Многие из нас помнят рассказ няни Татьяны Лариной из пушкинского «Евгения Онегина» про обычай, когда родители сами выбирали своим детям супругов. Няня говорила, что в её время даже «не слыхали про любовь»... Однако бывало, что из подобных союзов вырастала любовь, которая не угасала даже спустя долгие годы.
Михаил, правитель Тверского княжества, и Анна, дочь ростовского князя, увиделись первый раз на пороге храма, куда их вели венчаться. Но им столько рассказывали друг о друге, что молодым казалось, будто они знакомы с самого детства. Анна смущённо краснела, когда думала о статности и храбрости жениха, а Михаил был заранее влюблён в доброту и скромность невесты. Оба не обманулись в своих ожиданиях. Встретившись, Михаил и Анна поняли, что ни за что не хотят расставаться.
Судьба подарила молодым всего несколько спокойных, счастливых лет. В эти годы они узнавали друг друга, Анна привыкала к чужой земле, помогала мужу управлять княжеством. Супруги оказались на редкость мудрыми и справедливыми правителями. В Твери строились храмы, налаживались торговые связи с другими городами. Михаил старался ослабить зависимость княжества от Золотой Орды, и в его правление по тверской земле впервые перестали ездить татаро-монгольские баскаки, собирающие дань.
Но скоро у Михаила и Анны появились завистники. Михаил унаследовал право княжить во Владимире, который был в то время столицей Руси. Московский князь Юрий Данилович, племянник Михаила, решил сам завладеть городом. Между родственниками разгорелась долгая и кровавая война.
С тех пор Михаил редко бывал дома. У Анны, которая воспитывала четверых сыновей, дрожало сердце каждый раз, когда муж отправлялся в очередной поход. Она втайне мечтала уехать вместе с ним, но это, конечно, было невозможно: кто-то должен был заботиться о детях, управлять княжеством. Анна оставалась дома, молясь по ночам, чтобы Михаил скорее к ней вернулся.
И он возвращался. Иногда с гордо поднятой головой, одержав победу, иногда понурый, потерпев поражение, но всегда сразу приходил к любимой жене, чтобы крепко её обнять после долгой разлуки. Не дождалась Анна мужа только один раз, и свидеться им было уже не суждено.
Михаил и Юрий Данилович отправились в Золотую Орду, чтобы ответить перед ханом за свою вражду. Анна отпускала мужа скрепя сердце, как будто чувствовала что-то недоброе. Не ехать было нельзя – хан угрожал разорением Твери. И Анне пришлось смириться. Она только со слезами на глазах просила мужа, чтобы он присылал ей весточки так часто, как только сможет. Но писем почему-то не было…
Целый год Анна мучилась, не зная, что случилось с её мужем. Наконец, пришла страшная весть: хан встал на сторону московского князя, и Михаила вероломно убили. Анна была вынуждена просить Юрия Даниловича, чтобы он вернул ей гроб с телом мужа.
Михаила погребли в Преображенском соборе. Плакала вся Тверь, Анна была безутешна. Без мужа её перестала радовать прежняя жизнь, и княгиня решила уйти в монастырь. Но в условиях постоянных раздоров княжеству требовалась рука уверенного правителя, а юные княжичи ещё не набрались нужного опыта. И Анне пришлось выполнять свой долг княгини, пока росли и мужали её сыновья.
Ей довелось пережить много страшных ударов, гибель детей и внуков, разграбление княжества. Чем дальше, тем сильнее Анна мечтала о монастыре и вела жизнь, которая мало чем отличалась от монашеской. Поэтому как только дети окончательно встали на ноги, Анна с радостью постриглась в монахини. Последний год жизни она провела в Успенском монастыре города Кашин, приняв особо строгие монашеские обеты – схиму – с именем Анна.
Анну Кашинскую и Михаила Тверского в России прославили в лике святых за их благочестивую жизнь, глубокую веру в Бога и самоотверженное служение ближним. Их мощи находятся в разных местах, но души святых супругов, так часто разлучавшихся при жизни, наконец-то соединились в жизни вечной.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия