Митрополит Трифон Туркестанов — один из самых почитаемых священнослужителей Русской Православной церкви, автор благодарственного акафиста «Слава Богу за всё». Многие светлые черты характера владыка Трифон унаследовал от своих родителей, которых благодарил и чтил до конца своей жизни.
Митрополит Трифон, в миру Борис Петрович Туркестанов родился 11 декабря 1861 года в Москве. Родители его, князь Петр Николаевич и Варвара Александровна, прожили в крепком браке более 30 лет и воспитали шестерых детей.
Князь Пётр Николаевич был очень добрым и чутким человеком. В своих воспоминаниях владыка Трифон писал о нём так: «Помню, в годы моего детства читал мягким, задушевным голосом нам, детям, вечерние молитвы мой отец. До сих пор звучат в моих ушах силой внутреннего чувства эти трогательные слова...»
С благословения родителей в 1887 году будущий владыка поступил послушником в монастырь О́птина пу́стынь. Он стал келейником старца Амвросия Гренко́ва. Через два года молодой человек принял иноческий постриг с именем Трифон, а вскоре был рукополо́жен во иеромонаха.
В 1891 году ушёл из жизни князь Пётр Николаевич Туркестанов. Отец Трифон тяжело переживал утрату. Утешение он нашёл в поддержке мудрого старца Амвросия, который сказал ему однажды такие слова: «Смерть посылается Милосердным Господом в самое лучшее время, когда наиболее душа к ней приуготовлена».
Варвара Александровна, мать иеромонаха Трифона, чтила память о супруге, после его смерти 20 лет она прожила вдовой. Непросто было ей одной воспитывать четверых детей, но она никогда не жаловалась. Позже отец Трифон признавался, что его мать любила молиться и единственное утешение в скорбях, которых у неё было немало, находила в молитве.
В 1913 году в возрасте 79 лет Варвара Александровна умерла. Последние годы жизни она провела рядом с сыном, проживала у него в Богоявленском монастыре. После её смерти Владыка вспоминал: «Как недавно ещё бывало после тяжелого, утомительного трудового дня, всяческих тревог, забот и волнений, приятно было прийти в маленькую уютную келью, которую занимала у меня в доме моя ныне покойная ста́рица-мать».
В 1901 году отец Трифон стал епископом Дмитровским, а через 30 лет был возведён в сан митрополита. На проповеди к владыке Трифону в Московский Богоявленский монастырь собиралось огромное количество прихожан. По воспоминаниям современников, в храме все были как единое целое, а в алтаре стояла такая благоговейная тишина, что находившиеся там не решались разговаривать даже шёпотом. Молитвенная настроенность архиерея передавалась всем и, бывало, народ молился со слезами вместе с ним.
Когда началась Первая мировая война владыка Трифон сразу покинул Москву и отправился на фронт. Там он подбадривал бойцов, утешал раненых и провожал в последний путь умирающих.
На войне владыка был контужен и ослеп на один глаз. Но он не жалел себя — до конца жизни продолжал служить Богу и людям. Таким митрополита Трифона Туркестанова воспитали его родители, благодаря которым мир узнал этого светлого человека.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема