Кахетия – некогда самостоятельное государство, а нынче восточная область Грузии. Название столицы этого края известно всем, кто хоть раз смотрел картину замечательного режиссера Георгия Данелии «Мимино» - именно в Телави работал вертолетчиком главный герой фильма, Валико Мизандари. Наверняка запомнились вам и просторы, над которыми летал «сокол» - Мимино. Это долина реки Алазани.
Здесь, в Алазанской долине, некогда шумел огромный город Некреси. В шестом веке сюда пришел один из тринадцати сирийских проповедников, которые привили Грузии традиции монашества. Святой Авив, или, по-грузински, Або, основал на горе над городом обитель, которая долгое время была культурным центром Кахетии. Когда святой Авив стал епископом, в Некресском монастыре находилась его резиденция.
Сейчас древний город Некреси в буквальном смысле стерт с лица земли. А монастырь на горе до сих пор радует путешественников своей неповторимой красотой. Расположен он довольно высоко, чтобы взобраться к нему, придется потрудиться. Впрочем, дорога, что ведет в гору, настолько ухожена, а окрестные виды такие завораживающие, что все трудности компенсируются с лихвой.
Архитектурный комплекс монастыря состоит из зданий разных эпох и стилей. Самое древнее строение – маленькая скромная базилика из грубого неотесанного камня. Она была построена задолго до того, как Авив Некресский устроил здесь обитель. Неброская снаружи, внутри эта церковь порадует вас своими фресками. Интересной наверняка покажется и здешняя коллекция стасидий – резных деревянных кресел, на которые удобно опираться во время долгих богослужений. В фундаменте храма некогда была обустроена гробница, в которой и нынче хранятся останки грузинских князей.
Художественную ценность представляют росписи соседнего Богородичного храма. Эта церковь также выстроена в форме базилики, долгое время она считалась главным храмом монастыря.
Обязательно обратите внимание на монастырское винохранилище – по-грузински оно называется марани. Это открытая галерея с круглыми углублениями в полу, в которые устанавливают кувшины. Алазанская долина – старинный центр грузинского виноделия, и Некресский монастырь причастен к этой традиции.
Совсем недавно на смотровой площадке в монастыре был установлен мощный бинокль, с его помощью можно детально рассмотреть Алазанскую долину, которая привольно раскинулась внизу. Невооруженным взглядом с высоты видишь словно карту, расчерченную на многоугольники. А в бинокль, говорят, можно разглядеть окрестности вплоть до виноградинки на знаменитых плантациях. Зрелище – незабываемое!
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема