В тёмной кладовой старого дома царила таинственная тишина. Колышущийся огонёк масляной лампы выхватывал из мрака силуэты старой мебели, большие плетёные корзины, пахнущие луком и яблоками, высокие кованые сундуки.
Осмотреть кладовую молодой барин, Михаил Алексеевич Веневитинов, решил в самую первую очередь. Хоть он и прожил в этом доме много лет, вместе со своим родным дядей, известным поэтом Дмитрием Веневитиновым, но на правах хозяина ступил на его порог впервые. Молодому человеку хотелось поскорее раскрыть тайны, которые хранил в себе старый дом. В том, что они были, Михаил Алексеевич нисколько не сомневался.
Здесь, в Воронежской губернии, в родовом имении Новоживотинном прошла жизнь нескольких поколений славного семейства дворян Веневитиновых. Далёкие предки Михаила Алексеевича находились на службе у самого императора Петра Первого!
Взгляд молодого человека упал на маленький, невзрачный сундучок, как будто притаившийся в самом тёмном углу кладовой. Михаил присел возле него, открыл тяжёлую, пыльную крышку и… не поверил своим глазам. Внутри лежала толстая пачка старинных рукописей! Пламя свечи запрыгало по вязи букв, и Михаил прочитал: «Указ его Императорского Величества Петра Алексеевича к воеводе Антону Веневитинову». Это были распоряжения царя к его пра-пра-прадеду, здешнему воеводе, руководившему первыми петровскими кораблестроительными верфями! Молодой человек, с трепетом прижал к груди пыльные, мятые листки.
Незадолго до этого, Михаил Веневитинов поступил на службу в Императорскую Археографическую комиссию. Для него, искренне любившего историю и старину, это была поистине работа мечты. Энергичному и деловому молодому человеку удалось легко совместить два таких ответственных дела, как управление имением и служба на благо Отечества.
В Новоживотинном Михаил Алексеевич серьёзно занялся модернизацией хозяйства. Прежде всего, он существенно облегчил труд работавших на него крестьян, закупив самую современную сельскохозяйственную технику. По решению Веневитинова, крестьяне могли пользоваться ею и на своих собственных участках – бесплатно и в любое время. А вскоре у крестьянских детей появилась возможность учиться грамоте в родном селе: в тысяча восемьсот семьдесят втором году на средства Михаила Алексеевича в Новоживотинном была построена земская школа, а следом - больница с квартирами для медицинского персонала. Ещё одна больница – межуездная, в соседнем селе Гнездилове, тоже появилась благодаря пожертвованиям Михаила Веневитинова. На её строительство он выделил десять тысяч рублей. Долгие годы Михаил Алексеевич был попечителем Воронежского реального училища и Конь-Колодезской сельскохозяйственной школы.
Не стояла на месте и археографическая деятельность. Обнаруженные им дома Петровские грамоты Михаил Алексеевич опубликовал в своём труде «Из Воронежской старины». Изданный на средства автора, он приобрёл широкую известность в научных кругах.
Будучи активным членом Православного Палестинского Императорского общества, Веневитинов сделал большой вклад в исследование уникального документа начала двенадцатого века – рукописи «Хождения игумена Даниила в Святую Землю», которая под его редакцией была опубликована в одном из сборников Общества.
Неудивительно, что со своей трепетной любовью к истории Михаил Алексеевич Веневитинов в конце концов стал директором легендарного Румянцевского музея. Знаменитый Дом Пашкова, в котором расположился музей, Веневитинов отремонтировал за собственный счёт. Свое директорское жалованье он до последней копейки ежемесячно передавал на нужды музея, благодаря чему были приобретены редкие экспонаты и уникальные коллекции. В фонды музея Михаил Алексеевич передал и свой личный архив, в котором находились автографы Пушкина, Гоголя и другие раритетные и ценные документы. Веневитинов возглавлял музей в течение пяти лет – с тысяча восемьсот девяносто шестого года и до самой своей смерти в тысяча девятьсот первом.
3 ноября. О блаженстве учеников Христа

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, обращённые к ученикам: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!»
О блаженстве учеников Христа — протоиерей Илья Кочуров.
Слово «блаженство» можно сравнить с русским словом «счастье» — счастливое пребывание человека в каком-то состоянии. Вне всякого сомнения, лицезрение пречистого лика Спасителя, слышание Его Божественного голоса — это само по себе является уже великим счастьем для человека.
И когда народ Божий, избранный, слышал от пророков о том, что грядёт время, когда придёт Мессия, Спаситель, безусловно, каждый из иудеев мечтал о том, что, может быть, Его Господь сподобит когда-то лицом к лицу увидеть Спасителя.
Но в этих словах мы ещё должны понимать, что блаженство, счастье для каждого человека, даже живущего не во времена Спасителя, — это иметь возможность постигать глубокое и спасительное учение Господа нашего Иисуса Христа.
Древние пророки, цари, даже возьмём Давида, царя Соломона, других благочестивых царей израильских, они, конечно же, мечтали и желали бы видеть Господа Иисуса Христа лицом к лицу. Пророки пророчествовали об этом, а вот апостолы были избраны для того, чтобы быть со Христом, слышать Его Слово и передать Его всему миру.
И блаженство нас, христиан, заключается в том, что мы имеем возможность через Евангелие, через проповедь Церкви слышать слова Христа, и, исполняя их, перед нами открывается вечное спасение.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О ложном смиренномудрии

Во 2-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием».
О ложном смиренномудрии — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел предупреждает, что некоторые люди под ложным смиренномудрием начинают мудрствовать неправильно, в том числе и о спасении, которое приходит к нам от Христа. Некоторые в христианской общине учили, что спасение происходит от ангелов, а это было неправильно.
И апостол Павел предупреждает нас не быть религиозно всеядными и не быть падкими на каждое новое или новомодное учение.
Поэтому очень важно, чтобы мы держались строго той истины, которую открыли для нас апостолы, которые сказали, что если мы или даже ангел с неба начнёт вам благовествовать что-то другое, чем мы вам благовествовали, не верьте.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О четырёх правилах добродетели святого Илариона Великого
Сегодня 3 ноября. День памяти Преподобного Илариона Великого, отошедшего ко Господу в четвертом веке на Кипре.
О четырёх правилах добродетели святого Илариона — священник Родион Петриков.
Правила подвижника IV века поражают своей актуальностью. Их всего четыре, но они как надёжный компас в хаосе современной жизни.
Правило первое — умеренность во всём. Не голод, но и не излишество. Как писал святой Иларион, чрево — не враг, но становится бунтарём, если дать ему волю.
Правило два — храни чистоту сердца. Не только телесную, но и мысленную. Когда в голову лезут тревоги, святой советовал заменять их молитвой:«Господи, как Ты хочешь, так и будет».
Правило третье — непрестанная молитва. Не обязательно долгие правила, но даже короткое воздыхание в дорожной пробке: «Слава Богу за всё», —это уже стрела, пущенная к небу. Сам преподобный утверждал, что молитва — это воздух для души.
Правило четвёртое — помни о вечности. Когда знаешь главную цель, то не цепляешься за обиды или неудачи в карьере. Умирая каждый день, святой учился ценить дар Божий в самом малом. И это ведёт не к унынию, а к свободе и подлинной христианской радости.
Наконец, главный секрет святой видел в том, что добродетель — это не подвиг, а привычка на каждый день. Как он сам писал: «Сперва ты владеешь правилом, а потом оно владеет тобою и ведёт ко Христу».
Все выпуски программы Актуальная тема







