— Как всё-таки здорово ты придумала провести наш медовый месяц! Путешествуем по России. Вот и до Нижнего Новгорода добрались. А неплохой у них художественный музей, правда?
— Замечательный! Хорошо, что мы сюда зашли. Смотри, какая интересная картина! Ну, прямо мы с тобой.
— Михаил Нестеров. «Два лада». Название мне ни о чём не говорит. А вот сюжет и правда, романтический. И как будто немного сказочный.
— Да... Добрый молодец и девица-красавица идут рядом по берегу озера. Вокруг лес — ёлки, берёзы, осины. А по озеру плывут два белоснежных лебедя. Правда, интересно, а почему картина так называется?
— Кажется, я могу ответить на ваш вопрос.
— Да, просветите, пожалуйста! Будем благодарны.
— Слово «лад» пришло к нам из старославянского языка. И означает оно гармонию, согласие, взаимную любовь. В древней Руси жених ласково называл суженую «лада», то есть, «любимая». Точно так же обращался и муж к своей жене.
— Значит, на картине изображены влюблённые! Я угадала!
— Да. И, скорее всего, это супруги.
— А почему вы так думаете?
— Я немного знаком с историей создания картины «Два лада». И если вы не торопитесь, то мог бы поделиться с вами тем, что о ней знаю.
— Мы с удовольствием послушаем!
— Михаил Васильевич Нестеров написал картину в 1905 году. К тому варианту, который мы с вами сейчас видим, художник шёл целых десять лет. Существует несколько известных эскизов этой работы. К созданию полотна Нестерова подтолкнули первые строки поэмы Алексея Толстого «Порой весёлой мая».
— А вы их знаете?
— Попытаюсь вспомнить... Порой веселой мая / По лугу вертограда / Среди цветов гуляя / Сам-друг идут два лада.
— Здорово. А... что такое вертоград и сам-друг?
— Вертоград — устаревшее название виноградника. А сам-друг — тоже старое слово и значит оно — вдвоём.
— Но я не вижу на картине виноградника. Пару окружает лес — красивый, таинственный.
— Нестеров и не стремился буквально воплотить на полотне поэтические строки. Он вложил в картину своё видение, свои переживания.
— Интересно, какие?
— В жизни Михаила Васильевича был свой лад — счастливый брак. Художник и его супруга Мария Ивановна нежно любили друг друга. К сожалению, через год после венчания Мария Ивановна скончалась, не выдержав тяжёлых родов.
— Как же художник жил без любимой жены?
— Нестеров верил в вечную жизнь и чувствовал через молитву, что они с супругой по-прежнему вместе. Образ Марии Ивановны и своей любви к ней Михаил Васильевич воплощал в картинах. «Два лада» — одна из них.
— А знаете, что я заметила? На этой картине в ладу, то есть, в гармонии, не только юноша и девушка. Посмотрите, опушка леса на горизонте такая же округлая, как очертание берега озера. А стройные берёзки похожи на тонкий стан красавицы в парчовом кафтане. От полотна словно исходит внутренний свет, чувствуется какая-то высокая чистота. А два лебедя — они ведь наверняка тоже здесь не случайно?
— Лебедя не зря считают символом чистой любви и верности. Эти птицы заводят семью раз и на всю жизнь.
— Как это прекрасно!
— И у нас с тобой будет только так, моя лада!
— Ну, я, пожалуй, не буду вам мешать. Рад был пообщаться! Оставляю вас наедине с картиной Михаила Нестерова «Два лада».
— Нам было очень интересно вас слушать! Всего хорошего!
Картину Михаила Нестерова «Два лада» можно увидеть в Нижегородском художественном музее.
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.
«Поэзия и поэтические переводы». Олег Скляров, Владимир Макаров
У нас в гостях были доктор филологических наук, профессор кафедры славянской филологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Олег Скляров и кандидат филологических наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, сопредседатель Шекспировской комиссии Российской академии наук Владимир Макаров.
Мы говорили о значении поэзии и поэтических переводов произведений классиков для современных людей, а также о том, как поэзия связана с духовным развитием человека.