Митрополит Трифон Туркестанов — один из самых почитаемых священнослужителей Русской Православной церкви, автор благодарственного акафиста «Слава Богу за всё». Многие светлые черты характера владыка Трифон унаследовал от своих родителей, которых благодарил и чтил до конца своей жизни.
Митрополит Трифон, в миру Борис Петрович Туркестанов родился 11 декабря 1861 года в Москве. Родители его, князь Петр Николаевич и Варвара Александровна, прожили в крепком браке более 30 лет и воспитали шестерых детей.
Князь Пётр Николаевич был очень добрым и чутким человеком. В своих воспоминаниях владыка Трифон писал о нём так: «Помню, в годы моего детства читал мягким, задушевным голосом нам, детям, вечерние молитвы мой отец. До сих пор звучат в моих ушах силой внутреннего чувства эти трогательные слова...»
С благословения родителей в 1887 году будущий владыка поступил послушником в монастырь О́птина пу́стынь. Он стал келейником старца Амвросия Гренко́ва. Через два года молодой человек принял иноческий постриг с именем Трифон, а вскоре был рукополо́жен во иеромонаха.
В 1891 году ушёл из жизни князь Пётр Николаевич Туркестанов. Отец Трифон тяжело переживал утрату. Утешение он нашёл в поддержке мудрого старца Амвросия, который сказал ему однажды такие слова: «Смерть посылается Милосердным Господом в самое лучшее время, когда наиболее душа к ней приуготовлена».
Варвара Александровна, мать иеромонаха Трифона, чтила память о супруге, после его смерти 20 лет она прожила вдовой. Непросто было ей одной воспитывать четверых детей, но она никогда не жаловалась. Позже отец Трифон признавался, что его мать любила молиться и единственное утешение в скорбях, которых у неё было немало, находила в молитве.
В 1913 году в возрасте 79 лет Варвара Александровна умерла. Последние годы жизни она провела рядом с сыном, проживала у него в Богоявленском монастыре. После её смерти Владыка вспоминал: «Как недавно ещё бывало после тяжелого, утомительного трудового дня, всяческих тревог, забот и волнений, приятно было прийти в маленькую уютную келью, которую занимала у меня в доме моя ныне покойная ста́рица-мать».
В 1901 году отец Трифон стал епископом Дмитровским, а через 30 лет был возведён в сан митрополита. На проповеди к владыке Трифону в Московский Богоявленский монастырь собиралось огромное количество прихожан. По воспоминаниям современников, в храме все были как единое целое, а в алтаре стояла такая благоговейная тишина, что находившиеся там не решались разговаривать даже шёпотом. Молитвенная настроенность архиерея передавалась всем и, бывало, народ молился со слезами вместе с ним.
Когда началась Первая мировая война владыка Трифон сразу покинул Москву и отправился на фронт. Там он подбадривал бойцов, утешал раненых и провожал в последний путь умирающих.
На войне владыка был контужен и ослеп на один глаз. Но он не жалел себя — до конца жизни продолжал служить Богу и людям. Таким митрополита Трифона Туркестанова воспитали его родители, благодаря которым мир узнал этого светлого человека.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема