Когда я в далеких и уже легендарных девяностых стала стараться ходить в храм, мне многое мешало. Ну, во-первых, я не понимала дресс-кода (юбочки-платочки). У меня на тот момент был имидж «парижского подростка» — узкая лохматая девочка в рваных джинсах. Но от этого пришлось отказаться. Я уже была замужем и уже родила первенца — так что лохматость приходилось прятать под платочек, ну а джинсы, что делать — заменила на юбочку ради порядка!
Но больше всего меня смущали бабулечки в церкви. Да да, наши замечательные бабулечки, которые точно знают, как ты должна вести себя и ежеминутно напоминают о твоих косяках, отвлекая от высокого. Рассказы о бабушках, наводящих строгость в приходской жизни, уже общее место, я не об этом.
Вот муж мой, например, чрезвычайно благодушно воспринимал все замечания, шепотом благодарил за полученные знания и тем самым вызывал волну огромной нежности у церковных бабушек: какой красивый, высокий — и какой смиренный!
В те времена нашего горячего православного экстремизма мы по благословению настоятеля нашего московского храма на Крещение ходили окунаться в прорубь. Для начала, это очень весело. А потом, согласитесь, есть же что-то героическое в том, что молодые люди подъезжают к пруду с вырубленной во льду крестообразной черной прорубью, идут к ней укутавшись в пледы, а потом, согретые ледяной освященной водицей и счастливые, бегут в тепло машины к горячим термосам!
Но вот эта бабушка из нашего подворья с тяжелой длинной седой косой — она шла не из машины. Скинула с себя тулуп, прошла в длинной сорочке, трижды перекрестившись трижды окунулась с головой и, откинув мокрую косичку, пошла к своему тулупчику и переодеваться в сухое. Мы смотрели ей вслед, и наш героизм как-то померк.
Я вскоре после службы подошла к бабушке и заговорила с ней. Она очень обрадовалась разговору. «Только никому не говорите: мне уже сто два года!»
Бабушка, конечно, прошла очень много исторических событий и исторических драм. В Великую Отечественную была санитаркой на фронте — в общем оказалась маленькой сухонькой с ясными глазами и ясными мыслями старушкой в формате «гвозди бы делать из этих людей»...
Я часто еще после служб внимала ее рассказам! Потом мы уехали на несколько месяцев, а потом... Потом бабулечка уже не появилась в храме.
Для меня это была потеря, хотя даже телефона ее у меня не было.
И вот сейчас я думаю: много лет прошло, и я усвоила все тонкости церковного уклада, что, разумеется, никак не повлияло на крепость моей веры. Знание, как себя вести и к какому празднику, какой цвет платочка подобрать, в общем, не кажутся мне судьбоносным.
А вот с бабушками в церквях тех городов, в которые заносила меня судьба, я стала с удовольствием разговаривать. Мне особенно ценна — их огромная благодарность за то, что ты слушаешь их рассказы, тебе интересна их жизнь, их здоровье, их внуки.
Но знаете, что самое главное? Это не так давно сформулировал мой муж, который подолгу и с вниманием разговаривает с нашими приходскими бабушками. Я думала, у него просто ангельское терпение! Но однажды он сказал мне фразу, которая все сразу мне объяснила!
«Вот, ты разговариваешь с каким-то очень крутым своим знакомым. Он настолько крут и настолько занят, что через пять минут как окончил с тобой говорить, умчался в свои мысли и в свои дела-проекты. А бабушка-молитвенница из храма после разговора с тобой будет, сколько ей дано лет, за тебя молиться! Ну и с кем общаться полезнее?»
Вот какие дары, да еще самые главные — молитвенные, божественные дары — можно получить от наших прекрасных бабушек. Разговаривайте с ними, слушайте их, не жалейте своего суетливого времени! Часто через медленных, согбенных старых людей с нами разговаривает вечность...
Ведь они скоро уйдут в те края, где быть может уговорят Бога поставить нам маленький плюсик — ни за что, просто за наше маленькое внимание — и ради их заступления!
Все выпуски программы Частное мнение
Рэй Брэдбери «Лёд и пламя» — «Из времени мы выпали в вечность»

Фото: Piqsels
В Постной Триоди (так называется сборник богослужебных текстов Великого поста) есть слова: «Кто настолько премудр, чтобы приобрести за немногие дни вечность?» То есть тот, кто мудро распоряжается земной жизнью, приобретает за её краткое время Царствие Небесное. Ценности времени посвящён и рассказ «Лёд и пламя» американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери.
Космический корабль совершает аварийную посадку на незнакомой планете. Космонавты попадают в чудовищные условия: на планету ежесекундно обрушивается колоссальный поток радиации, вызывающий изменения в организме. Продолжительность жизни сокращается до восьми дней. Дети, рождённые в понедельник, к воскресенью превращаются в стариков.
Вы заметили, что произошло? Рассказ незаметно выбрался из жанра научной фантастики и приблизился к притче. Вот как описывает Брэдбери жизнь на чужой планете: «Рождение мгновенно, как взмах ножа. Детство пролетает стремительно. Юношество — будто зарница. Возмужание — сон, зрелость — миф, старость — суровая быстротечная реальность, смерть — скорая неотвратимость».
Но разве эти слова только о фантастическом мире со страшной радиацией? Разве они не о нашем падшем мире, в который однажды, в самом начале человеческой истории, в результате грехопадения вошла смерть? Из вечности мы выпали во время, и оно беспощадно, скоротечно.
Герои рассказа «Лёд и пламя» находят спасение, вернувшись в корабль, который защищает их своей обшивкой. И вновь в тексте проступает христианская символика: «корабль спасения» — так называют Церковь, внутри Церкви мы находим спасение от радиации греха и смерти.
— Я нашёл способ продлить жизнь на целых три дня, три долгих, славных дня, — говорит Сим, главный герой повести.
В ответ раздаются восторженные крики, ликование.
Для друзей Сима три дня — это неслыханное богатство. Вспомним слова из Постной Триоди, с которых мы начали эту беседу, они говорят о том же. Ведь за немногие дни, напоминают они нам, можно приобрести вечность.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Мариуполь (Донецкая Народная Республика). Кафедральный собор Святителя Николая Чудотворца
Во время Великой Отечественной войны в Советском союзе возросла роль Православной церкви. В общей беде люди обращались к Богу, и власти, ещё недавно враждебно относившиеся к религии, не препятствовали соборной молитве. Не стал исключением и Мариуполь. В годы войны верующие горожане сплотились, а вскоре после Победы зарегистрировали православную общину. Её участники приобрели дом на улице Кальмиусской, оборудовали под храм и освятили его во имя Николая Чудотворца. Многие годы маленькая церковь оставалась прибежищем для верующих. А в 1989-ом православные получили разрешение построить новый храм. Возведение продолжалось несколько лет, в нём приняли участие тысячи мариупольцев. Пожертвованиями и личным участием горожане приближали тот день, когда над городом засияли купола собора во имя святителя Николая Чудотворца. Он открылся в 1991 году, с тех пор богослужения под святыми сводами не прекращались. Сегодня Николаевский собор носит статус кафедрального храма Донецкой и МариУупольской епархии.
Радио ВЕРА в Мариуполе можно слушать на частоте 97,2 FM
Благовещенская церковь (Село Нелькан Хабаровский край)
В центральной части Хабаровского края, на стрелке рек Чуя и Мая, есть небольшой поселок Нелькан. Его история началась в девятнадцатом веке с печальных событий. В 1816 году в этих краях разразилась эпидемия сибирской язвы. От нее пострадали местные кочевые народы — тунгусы и якуты. Чтобы поддержать их в трудную годину, российское правительство организовало доставку хлеба в тайгу. Один из магазинов поставили в труднодоступной местности в урочище Нелькан. С тех пор здесь появились постоянные жители.
В 1851 году через Нелькан прошел почтовый тракт. Чтобы его обслуживать, в таежный посёлок переселились государственные крестьяне из Забайкалья. Православные построили для соборной молитвы часовню во имя святителя Николая. В 1864 году её посетил епископ Камчатский и Алеутский Иннокентий (Вениаминов), ныне прославленный в лике святых.
Часовня в Нелькане служила духовным центром для русских переселенцев и тунгусов, принявших христианство. Сюда несколько раз в год приезжали священнослужители для совершения церковных таинств. В конце девятнадцатого века Никольская часовня сгорела и вместо неё построили деревянную церковь в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. В поселке поселился священник. Он не только проводил богослужения, но и обучал местных ребятишек в церковно-приходской школе.
В начале двадцатого века Благовещенскую церковь уничтожил пожар и в 1914 году в Нелькане возвели каменный храм. Его стали называть братом московского собора Христа Спасителя, поскольку проекты этих зданий подготовил один и тот же архитектор — Константин Тон. Изящная таёжная церквушка, построенная по эскизам знаменитого зодчего, едва уцелела в годы советской власти. После революции 1917-го в ней разместили сначала революционный комитет, а затем сельский клуб.
В конце двадцатого века власти отреставрировали здание, привели в первоначальный вид и... сделали его филиалом «Хабаровского краеведческого музея». С таким решением не согласились местные жители. Они собрали сельский сход и ходатайствовали о возобновлении богослужений. В октябре 1991 года под сводами Благовещенской церкви вновь зазвучала молитва. С тех пор храм остаётся духовным центром поселка Нелькан.
Все выпуски программы ПроСтранствия








