быть не очень духовное, но нашу активность вынести за рамки территории нашей, и поэтому вот решили с организовать и родить наверное, потому что оно очень долго рождается на самом деле, и вот уже три года на территории, т.е. настоятель подворья, и три года мы пытаемся родить вот этот проект "Сумароковские чтения" - название я хочу сказать, может быть пока рабочее, т.е. не чтение в плане конференции какой-то, да?

Л. - Давайте оно будет рабочее, оно так протокольно звучит.. пускай никто не обидится на меня.

С. - Да, может быть "Сумароковский калейдоскоп", ну смысл какой, что это будет духовно-просветительский проект, музыкально-театральный такой фестиваль. Т.е. это не имеет отношения к фестивалю "Подворье", это совершенно иное мероприятие, которое будет иметь опять же несколько составляющих, с одной стороны это постановка музыкальная, где... Вот вы "Несвятые святые" знаете да? - она уже много лет существует и... замечательные коллективы там участвуют, и как раз режиссер и автор сценической версии, Оксана Шелест, постановщик...

А. - Да, слышали про нее.

С. - вот она является и будет являться автором вот этого нашего проекта. Т.е. это будут некие жизненные рассказы, жизненные, совершенно форма будет другая подачи, и они будут говорить потому что боюсь что конкуренты перехватят...

Л. - Ну так хорошее дело не жалко..

С. - Легче повторить, чем создать новое. Поэтому сейчас рождается этот проект, пишется музыка, подбирается текст, оформление. Это будет несколько другого формата, но я уверен, что это будет не менее интересно, чем "несвятые святые".

Л. - А что много конкурентов у Подворья?

С. - Вы знаете, не у Подворья, а у сценической версии. Слава Богу что возрождается жанр литературного чтения, сценического чтения, то что было потеряно там в 70-80-90 года вообще не развивалось, и сейчас когда "несвятые святые" создавались, ну это я уже не свою область, но по крайней мере Оксана мой хороший друг и Дмитрий Дмитриенко, и другие участники, вот когда подбирали артистов, ведь очень трудно было подобрать тех , кто способен со сцены под музыку, под прекрасный видеоряд действительно нести слово, читать тексты. И вот вторая составляющая вот этого нашего проекта, это как раз конкурс и чтецов. Молодежный, профессиональный. Эти люди будут поощряться, определенными премиями, званиями...Чтобы действительно слово...

А. - Как можно оригинально поощрить?

Л. - Деньгами.))

А. - (смех) Очень оригинально.

С. - Ну, не знаю. Каждый достоин пропитания за свой труд, правильно? А выступление участников в проекте? Всероссийском или международном... Победить в таком конкурсе - разве это не поощрение?

Л. - Поощрение.

А. - Ну да..

С. - Конечно и материальная и творческая составляющая...

А. - Люди часто участвуют в каких-то проектах, мечтают что за победу им что-то дадут.

С. - Ну, кто-то участвует конечно ради удовольствия, а для кого-то это жизнь. Вот мы сидим в студии, вы прекрасные ведущие )))

Л. - Говорите-говорите )))

С. - Я надеюсь что у вас это основной род деятельности, что вы не между какими-то там подработками... где-нибудь на стройках, сюда приходите запыхавшиеся и говорите "о чем мы будем беседовать сейчас с новым участником нашей программы"...))

Л. - Ну, главное начать - там разберемся.)

А. - Да, сейчас закончим программу, я вернусь раствор мешать.)

С. - (смех) Вот действительно каждый достоин пропитания за свой труд. Как и хороший священник должен всю свою жизнь посвящать служению, а иначе что прихожане будут обижаться на священников. Вот он скажет "Батюшка бизнесом занимается" - так вы извините поддерживайте храм, так сказать, обеспечивайте священника и семью священника, тогда вы сможете требовать, чтобы священник с вами 24 общался, в том числе и ночью был доступен для ваших духовных вопросов, а то...

А. - И подписывал бумаги о том, что телефон не будет...

С. - (смех) ...что телефон не будет выключать. да!)) Поэтому и люди творческие они тоже достойны пропитания и достойны существования. Ведь не случайно в этом рабочем названии присутствует слово "Сумароковские". Почему мы проводим эти чтения? Чтобы люди о нашем месте, Подворье они знали и как месте монашеской жизни и как приходской жизни. Мы хоть и недалеко от Москвы с одной стороны, но в такой глуши находимся, что даже люди, которые в трех киломметрах от нас не доезжая проезжают, не знают, что храм действующий, проходят богослужения, проходит монашеская жизнь...

"Светлый вечер на радио Вера"

А. - иеромонах Сергий (Филиппов), настоятель Новоспасского монастыря в селе Сумароково - в гостях светлого радио.

А. - У Вас Новомученики были.

С. - Были. Но он и есть в Царстве Христовом. мученик Алексей Скоробогатов был прославлен на архиерейском соборе 2000-го года в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской. Он был псаломщиком нашего храма, св.Иоанна Предтечи, несколько лет пономарил, читал в храме. Собственно он родом с нашего поселения, родился и вырос. а был расстрелян уже на полигон в Бутово. Он был учителем и заведующим начальной школы деревни Иваново. Собственно это основные сведения из его жизни. Был еще офицером армии императорской, в период первой Мировой войны, был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и в 38-м году расстрелян на полигоне в Бутово. Останки не сохранились, где-то в братской могиле там почивает. Но вот говоря о нем, мы каждый год отмечаем его день памяти 5-го апреля, вот буквально...

А. - Да, получается у нас с Вами сегодня как раз когда мы беседуем...

С. - Завтра.

А. - Да, завтра, его как раз...

С. - Завтра будет его день памяти. И мы традиционно попадает на дни Великого поста, служим литургию Преждеосвященных Даров в этот день, в этом году мы впервые решили совершить богослужение вечером...

А. - Как это и положено...

С. - Да. Хотя многие и не знают. Буквально несколько дней назад в Новоспасском монастыре подходит ко мне одна бабушка и говорит: "Какое безобразие творится, до чего дошли, литургию Преждеосвященных Даров вечером совершают"...

А. - Совсем разленились, с утра спать хочется.

С. - Вот-вот. По поводу кстати образованности и грамотности церковной - конечно, мы должны стараться народ просвещать. И вот будем совершать завтра литургию Преждеосвященных Даров, это у кого есть желание, можно приехать помолиться - в шесть часов вечера будет служиться на нашем Подворье литургия и причаститься Святых Христовых Таин. Для тех, кто собирается причащаться, для того литургический пост с 12-ти часов дня. До 12-ти можно позавтракать, попить чаю, после 12-ти уже не вкушать. И вот к чему я сказал, что так мало сведений о нем, Алексее Скоробогатове? Ведь у нас огромное количество прославленных новомучеников и вот разные мы прославляем святых за разный подвиг, который они совершали. И вот мученический подвиг, он предполагает, что человек может быть в последние мгновения своей жизни, даже если до этого он не отличался благочестием, как вот мученик Вонифатий например, память которого мы 1-го января совершаем - вот он что последнее, может быть последние секунды своей жизни исповедовал Христа, и умер за веру во Христа. Ведь даже новомученики первых веков многие не были крещены и своей жизнью...

А. - Говорили даже про освящение кровью...

С. - И вот в последнем исповедании они действительно удостоились венца святости. Вот собственно и всё, про новомученика.

Л. - А я хотела спросить про деревню Сумароково. Я вот смотрю по данным статистики на 2006 год в ней проживало 103 человека, а на 2010 - 124 человека, значит ли это что там всё хорошо, и что там такая положительная ротация происходит? Или это как-то...

С. - Ну может быть больше людей регистрируется. Детей возможно больше становится. Стариков за мое пребывание только двое умерло из деревни, хотя родилось больше, вот уже и положительная тенденция.

Л. - Вот Алексей видишь?

С. - Может быть дачники, которые приезжают, они тоже могут регистрироваться, я не знаю.

Л. - А кстати сейчас есть такая тенденция что дачники оседают на земле. Уже перестают по-возможности на зиму возвращаться...

С. - К сожалению, оседают только люди, которые находятся уже на пенсии.

Л. - А почему к сожалению?

С. - Ну, потому что... Нет. Слава Богу, что люди живут в сельской местности, но просто это не работающее население. Соответственно местность не так активно развивается, если не создаются рабочие места, если нет отчислений, если нет... опять же, ну пожилые люди, они тоже прихожане наши, а это самые активные люди на приходе. Из дачников летних это больше молодежи.

Л. - Так люди может быть и работали бы если бы были рабочие места. Вот так вот по ездить в город.

С. - Вы хотите сказать ,что люди вышли на заслуженный отдых - еще трудились?)

Л. - Нет, я хочу чтоб для молодых рабочие места создавались.

С. - Для молодых - я ЗА. Мы тоже пытаемся создавать на подворье.

Л. - Каким образом?

С. - Ну, вот какие-то сельскохозяйственные проекты развиваем. В период строительства и реставрации храмов у нас тоже рабочие бригады трудятся. Потом если о планах говорить о не творческих...

Л. - Творческие вы не раскроете, я поняла, это секрет.

С. - Нет, почему. Я часть уже рассказал. Я просто не буду называть произведения, которые будут звучать. Артистов которые будут участвовать.

Л. - Заинтриговали прям.

С. - Премьера состоится осенью, текущего года. И будет на одной из ведущих площадок г.Москвы, я надеюсь ,что мы все с вами там встретимся. Я приглашаю всех от своего имени)

Л, и А. - СПАСИБО!

С. - И если говорить о проектах, которые мы реализуем на подворье не сельскохозяйственных нетворческих, это конечно, восстановление храма св.Иоанна Предтечи ,нашего каменного храма, я говорил что уже перекрыли мы крышу, оштукатурили, в этом году планируем провести внутренние работы, но самая большая боль наверное это - восстановление колокольни. Потому что если вы увидите фотографии...

А. - Как раз хотел про колокольню спросить. Храм такой красивый... Я сначала думал что у него колокольни и не было никогда, а вот смотрю в проекте - она есть.

С. - Да, в проекте есть, и место где она располагалась, она такая зияющей разрушенной дырой как раз у входа в храм - присутствует. Да, колокольня была конечно небольшая по московским меркам, даже по меркам Новоспасского монастыря, где вторая по высоте колокольня в г.Москве, а 31 метр, ну все таки для деревни это всё таки прилично. И конечно она самая дорогая, не бюджетная история для нашего подворья. Поэтому если у кого есть желание потрудиться и помочь восстановлению, да и финансово, я всех прошу и приглашаю. У нас есть формы разные. От глобального участия, до именного кирпичика, когда люди жертвуют на приобретение строительного материала, на закладку его в кладку, колокольню. Конечно, это символическое действо, никакого здесь магизма нет, но по крайней мере кирпичик с вашим именем или ваших родственников, живых или усопших оно будет присутствовать вот в этой кладке колокольни.

А. - А вы живете на приходе?

С. - Я живу на подворье. Т.е. у нас подворье и есть приход.

А. - Ну, говорят же - священник живет на приходе.

С. - Нет. Я живу на подворье. У нас же монашеская братия, монашеский устав, начинается с молитвы день, заканчивается молитвой. Братское богослужение утром рано.

А. Братские молебны утром рано.

С. - Да, братские молебны - полседьмого совершаем.. круглый год, полунощница, утреннее богослужение. Если я не уезжаю никуда, то стараюсь совершать литургию каждый день.

А. - Каждый день?

С. - Вечернее богослужение...

А. - Ничего себе..

Л. - Это монастырь.

С. - монастырь...

А. - Что-то с таким укором...)

С. - Мы полностью подчинены монастырскому уставу. И у нас же еще одна функция есть, о которой я не сказал - это как раз испытание для новоначальных, для тех кто желает вступить в монастырь, испытание трудом и молитвой. Поэтому у нас очень много трудников проходит через нас, но очень мало кто из них делает дальнейший шаг на пути монашеской жизни.

А. - Это Вы настолько строгий?...)

С. - Ну, не я строгий, а устав строгий. И поэтому нарушение устава говорит о том, что человек пока не готов к монашеской жизни и к вступлению в братию монастыря. Но есть те кто были трудниками и уже стали послушниками монастыря и дальше уже совершенствуются в монашеской жизни.

Л. - Вот настоящие журналисты вас бы сейчас спросили про проценты.

С. - Проценты? Вот смотрите за три года...

А. - А что-то сразу о деньгах подумал...

С. - У меня тоже почему-то первая мысль про деньги была))

Л. - А я про людей.

С. - Ну, я потом понял - про людей, да. Что за три года моего настоятельства, около 40-50 трудников было на подворье и только четыре человека, которые более или менее продолжительное время... и один из них вступил в братию.

Л. - каждый 10 -й, даже меньше.

С. - Но мы всех приглашаем, лиц мужского пола, особенно сейчас летом, много трудов на подворье предстоит, потому что мы и женщин приглашаем, но одним днем приехать потрудиться, потому что мы не имеем возможности разместить у себя, нет у нас гостиницы... пока.

Л. - А так для мужчин у вас братский корпус есть?

С. - Братский корпус есть, есть общежитие, где можем принять, но для этого заранее мне нужно позвонить или написать на почту, чтобы я подтвердил, что человеку можно приехать и потрудиться. Кто-то в отпуск, кто-то на несколько дней, кто-то может на более продолжительное время.

Л. - Совершенно необязательно для этого потом в монастырь собираться?

С. - Необязательно. Т.е. это просто пожить, потрудиться, подумать может быть - куда дальше, почерпать силы, для дальнейшего роста и трудов.

Л. - Узнать себя получше.

С. - Узнать себя получше. Т.е. у нас разные проекты, и творческие и физические проекты, для всех найдется послушание. И еще об одном проекте, я здесь, если есть у нас еще время, хотел сказать...

А. - Да, буквально несколько минут еще есть.

С. - О строительстве еще одного храма на территории подворья, третьего, строительства храма в честь преподобного Бенедикта Нурсийского. Это замечательный святой, основатель западного монашества, но один из ярких представителей... так как у него много было учеников и последователей, как у преп.Сергия Радонежского, который оказал влияние на наше монашество, вот преп. Бенедикт Нурсийский, он оказал влияние на становление западного монашества. Вы знаете, сейчас существует даже орден его имени "Бенедиктинцы" которые называются. Так вот преп. Бенедикт, который жил в Италии, родился в Италии, умер в Италии, там же основал монастыри, он был очень замечательным человеком. Так вот он свой устав написал для монахов на основе устава преп.Кассиана Римлянина и святителя Василия Великого. Знаете сейчас в наш календарь внесены ряд святых...

А. - Западных...

С. - Западной Церкви. Но это это одни из немногих, которые прославлены, да, лет может быть пять шесть лет назад издавалось дополнение к месяцеслову Издательства Московской Патриархии и там намного больше святых, которые у нас не присутствуют в месяцеслове, но которые мы почитаем тоже в качестве святых до разделения Церкви в 11-м веке. Так вот преп. Бенедикт он жил на границе 5-6-го веков в Италии подвизался, и был действительно подвижник своей монашеской жизни и повлиял не только на западное монашество, но отчасти и восточное монашество, поэтому мы решили, чтобы почтить его память - вот такой вот храм, надвратный будет храм...

А. - Что-то у вас монастырь будет отдельный свой...

С. - ..будет венчать вход на территории монастыря... вот оговорился уже))) - подворья!

Л. - Это Алексей Вас подстрекает. Давайте может быть уже еще раз вкратце напомним нашим слушателям о мероприятии, которое проходит осенью, 9-го сентября, это ваш фестиваль, туда можно будет на ярмарку приехать с какими-то своими товарами, представить, или просто...

А. - Или купить..

Л. - Или просто посмотреть концерт.

С. - Поучаствовать в мастер-классах многочисленных. Огромная развлекательная программа, хорошая такая.

Л. - И чтение, рабочее название "Сумароковские"

С. - Это Духовно-просветительский проект.

Л. - Да, и тут уже нужно следить за афишами.

С. - Следить за афишами, за объявлениями...

Л. - На сайте...

А. - sumarokovomp.ru

С. - Сумароково, монастырское подворье.

А. - А телефоны, все контакты, если вдруг вы заинтересовались, хотите обратиться к о.Сергию, там в разделе "Контакты" есть на сайте sumarokovomp.ru

Спасибо Вам большое, что пришли к нам сегодня! Иеромонах Сергий Филиппов, настоятель подворья Новоспасского монастыря в селе Сумароково был гостем программы "Светлый вечер" на светлом радио. Лиза Горская...

Л. - Алексей Пичугин..

А. - Всего хорошего!

Другие программы
Герои моего времени
Герои моего времени
Программа рассказывает о незаметных героях наших дней – о людях, способных на поступок, на подвиг. Истории этих героев захватывают и вдохновляют любого неравнодушного человека.
Сказания о Русской земле
Сказания о Русской земле
Александр Дмитриевич Нечволодов - русский генерал, историк и писатель, из под пера которого вышел фундаментальный труд по истории России «Сказания о Русской земле». Эта книга стала настольной в семье последнего российского императора Николая Второго. В данной программе звучат избранные главы книги Александра Дмитриевича.
Прогулки по Москве
Прогулки по Москве
Программа «Прогулки по Москве» реализуется при поддержке Комитета общественных связей города Москвы. Каждая программа – это новый маршрут, открывающий перед жителями столицы и ее гостями определенный уголок Москвы через рассказ о ее достопримечательностях и людях, событиях и традициях, связанных с выбранным для рассказа местом.
Добрые истории
Добрые истории
В программе звучат живые истории о добрых делах и героических поступках, свидетелями которых стали наши собеседники.

Также рекомендуем