Помню, я девчонкой, как-то утром захожу на кухню к прабабушке. Она что-то читает вслух. На подоконнике стоит какая-то икона, там непонятными буквами что-то написано. Я говорю: «Бабушка, а почему как-то не по-русски написано?»
— Это, дочка, церковно-славянский. На нём читаются Богослужебные тексты, это старинный красивый язык. Хочешь я и тебя научу читать?
— Бабушка! Ну, зачем мне твой древний язык? — засмеялась я. На нём же никто не говорит. Он мне никогда не пригодится.
Папа тогда тоже стал воцерковляться. Стал ездить в паломничества. И меня с собой брать. Помню, в Дивеево, я буквально убегала, чтобы не окунаться в холодные источники. И со службы однажды просто выскочила на улицу! Папа и бабушка вышли за мной. А я говорю:
— Не хочу больше! Сколько можно! Помню, как они взволнованно переговаривались. Папа сказал: «Наверное, слишком рано для нее...»
Через какое-то время, отец подарил мне книги и попросил: «Пообещай мне, что ты прочитаешь их до 13 лет!» Я покивала головой и сказала: «Да, Пап, обязательно». Естественно о книгах я забыла в этот же день, убрала их подальше на полку с прочей детской литературой.
В моей семье был еще один верующий человек — бабушка, Галя. Она регулярно подсовывала мне то рецепты, которые вырезала из журнала ЗОЖ, то тексты молитв из православного календаря. Особенно запомнилась молитва «перед началом всякого учения», текст которой она вручила мне накануне экзаменов. Все сдала на отлично. Но бабушке так и не призналась, что молитву ту я перед экзаменами читала.
Я продолжала делать вид, что всё это мне неинтересно. Мне, наверное, было неловко признать, что я верую. Это было не модно... что ли...
Прошли годы. Не стало отца. За ним ушла прабабушка, бабушка Галя. Я скучала по ним. И тут, друзья позвали за компанию съездить в Дивеево. Дивеево! Где мы бывали с папой! Я поехала.
Остановились мы в скиту. Молились, разговаривали. Обсуждали Евангелие. Я не знала его... Чувствовала себя белой вороной. Но старалась не выпадать из коллектива. В распорядке дня было указано, что перед сном здесь читают вечернее правило. Я из любопытства пошла посмотреть, что там за правило такое. Одна из сестер предложила по очереди передавать всем книгу. С чтением у меня никогда проблем не было, с голосом вроде тоже.
Но когда книга оказалась у меня в руках, случилось что-то фантастически неожиданное и необъяснимое. Увидев церковно-славянский язык, написанный русскими буквами, я начала дрожать, заикаться, а потом и вовсе на мгновение потеряла дар речи и замолчала...
Не то что славянский язык, я не могла сказать ни слова на русском...
В этот момент мне отчётливо вспомнился кроткий взгляд моей бабушки, её голос и тот день, когда она хотела научить меня читать, а я над ней просто посмеялась.
Вернувшись из Дивеево, я помчалась в дом своего детства. Нашла на полках книги, которые подарил отец! Я не прочитала их до 13 лет. Я вообще первый раз взяла их в руки.
И я просто зарыдала... Это было Евангелие в пересказе для детей, книга для подготовки к исповеди и житие преподобной Фотинии — моей святой...
Я плакала от того что, так и не выполнила своего обещания, а еще от того, что сейчас мне так нужно выучить церковнославянский, понять церковную жизнь, изучить Евангелие. И все эти знания были рядом долгие годы. Любимые люди протягивали мне все, что нужно душе. Но я поняла это поздно. Когда родных, которые расскажут о Боге, уже нет рядом.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.