
О том, что страдания спасительны, что именно в скорбях мы обнаруживаем себя немощными перед Богом, учимся смиряться перед волей Его, на Него надеяться и к Нему взывать, мы знаем. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» — писал преподобный Ефрем Сирин. Но есть один тонкий момент: преодолев с помощью Божией многие скорби, человек может возгордиться перед теми, чьи проблемы, на его взгляд, менее значительны.
Как-то раз моему мужу, профессиональному литератору, прислала свою рукопись одна молодая писательница, Елена, чтобы он написал предисловие к будущей книге. Повесть Лены прочитала и я. Речь шла о поисках внутренней опоры в мире, представляющемся адом, о драматических поисках своих людей, об иррациональных страхах, одиночестве... При этом героиня, от лица которой написана повесть, в социальном смысле — вполне благополучный человек. Я вынесла вердикт: «Как же всё это мелко! Мне б её проблемы в её возрасте! Да в 25 лет я уже на трёх работах работала, а ночами тёплые штанишки ребёнку вязала, распуская старый шарф! И есть было нечего, авитаминоз, у меня дочка прозрачная была на одной-то манке на воде! А тут — самокопания сплошные, собственные выдуманные страхи в микроскоп рассматривает, сытая, с мамой-папой живёт!..»
Муж посмотрел на меня очень серьёзно. «Понимаешь, — говорит, — а ей ведь по-настоящему больно. Именно это важно. А ещё важнее, куда эта боль человека выведет, придёт ли он путём страданий к Богу. Эта повесть о поисках Бога, о необходимости Бога!».
Я задумалась. Как смею я судить человека? Другого человека, которому по-настоящему больно?
Вспомнила, как лежала с маленьким сыном в отделении травматологии и как плакал наш сосед по палате, двухлетний мальчик с перебинтованным пальцем. Другой мальчик, постарше, спросил: «А чего он так ревёт? У меня нога поломана, и то не плачу!» Я утешала малыша и попутно отвечала: «Пальчик малюсенький, а больно сильно-сильно!»
Очень больно может быть по разным причинам, и не наше дело эти причины сравнивать. Приближаясь к Господу путём страданий, а значит, путём смирения перед волей Его, мы непременно должны научиться сочувствию.
Все мы разные, рождаемся и растём в разных обстоятельствах, а Господь пытается достучаться до сердца каждого. К Себе приблизить ради нашего же блага, ведь только с Ним, с Богом, может быть действительно хорошо. Он — Отец Наш небесный, и только Ему решать, кого из нас какими дорогами вести в земной жизни, и какие именно скорби кому попускать. Если же мы, пройдя многое, станем вдруг превозноситься над ближним, то совсем к Богу не приблизимся. Наоборот, отдалимся от Него в гордыне своей.
Помню, юной студенткой стояла я в очереди перед кассой, сдавала билет на самолёт. Изменились обстоятельства, и улетать домой на каникулы приходилось неделей позже. Я узнала, что теряю при покупке нового билета целых 10 рублей, большие деньги для восьмидесятых, и расстроилась буквально до слёз. Рядом в очереди стоял парень в панаме цвета хаки, и вся она была исписана именами. Это означало, что парень вернулся из Афганистана, прошёл там в составе наших войск многое. Мне как-то рассказывали ещё раньше, что наши солдаты расписывались на форменных панамах друг друга перед выполнением опасных заданий, не зная, кто из них останется после в живых. Он смотрел на меня очень тепло, как-то отечески покровительственно, а сказал всего одну фразу: «Не плачь, больше теряем!»
Не надо хвастать скорбями, не надо, выплыв со дна Марианской впадины, смеяться над тем, кто боится утонуть в луже. Кому-то и твоя Марианская впадина может показаться лужей. «Не сравнивай! Живущий не сравним!» — писал Осип Мандельштам, будто продолжая мысль другого поэта, Фёдора Тютчева: «...И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». Мне, глупой девчонке, всерьёз страдающей из-за потери десяти рублей, великодушно посочувствовал человек, терявший боевых товарищей. Это удивительно. Но именно в этом милосердии — свет Христов.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема