На Париж опустились сумерки. Уличное кафе на углу улицы Лурмель уютно засветилась мягким электрическим светом — совсем как на знаменитых полотнах Ван Гога. Перевалило далеко за полночь, когда по деревянным ступеням веранды поднялась весьма необычная для столь позднего часа, — как, впрочем, и для самого заведения, — посетительница: православная монахиня.
Впрочем, её визит здесь никого не удивил — мать Мария, а именно так звали эту русскую монахиню, — приходила в кафе едва ли не каждую ночь. Она отыскивала нищих и бродяг, зашедших сюда, чтобы погреться, и предлагала им ночлег и пищу. На Лурмель, совсем неподалёку, находился большой дом, в котором мать Мария устроила приют для всех, кто нуждался в крыше над головой, куске хлеба и просто человеческом сочувствии. И она не собиралась сидеть, сложа руки в ожидании, когда эти нуждающиеся, наконец, появятся, а сама разыскивала их и предлагала помощь.
Ещё не так давно эта неунывающая женщина с доброй улыбкой на открытом, ясном лице, вращалась в интеллектуальных кругах Петербурга. Елизавета Скобцова — так звали мать Марию до монашеского пострига — была в дружбе с самим обер-прокурором Священного Синода Константином Победоноосцевым, общалась с философом Николаем Бердяевым, а поэт Александр Блок даже посвятил ей стихотворение.
Но вот грянул роковой семнадцатый год, и всё вдруг встало с ног на голову. Красные, белые... У Лизы требовали ответа, за кого она. А ответить было сложно — ведь, в конце концов, и те, и другие, были просто людьми. И она решила быть не «за», а «против» — против того, чтобы люди убивали друг друга, против того, чтобы ни в чём не повинных расстреливали и сажали в тюрьмы.
В тысяча девятьсот двадцать третьем году Елизавета эмигрировала во Францию. Именно там, после всех ужасов революции и войны, которые ей довелось пережить, она стала задумываться о том, чтобы посвятить себя служению Богу и людям.
Однажды она приехала в шахтёрский городок под Парижем, где собиралась пообщаться с рабочими на тему религии. Уставшие, измученные тяжелой работой люди смотрели на неё скептически. В их тесном бараке было грязно — сил на уборку после смены не оставалось. И вдруг Лиза поняла! Она прервала свой доклад, взяла в руки тряпку и стала мыть пол. Хорошенько убравшись, она обратилась к рабочим: «Напомните, на чём мы с вами остановились?» — и они живо, с удовольствием присоединились к беседе.
После этого случая для Лизы стал очевиден её дальнейший жизненный путь. Шестнадцатого марта тысяча девятьсот тридцать второго года Елизавета Скобцова приняла монашеский постриг и новое имя — Мария.
Скоро энергичную, улыбчивую мать Марию знал едва ли не весь Париж. Торговцы центрального рынка Ле Аль радостно встречали её, когда по утрам она приходила туда за продуктами — с большим мешком за плечами и тележкой. Однако в её приюте для обездоленных на улице Лурмель можно было получить не только хлеб насущный, но и пищу духовную. В домовой церкви, устроенной в старом гараже и собственноручно расписанной самой матерью Марией, проходили Богослужения и занятия Воскресной школы.
Кипучей энергии матери Марии хватало на самые разные дела. В тысяча девятьсот тридцать пятом году она вместе с единомышленниками организовала объединение «Православное дело», под патронажем которого были открыты два общежития для бедных и клиника для больных туберкулёзом.
В годы Второй Мировой войны, когда Франция была оккупирована фашистами, мать Мария спасала безвинных людей от чудовищных расправ. А в тысяча девятьсот сорок третьем её арестовали и заключили в концлагерь. Но даже там она, как могла, помогала своим сокамерницам: утешала, читала Священное Писание. Тридцать первого марта тысяча девятьсот сорок пятого мать Мария вместе с сотнями других узников была казнена в газовой камере. До Победы оставалось всего два месяца...
«О чём и как ни думай, — большего не создать, чем три слова: «любите друг друга», — говорила мать Мария. По этой простой и мудрой заповеди Христа она и жила — до последнего вздоха.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.