"Что такое мещанство?"- спросил меня недавно мой 16-летний сын. Я не сразу нашлась, что ему ответить. Нужно ли рассказывать ему всю бурную историю борьбы с мещанством, которая началась еще в конце 19го века? С апофеозом революционного бума 20-х годов, когда хохочущий трибун Маяковский в стихах расправлялся со всеми мещанами скопом -- с их опостылевшими бытовыми радостями и интересами. Мещанство было символом опротивевшего строя, всего того закостенелого склада жизни, который тогдашние борцы за народное счастье так мечтали разрушить до основания, чтобы затем построить свой, совершенно новый, мир.
Сегодня это совершенно не актуальные мечты и чаяния. Сегодня приятель моего сына, 19-летний студент, (назову его Саша) полностью погружен в мир кроссовок. О, вы даже не представляете, насколько это огромный и сложный мир! Как непросто в нем разобраться, а для того, чтобы ориентироваться в нем, нужно потратить немало усилий и времени. Саша знает про кроссовки абсолютно все: можно сказать, он ими живет. И конечно же зарабатывает. Когда спортивная компания, типа Адидаса или Найка, выпускает ограниченную серию кроссовок, Саша встает в очередь таких же кроссовочных фанатов, проводит в ней 6-8 часов, попадает в магазин, закупает вожделенные кроссовки - любого размера, какого достанутся. И потом перепродает их в 5-6 раз дороже более ленивым кроссовочным фанатам: кому не хочется стоять несколько часов в очередях. У Саши дома по стенам полки не с книгами, а с кроссовками: он за ними очень вдумчиво ухаживает, покупает специальные кремы, тряпочки, щеточки...
Если честно, мне очень грустно смотреть на таких молодых людей. Можно назвать меня идеалисткой, далекой от прагматизма, но я не понимаю такую молодежь. Как это юное существо может быть сосредоточено исключительно на вещах? Разве для этого оно появилось на свет? Разве для того, чтобы досконально разбираться в брендах или ценах на одежду или обувь... На мой взгляд, это слишком мелко и даже унизительно для человеческой личности.
Все-таки юноша должен мечтать о чем-то более глобальном, пусть даже несбыточном. Мне кажется, ему стоит хотеть полететь в космос, написать стихотворение, равного которому еще не было на земле, изобрести лекарство от старости. В юности, на мой взгляд, нормально бурно фантазировать и жаждать чего-то большего. Ненормально сосредотачиваться на чем-то бытовом и незначительном, пусть даже это приносит приличный доход. Это и есть мещанство: максимально ограниченный кругозор, узколобость и нежелание видеть дальше своего носа, презрение ко всему, что выходит за пределы твоего круга.
Конечно же, нельзя перегибать палку и слишком отрываться от земли. Человек должен разбираться и в таких "мелочах", как устройство своего быта, уметь приготовить еду, одеться со вкусом, причесать голову и убраться в доме. Но не это должно быть его приоритетом. Все-таки наша родина не здесь, а в небесном Иерусалиме. И мы состоим не только из плоти, которую нужно одеть и накормить. Главное, все-таки, наши духовные потребности.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди