
Минская икона Божией Матери считается одной из главных святынь Белоруссии. Она выполнена в иконописной традиции Одигитрия, что в переводе с греческого языка означает Путеводительница. Богородица левой рукой держит Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь Спасения.
Точное время создания иконы неизвестно. По преданию, её доставили из Византии в Киев в десятом веке, вскоре после Крещения Руси. В конце пятнадцатого столетия на город напали татаро-монголы. Они разграбили Десятинную церковь, в которой хранилась святыня. С образа Богородицы сорвали богатую ризу, а саму икону бросили в Днепр.
А в 1500 году произошло чудо, описанное в летописях. Образ, утраченный в Киеве, был явлен в Минске на реке Свислочи. Его нашли у берега по яркому свечению. Киевляне, спасавшиеся от татар на белорусских землях, узнали свою святыню. По новому месту пребывания икону стали именовать Минской.
Образ хранился в храме первоверховных апостолов Петра и Павла в драгоценном киоте слева от иконостаса. В 1835 году церковь загорелась и сильно пострадала от огня, но святыня осталась невредимой. После пожара Минскую икону украсили чеканной серебряной ризой с позолотой и самоцветами. Объёмная оправа дополнила иконописное изображение новыми деталями. В правой руке Пречистой Девы чеканщик изобразил скипетр, а на коленях Младенца Иисуса — державу, символы царской власти.
Каждую субботу люди собирались в Петропавловском храме на молебен перед Минским образом. И получали от Богородицы просимое! Тому подтверждением служило содержимое специального ящичка перед иконой. Вместе с пожертвованиями верующие опускали в него письма со словами благодарности, адресованными Божией Матери.
После революции 1917 года для православных настала пора испытаний. К власти пришли безбожники. В 1922-ом по храмам прокатилась волна изъятия ценностей, и Минская икона осталась без драгоценной ризы. В 1936 году Петропавловскую церковь взорвали. Святыню передали в краеведческий музей, где она находилась до начала Великой Отечественной войны. В 1941-ом православным удалось вернуть Минский образ, и с тех пор молитва перед ним не угасает. Сейчас чтимая икона Богородицы хранится в кафедральном соборе Сошествия Святого Духа.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема