
Светлана Бакулина
Помню, я девчонкой, как-то утром захожу на кухню к прабабушке. Она что-то читает вслух. На подоконнике стоит какая-то икона, там непонятными буквами что-то написано. Я говорю: «Бабушка, а почему как-то не по-русски написано?»
— Это, дочка, церковно-славянский. На нём читаются Богослужебные тексты, это старинный красивый язык. Хочешь я и тебя научу читать?
— Бабушка! Ну, зачем мне твой древний язык? — засмеялась я. На нём же никто не говорит. Он мне никогда не пригодится.
Папа тогда тоже стал воцерковляться. Стал ездить в паломничества. И меня с собой брать. Помню, в Дивеево, я буквально убегала, чтобы не окунаться в холодные источники. И со службы однажды просто выскочила на улицу! Папа и бабушка вышли за мной. А я говорю:
— Не хочу больше! Сколько можно! Помню, как они взволнованно переговаривались. Папа сказал: «Наверное, слишком рано для нее...»
Через какое-то время, отец подарил мне книги и попросил: «Пообещай мне, что ты прочитаешь их до 13 лет!» Я покивала головой и сказала: «Да, Пап, обязательно». Естественно о книгах я забыла в этот же день, убрала их подальше на полку с прочей детской литературой.
В моей семье был еще один верующий человек — бабушка, Галя. Она регулярно подсовывала мне то рецепты, которые вырезала из журнала ЗОЖ, то тексты молитв из православного календаря. Особенно запомнилась молитва «перед началом всякого учения», текст которой она вручила мне накануне экзаменов. Все сдала на отлично. Но бабушке так и не призналась, что молитву ту я перед экзаменами читала.
Я продолжала делать вид, что всё это мне неинтересно. Мне, наверное, было неловко признать, что я верую. Это было не модно... что ли...
Прошли годы. Не стало отца. За ним ушла прабабушка, бабушка Галя. Я скучала по ним. И тут, друзья позвали за компанию съездить в Дивеево. Дивеево! Где мы бывали с папой! Я поехала.
Остановились мы в скиту. Молились, разговаривали. Обсуждали Евангелие. Я не знала его... Чувствовала себя белой вороной. Но старалась не выпадать из коллектива. В распорядке дня было указано, что перед сном здесь читают вечернее правило. Я из любопытства пошла посмотреть, что там за правило такое. Одна из сестер предложила по очереди передавать всем книгу. С чтением у меня никогда проблем не было, с голосом вроде тоже.
Но когда книга оказалась у меня в руках, случилось что-то фантастически неожиданное и необъяснимое. Увидев церковно-славянский язык, написанный русскими буквами, я начала дрожать, заикаться, а потом и вовсе на мгновение потеряла дар речи и замолчала...
Не то что славянский язык, я не могла сказать ни слова на русском...
В этот момент мне отчётливо вспомнился кроткий взгляд моей бабушки, её голос и тот день, когда она хотела научить меня читать, а я над ней просто посмеялась.
Вернувшись из Дивеево, я помчалась в дом своего детства. Нашла на полках книги, которые подарил отец! Я не прочитала их до 13 лет. Я вообще первый раз взяла их в руки.
И я просто зарыдала... Это было Евангелие в пересказе для детей, книга для подготовки к исповеди и житие преподобной Фотинии — моей святой...
Я плакала от того что, так и не выполнила своего обещания, а еще от того, что сейчас мне так нужно выучить церковнославянский, понять церковную жизнь, изучить Евангелие. И все эти знания были рядом долгие годы. Любимые люди протягивали мне все, что нужно душе. Но я поняла это поздно. Когда родных, которые расскажут о Боге, уже нет рядом.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 114. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Во все времена люди предпочитали глупости мудрость и безрассудству рассудительность. Библию нередко считают мудрой книгой, но к какой мудрости она на самом деле призывает? Ответить на этот вопрос помогает 114-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 114.
1 Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление моё;
2 приклонил ко мне ухо Своё, и потому буду призывать Его во все дни мои.
3 Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь.
4 Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою.
5 Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш.
6 Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне.
7 Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя.
8 Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слёз и ноги мои от преткновения.
9 Буду ходить пред лицом Господним на земле живых.
Со времён эпохи Просвещения люди поверили в одну не вполне очевидную идею: уровень счастья зависит от уровня образования. Естественно, не все и не сразу бросились учиться, и все мы помним из школьной программы комедию «Горе от ума», герой которой говорил: «уж коли зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь». Однако ХХ век — это век всеобщего образования. Впрочем, в первую очередь образования ума, но не образования души или духа. Ведь жизненный опыт со всей очевидностью свидетельствует о том, что можно быть образованным и в своей сфере даже очень умным, но не быть мудрым. Человек бывает способен помнить множество фактов, понимать сложные формулы, но не помнить о семье, которая нуждается в заботе, и не понимать важности общения с близкими. Иногда он умеет совершать сложнейшие операции скальпелем или хирургической иглой, но не умеет управлять собственным языком.
Псалом, который мы сейчас услышали, ничего не говорит не только об образовании, которое, кстати, во времена псалмопевца было связано со знанием Писания и особенно закона Моисеева, он ничего не говорит и о мудрости. По крайней мере на первый взгляд. Перед нами хвалебная молитва того, кто претерпел испытания, смертельно заболел и очень сильно страдал, но получил избавление от Господа. Но что же в итоге помогло ему искать помощи у Бога? Ответ очень необычный, и он звучит буквально через всё Писание. Псалмопевец говорит: «Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне». Слово, которое перевели как «простодушный» также означает простеца, человека наивного, иногда даже глупого. Но что же это за простота? Это та самая простота доверия, которого не хватило первым людям, решившим познать добро и зло без Бога, это отказ от мудрости мира, которая пытается жить своими силами. Важно понимать, что эта простота не противоречит знанию или образованию как таковому, ведь Сам Господь создал человека разумным и повелел нарекать имена животным, Сам повелел познавать их и проникать в их суть.
Но легко ли быть по-настоящему простым? Нет, конечно. Подлинная простота требует подвига самоотречения и внутренней смелости. Это не простота беспечных и ленивых глупцов, которых многократно обличает Соломон в книге Притчей, но простота человека трудолюбивого, думающего, устраивающего свою жизнь в меру сил, но в то же время осознающего, что покой, которого он ищет, находится не во множестве знаний и трудов, а в доверии Богу, в надежде на Него. Почему псалмопевец и говорит: «возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя». Вслед за ним так мог сказать человек прошлого, не имеющий образования и ничего не знающий об устройстве вселенной, но может сказать признанный учёный, познающий тайны мироздания. Эта мудрость подходит всякому, но в современном мире оказывается трудно достижимой. Нас окружают бесконечные курсы и тренинги. Мы боимся опоздать и не узнать чего-то важного, того, что сделает нас конкурентноспособными, нужными, умеющими выживать и выходить вперёд. Давид, как и прочие авторы псалмов, тоже не сидел сложа руки, но умел за всей будничной суетой видеть главное, отчего и переживание этой суеты ощущалось им по-иному, ему было проще, потому что он не пытался всё сделать сам, но даже занимая активную позицию, в итоге полагался на Бога.
«О совести». Священник Анатолий Главацкий
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущий диакон Игорь Цуканов вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из сборника творений преподобного Аввы Дорофея «Душеполезные поучения» о совести как голосе Божием в человеке, и о том, как она помогает делать правильный выбор.
Разговор шел о том, для чего совесть дана человеку, почему иногда она может «засыпать», а также по каким признакам можно определить, что мы приглушаем «голос совести» и почему для духовой жизни важно не давать совести «уснуть». Также обсуждалось, почему в Раю Господь дал заповедь не есть с Древа познания добра и зла и можно ли «жить по совести» и быть при этом неверующим человеком.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Интеллигенция и Православная Церковь в XIXв.» Федор Гайда
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор исторических наук, доцент кафедры истории России XIX — начала XX веков исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Федор Гайда.
Мы говорили об отношении образованных людей в России в XIX веке к Православной Церкви, о взглядах интеллигенции на религиозность и церковную жизнь и как это повлияло на дальнейшую историю страны и Русскую Церковь. Также разговор шел об истории появления термина «интеллигенция» и с какими людьми он соотносился, о самых ярких их представителях в России XIX века и почему кто-то из них сохранял веру и церковность, а кто-то отказывался от Бога.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер











