
Жил когда-то охотник. Однажды он покинул родные места и отправился по свету счастье искать.
Долго он ходил, но так и не нашёл нигде счастья, и остался в незнакомом лесу жить. Построил себе там хижину, вырыл яму-ловушку, и стал ждать, когда ночью в неё какой-нибудь крупный зверь угодит.
Как-то утром услышал охотник из ямы какие-то звуки, и пошёл посмотреть, кто в его ловушку попал. Смотрит — а там девушка сидит. Да такая красивая, что глаз не оторвать. Волосы длинные, как лианы, лицо сияет, словно светлая луна. Вот так добыча!
— Я вышла по лесу погулять и попала в звериную яму, — сказала девушка, увидев охотника. — Вытащи меня, а я тебя за это в свой дом возьму.
— Зачем мне твой дом? — говорит охотник. — У меня и своя хижина есть. Теперь ты моя добыча.
— Не называй меня так — я ведь не дикий зверь, а дочь лесного царя, — вспыхнула от таких слов девушка. — Мой дом больше и красивее твоего. Если хочешь, а я за тебя замуж выйду, и ты будешь в нём хозяином. Только обещай мне, что никогда — ни словом, ни намёком — не напомнишь мне, что я твоя охотничья добыча.
Освободил охотник девушку из ловушки, вскинул на плечо ружьё и пошёл вслед за ней в лесную чащу. Пришли они к великолепному дворцу, где зажили вместе в счастье и полном достатке. Красавица-жена во всём старалась охотнику угодить.
Стоит ему что-нибудь пожелать, как жена хлопала в ладоши, и служанки приносили охотнику самые лучшие кушанья и новую одежду.
Но только со временем стал у охотника нрав портиться. Сделался он надменным, капризным: и то ему не так, и то не эдак, целыми днями стал на всех покрикивать.
Однажды принесли ему служанки мягкие домашние туфли, а он топнул ногой, да как закричит на жену:
— Я не такие туфли просил, а из самого нежного лебяжьего пуха! Никто не ценит меня в этом доме! Никто! Так все и ждёте, чтобы я заболел, или ещё лучше умер! И ты туда же! Хотя ты всего-навсего моя охотничья добыча!
Ничего не ответила ему жена, только хлопнула в ладоши — и вдруг исчезла. А вслед за ней и все служанки куда-то подевались, и стол с кушаньями, и скамьи, и посуда в доме, и домашние туфли, а потом и стены дворца...
Оглянулся охотник — сидит он в грязной одежде на голой земле возле своей хижины и держит в руках старенькое ружьишко.
«Зачем я нарушил уговор и назвал любимую жену-красавицу своей охотничьей добычей? — вспомнил охотник. — Ведь одним неосторожным, грубым словом всё своё счастье разрушил. А назад уже ничего не вернуть...»
Такое случается порой — и не только в сказках.
(по мотивам бразильской народной сказки)
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
1 Кор., 130 зач., IV, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Заповедь не судить — одна из самых сложных, ведь мы постоянно только и делаем, что оцениваем поступки других людей. «Тот плохой, а этот хороший», — говорим мы. И ведь кажется, что всем, кто хоть мало-мальски знаком с Евангелием, ясно, что Господь подобные оценки запретил... Но не Он ли при этом дал нам зрение, и, если мы видим явно неправильные поступки, как же смолчать? Ответ на этот вопрос даёт апостол Павел в отрывке из 4-й главы 1-го послания к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
1 Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.
2 От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.
3 Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе.
4 Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.
5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
Существует масса историй, в которых главное действующее лицо сначала всеми осуждается, а потом всеми же оправдывается. В светской жизни самым ярким примером может быть врач, в экстренном порядке проводящий трахеостомию, то есть разрезающий горло задыхающемуся человеку. Люди, не знающие всех обстоятельств дела, могут решить, что перед ними преступник, напавший на беззащитного прохожего. В жизни религиозной есть масса примеров святых, которых при жизни обвиняли в безнравственности, например, в том, что они общались с блудницами, а после их смерти выяснялось, что они беседовали с ними о покаянии и призывали их к спасению. Да и что далеко ходить: в этом обвиняли самого Спасителя.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел призывает учеников к доверию. Коринфяне видели перед собой разных проповедников — Павла, Аполлоса, Петра — и делились на партии, представители которых предпочитали одного из них, а других осуждали. Апостол Павел просит их видеть в каждом служителя Христова, пусть и действующего по-разному. Все они, проповедуя, старались оставаться верными Учителю и это для них самое главное. У них не было цели оправдаться перед лицом всех, и они не бросались от одного к другому, объясняя свои поступки. В конце концов, любой, кто пытался оправдываться перед лицом толпы, знает правдивость поговорки «на каждый роток не накинешь платок». Всегда найдутся люди, которые будут говорить за спиной. Однако Павел не хочет, чтобы подобными вещами занимались его ученики. Почему он и призывает их в итоге «не судить». Причём, особенно важно, что он и сам до конца себя не судит, не выносит о себе окончательного решения. Казалось бы, сам-то себя человек должен знать, почему хотя бы о себе он не должен выносить суда? Для апостола очевидно, что человеческий суд, даже обращённый на себя, не будет объективным, потому что человеческое знание не полно. Впрочем, это не означает совершенного отказа от оценки своих действий. Отнюдь! Апостол старается жить так, чтобы не видеть за собой никаких порицаемых поступков, но он не считает себя безгрешным. Он не выносит окончательного суда, предавая его в руки Божии.
Именно так стоит действовать каждому из нас. Естественно, явно греховных поступков стоит избегать, к явно добродетельным поступкам стоит стремиться, но окончательного суда о себе не выносить, понимая, что мы к нему не способны. Причём не только по отношению к себе самим, но и к другим людям. Явно греховные поступки, конечно, бывают и порой нам приходится давать им оценку, как было в самом Коринфе в известной истории с кровосмесителем. Но оценка поступка не должна превращаться в оценку человека, сердце которого открыто только перед Богом. Ситуации бывают разными, и, если человек работает судьёй, и поставлен судить чужие дела, ему стоит быть максимально объективным, честным и справедливым… Но в большинстве случаев от нас никто не ждёт никаких оценок и правильнее будет просто молиться о тех, кого мы считаем согрешающими, предав их в руки Божии.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Праведный Иоанн Кронштадтский о жизни сердца». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги святого праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе» размышляли о том, что значит жить сердцем, каким образом христианин может заботиться о чистоте сердца и почему это важно, а также как грех может влиять на внутреннее состояние человека.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Итоги общемосковского крестного хода;
— Памяти Азы Аликбековны Тахо-Годи;
— Образование как подготовка к будущему;
— Слом иерархии в культуре;
— Планы установить памятник В.Ерофееву в Петушках;
— Понятие «монастыринг» — почему появилось и чем отличается от привычного трудничества и паломничества.
Все выпуски программы Светлый вечер