
Жил когда-то охотник. Однажды он покинул родные места и отправился по свету счастье искать.
Долго он ходил, но так и не нашёл нигде счастья, и остался в незнакомом лесу жить. Построил себе там хижину, вырыл яму-ловушку, и стал ждать, когда ночью в неё какой-нибудь крупный зверь угодит.
Как-то утром услышал охотник из ямы какие-то звуки, и пошёл посмотреть, кто в его ловушку попал. Смотрит — а там девушка сидит. Да такая красивая, что глаз не оторвать. Волосы длинные, как лианы, лицо сияет, словно светлая луна. Вот так добыча!
— Я вышла по лесу погулять и попала в звериную яму, — сказала девушка, увидев охотника. — Вытащи меня, а я тебя за это в свой дом возьму.
— Зачем мне твой дом? — говорит охотник. — У меня и своя хижина есть. Теперь ты моя добыча.
— Не называй меня так — я ведь не дикий зверь, а дочь лесного царя, — вспыхнула от таких слов девушка. — Мой дом больше и красивее твоего. Если хочешь, а я за тебя замуж выйду, и ты будешь в нём хозяином. Только обещай мне, что никогда — ни словом, ни намёком — не напомнишь мне, что я твоя охотничья добыча.
Освободил охотник девушку из ловушки, вскинул на плечо ружьё и пошёл вслед за ней в лесную чащу. Пришли они к великолепному дворцу, где зажили вместе в счастье и полном достатке. Красавица-жена во всём старалась охотнику угодить.
Стоит ему что-нибудь пожелать, как жена хлопала в ладоши, и служанки приносили охотнику самые лучшие кушанья и новую одежду.
Но только со временем стал у охотника нрав портиться. Сделался он надменным, капризным: и то ему не так, и то не эдак, целыми днями стал на всех покрикивать.
Однажды принесли ему служанки мягкие домашние туфли, а он топнул ногой, да как закричит на жену:
— Я не такие туфли просил, а из самого нежного лебяжьего пуха! Никто не ценит меня в этом доме! Никто! Так все и ждёте, чтобы я заболел, или ещё лучше умер! И ты туда же! Хотя ты всего-навсего моя охотничья добыча!
Ничего не ответила ему жена, только хлопнула в ладоши — и вдруг исчезла. А вслед за ней и все служанки куда-то подевались, и стол с кушаньями, и скамьи, и посуда в доме, и домашние туфли, а потом и стены дворца...
Оглянулся охотник — сидит он в грязной одежде на голой земле возле своей хижины и держит в руках старенькое ружьишко.
«Зачем я нарушил уговор и назвал любимую жену-красавицу своей охотничьей добычей? — вспомнил охотник. — Ведь одним неосторожным, грубым словом всё своё счастье разрушил. А назад уже ничего не вернуть...»
Такое случается порой — и не только в сказках.
(по мотивам бразильской народной сказки)
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема