Когда я в далеких и уже легендарных девяностых стала стараться ходить в храм, мне многое мешало. Ну, во-первых, я не понимала дресс-кода (юбочки-платочки). У меня на тот момент был имидж «парижского подростка» — узкая лохматая девочка в рваных джинсах. Но от этого пришлось отказаться. Я уже была замужем и уже родила первенца — так что лохматость приходилось прятать под платочек, ну а джинсы, что делать — заменила на юбочку ради порядка!
Но больше всего меня смущали бабулечки в церкви. Да да, наши замечательные бабулечки, которые точно знают, как ты должна вести себя и ежеминутно напоминают о твоих косяках, отвлекая от высокого. Рассказы о бабушках, наводящих строгость в приходской жизни, уже общее место, я не об этом.
Вот муж мой, например, чрезвычайно благодушно воспринимал все замечания, шепотом благодарил за полученные знания и тем самым вызывал волну огромной нежности у церковных бабушек: какой красивый, высокий — и какой смиренный!
В те времена нашего горячего православного экстремизма мы по благословению настоятеля нашего московского храма на Крещение ходили окунаться в прорубь. Для начала, это очень весело. А потом, согласитесь, есть же что-то героическое в том, что молодые люди подъезжают к пруду с вырубленной во льду крестообразной черной прорубью, идут к ней укутавшись в пледы, а потом, согретые ледяной освященной водицей и счастливые, бегут в тепло машины к горячим термосам!
Но вот эта бабушка из нашего подворья с тяжелой длинной седой косой — она шла не из машины. Скинула с себя тулуп, прошла в длинной сорочке, трижды перекрестившись трижды окунулась с головой и, откинув мокрую косичку, пошла к своему тулупчику и переодеваться в сухое. Мы смотрели ей вслед, и наш героизм как-то померк.
Я вскоре после службы подошла к бабушке и заговорила с ней. Она очень обрадовалась разговору. «Только никому не говорите: мне уже сто два года!»
Бабушка, конечно, прошла очень много исторических событий и исторических драм. В Великую Отечественную была санитаркой на фронте — в общем оказалась маленькой сухонькой с ясными глазами и ясными мыслями старушкой в формате «гвозди бы делать из этих людей»...
Я часто еще после служб внимала ее рассказам! Потом мы уехали на несколько месяцев, а потом... Потом бабулечка уже не появилась в храме.
Для меня это была потеря, хотя даже телефона ее у меня не было.
И вот сейчас я думаю: много лет прошло, и я усвоила все тонкости церковного уклада, что, разумеется, никак не повлияло на крепость моей веры. Знание, как себя вести и к какому празднику, какой цвет платочка подобрать, в общем, не кажутся мне судьбоносным.
А вот с бабушками в церквях тех городов, в которые заносила меня судьба, я стала с удовольствием разговаривать. Мне особенно ценна — их огромная благодарность за то, что ты слушаешь их рассказы, тебе интересна их жизнь, их здоровье, их внуки.
Но знаете, что самое главное? Это не так давно сформулировал мой муж, который подолгу и с вниманием разговаривает с нашими приходскими бабушками. Я думала, у него просто ангельское терпение! Но однажды он сказал мне фразу, которая все сразу мне объяснила!
«Вот, ты разговариваешь с каким-то очень крутым своим знакомым. Он настолько крут и настолько занят, что через пять минут как окончил с тобой говорить, умчался в свои мысли и в свои дела-проекты. А бабушка-молитвенница из храма после разговора с тобой будет, сколько ей дано лет, за тебя молиться! Ну и с кем общаться полезнее?»
Вот какие дары, да еще самые главные — молитвенные, божественные дары — можно получить от наших прекрасных бабушек. Разговаривайте с ними, слушайте их, не жалейте своего суетливого времени! Часто через медленных, согбенных старых людей с нами разговаривает вечность...
Ведь они скоро уйдут в те края, где быть может уговорят Бога поставить нам маленький плюсик — ни за что, просто за наше маленькое внимание — и ради их заступления!
Все выпуски программы Частное мнение
16 мая. О Христе как источнике жизни
В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе».
О Христе как источнике жизни, — протоиерей Феодор Бородин.
16 мая. Об истории Киево-Печерской Иконы Богородицы «Успение»
Сегодня 16 мая. Церковь чтит Киево-Печерскую Икону Богородицы «Успение».
О её истории, — протоиерей Михаил Самохин.
Деяния святых апостолов
Деян., 12 зач., IV, 23-31.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Для христиан совершенно естественно всякое дело начинать и оканчивать молитвой, естественно для нас обращаться к Богу в радости, в печали, в недоумении, в опасности, и вообще мы стараемся исполнять завет апостола Павла, который в Первом послании к Фессалоникийцам призвал к непрестанной молитве (см. 1Фес. 5:17). Молитва была сердцем христианской жизни с самых ранних лет существования Христовой Церкви. Свидетельство этому мы можем найти и в 4-й главе книги Деяний святых апостолов, отрывок из которой звучит сегодня в православных храмах во время божественной литургии. Давайте послушаем его.
Глава 4.
23 Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины.
24 Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них!
25 Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?
26 Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.
27 Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским,
28 чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.
29 И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое,
30 тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса.
31 И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением.
После того, как апостолы Пётр и Иоанн были отпущены первосвященниками, они вернулись «к своим», то есть к христианам. Конечно, апостолы не стали делать секрет из своих приключений, и рассказали обо всём с ними случившемся. Эту ситуацию можно попытаться перенести в нашу эпоху: вот, нас задержали за наши христианские убеждения, нас довольно быстро выпустили, но сказали, что стоит помалкивать о своей вере, мы, полные этими впечатлениями, снова оказались в кругу единомышленников и рассказываем им свою историю. Наверняка эта беседа очень бы затянулась: слушатели задавали бы всё новые и новые вопросы, они возмущались бы несправедливостью, ну а мы находили бы всё новые и новые грани случившегося с нами. В апостольской общине всё было иначе, и после краткого сообщения Петра и Иоанна слушатели не стали задавать вопросы и возмущаться поведением первосвященников, слушатели единодушно обратились к Богу со словами сердечной молитвы.
Суть этой молитвы была в прошении о даровании смелости для проповеди Христа Воскресшего. У первых христиан не было никаких иллюзий относительно себя самих, они понимали, что дерзновение для проповеди, так же, как и сила слова, не имеют никакой связи с личными достоинствами проповедника, и первое, и второе даёт Бог. Понимали первые христиане и то, что после инцидента с взятием под стражу апостолов Петра и Иоанна Церковь вступает в новую эпоху — эпоху открытого противостояния погрязшим в лицемерии первосвященникам и тем несчастным, которые проявлению живой Христовой силы предпочитают пребывание в рамках мёртвого закона. Для того, чтобы выдержать это противостояние, апостолам нужна была помощь Божия, и апостолы воззвали к Нему. Бог, как мы услышали, откликнулся, все собравшиеся исполнились Духа Святого, и проповедовали слово Божие без какого-либо страха.
Очень хочется надеяться, что пример апостолов побудит нас поступать таким же образом: в любой сложной ситуации первым делом обращаться к Богу, ведь только Бог способен наполнить нас столь необходимыми нам для борьбы с грехом крепостью и силой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов