Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Краски России

Михаил Клодт. Лесной пейзаж («Аллея в березовой роще»)

Михаил Клодт. Лесной пейзаж («Аллея в березовой роще»)


— Наши путешествия по провинциальным музеям, Андрей Борисович — это череда исполнения желаний! Я так давно хотела вживую увидеть «Лесной пейзаж» Михаила Клодта — и вот любуюсь этой картиной в Пермском музее!

— Работа интересная. Передняя часть изображения затенена, а второй план буквально залит солнцем. Противопоставление тени и света придаёт полотну динамику, оживляет его. Кажется, что ветер сейчас подхватит ветви берёз, и они коснутся тебя.

— А ещё эта яркая светотень дарит надежду, что на смену тёмной полосе в жизни придёт время радости. И берёзовая роща на картине, при всей достоверности изображения, выглядит сказочной, волшебной.

— Я бы сказал — преображённой. Рисуя солнечный свет, художник щедро позолотил открытое пространство лесной поляны, кружево листвы над ней. А золото в живописи символизирует благодать. Именно таким, одухотворённым, Михаил Клодт видел русский пейзаж.

— Почему же только русский, Андрей Борисович? Наверное, художник умел замечать красоту природы независимо от географических подробностей.

— Вы рассуждаете логично, Маргарита Константиновна. Но талант живописца расцветал именно на русской почве. В его творческой биографии был такой эпизод. В 1858 году Михаил окончил с золотой медалью Императорскую академию художеств и получил право пройти стажировку в Европе за государственный счет. Он отправился в Швейцарию, поселился на берегу Женевского озера.

— Рядом с озером — Швейцарские Альпы — одно из самых живописных мест на земле! Наверное, прекрасные виды вдохновляли художника!

— Представьте себе, в его творчестве начался спад! Михаил переехал во Францию, познакомился с ярчайшими пейзажистами девятнадцатого века — Теодором Руссо, Камилем Коро. Он надеялся, что в Париже, мировой столице искусств, работа будет плодотворней, но не тут-то было! И природа на чужбине не трогала его, и зарубежные живописные традиции не находили отклика в душе. Работы французских мастеров казались Михаилу неопрятными, будто незаконченными.

— Во Франции в те годы зарождался импрессионизм — течение, в котором важнее передать эмоцию, чем точно отобразить натуру. А творческой манере Клодта свойственна не просто достоверность, а скрупулёзность в прорисовке каждой детали на полотне. Взгляните, как тщательно он изобразил сухие ветки и листья на картине «Лесной пейзаж».

— Это точно! Михаил Клодт не смог принять то, что другие считали прекрасным, и у него случился творческий кризис. Даже красота западноевропейской природы не помогла преодолеть его.

— А что помогло?

— Возвращение на родину. Михаил Клодт обратился в Академию художеств за разрешением завершить стажировку в России, и ему позволили. Богатый материал для своих работ и душевную гармонию он обрёл в Мценском уезде Орловской губернии. За созданный там цикл работ Михаил Константинович получил звание профессора живописи и право преподавать.

— И «Лесной пейзаж» относится к этому же периоду?

— Он был написал чуть позже, в 1867 году. Художник представил картину на Академической выставке, и строгий критик Владимир Стасов дал ей превосходную характеристику. Маститый искусствовед заметил, что в этой работе правдиво передано неяркое очарование русской природы.

— Мне кажется, Андрей Борисович, что талант Михаила Клодта можно сравнить с даром соловья. Маленькая серая птаха не поет во время зимовки в тёплых краях. Зато, возвращаясь весной в Россию, оглашает своими невероятными трелями леса и сады. И у художника душа оживала под сенью русского неба. Его «Лесной пейзаж» — это соловьиная песня о родине.

«Картину Михаила Клодта „Лесной пейзаж“ можно увидеть в Пермской государственной картинной галерее».

tolpekina

Последние записи

Хорошо уже сейчас. Елена Сурняева

Однажды близкая подруга Катя поделилась со мной некоторыми обстоятельствами своей жизни. Непростая ситуация заставила ее…

29.04.2024

Ценная книга. Анна Жарая

Моя мама стала воцерковляться в тот момент, когда я была ещё школьницей. Она понемногу, постепенно…

29.04.2024

Самостоятельный синдром. Анна Жарая

На протяжении большей части своей жизни, я считала себя человеком самостоятельным и надеющимся только на…

29.04.2024

Самая страшная ложь. Анна Жарая

Я выросла в семье, где меня воспитывали порядочным человеком. Всегда знала, что ложь — это…

29.04.2024

Праздник непослушания. Анна Жарая

Хочу рассказать о том, как поняла, насколько послушание является необходимым навыком. Особенно важно человеку слушать…

29.04.2024

Правило полностью. Анна Жарая

В начале своего воцерковления я не молилась утренним и вечерним правилом. И, честно говоря, особой…

29.04.2024

This website uses cookies.