"Что такое мещанство?"- спросил меня недавно мой 16-летний сын. Я не сразу нашлась, что ему ответить. Нужно ли рассказывать ему всю бурную историю борьбы с мещанством, которая началась еще в конце 19го века? С апофеозом революционного бума 20-х годов, когда хохочущий трибун Маяковский в стихах расправлялся со всеми мещанами скопом -- с их опостылевшими бытовыми радостями и интересами. Мещанство было символом опротивевшего строя, всего того закостенелого склада жизни, который тогдашние борцы за народное счастье так мечтали разрушить до основания, чтобы затем построить свой, совершенно новый, мир.
Сегодня это совершенно не актуальные мечты и чаяния. Сегодня приятель моего сына, 19-летний студент, (назову его Саша) полностью погружен в мир кроссовок. О, вы даже не представляете, насколько это огромный и сложный мир! Как непросто в нем разобраться, а для того, чтобы ориентироваться в нем, нужно потратить немало усилий и времени. Саша знает про кроссовки абсолютно все: можно сказать, он ими живет. И конечно же зарабатывает. Когда спортивная компания, типа Адидаса или Найка, выпускает ограниченную серию кроссовок, Саша встает в очередь таких же кроссовочных фанатов, проводит в ней 6-8 часов, попадает в магазин, закупает вожделенные кроссовки - любого размера, какого достанутся. И потом перепродает их в 5-6 раз дороже более ленивым кроссовочным фанатам: кому не хочется стоять несколько часов в очередях. У Саши дома по стенам полки не с книгами, а с кроссовками: он за ними очень вдумчиво ухаживает, покупает специальные кремы, тряпочки, щеточки...
Если честно, мне очень грустно смотреть на таких молодых людей. Можно назвать меня идеалисткой, далекой от прагматизма, но я не понимаю такую молодежь. Как это юное существо может быть сосредоточено исключительно на вещах? Разве для этого оно появилось на свет? Разве для того, чтобы досконально разбираться в брендах или ценах на одежду или обувь... На мой взгляд, это слишком мелко и даже унизительно для человеческой личности.
Все-таки юноша должен мечтать о чем-то более глобальном, пусть даже несбыточном. Мне кажется, ему стоит хотеть полететь в космос, написать стихотворение, равного которому еще не было на земле, изобрести лекарство от старости. В юности, на мой взгляд, нормально бурно фантазировать и жаждать чего-то большего. Ненормально сосредотачиваться на чем-то бытовом и незначительном, пусть даже это приносит приличный доход. Это и есть мещанство: максимально ограниченный кругозор, узколобость и нежелание видеть дальше своего носа, презрение ко всему, что выходит за пределы твоего круга.
Конечно же, нельзя перегибать палку и слишком отрываться от земли. Человек должен разбираться и в таких "мелочах", как устройство своего быта, уметь приготовить еду, одеться со вкусом, причесать голову и убраться в доме. Но не это должно быть его приоритетом. Все-таки наша родина не здесь, а в небесном Иерусалиме. И мы состоим не только из плоти, которую нужно одеть и накормить. Главное, все-таки, наши духовные потребности.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема