Гигантские очереди к мощам святой Матроны Московской в Покровском монастыре на Таганке — своего рода символ народной религиозности постсоветской эпохи.
Святая Матрона была инвалидом: родилась слепой, а в семнадцать лет внезапно отказали ноги. Подвиг ее заключался, должно быть, в том, чтобы такие испытания не пошатнули веру в справедливого и любящего Бога. А в ее случае, они эту веру только укрепили. И физическая немощь обернулся духовной силой.
Как такое происходит? Наверное, постичь это сможет только тот, кто оказывался в ситуации святой Матроны. Но можно сделать осторожное предположение: когда внешний мир по каким-то причинам оказался недоступен, единственное утешение душа находила в Том, Кто к этому внешнему миру не сводится, Кто Сам по Себе — больше этого внешнего мира. И тогда все усилия души, которых много даже у калеки, были направлены уже не на земные радости, а на общение с Богом. И тут человек, должно быть, чувствовал, что даже в такой жизни — когда глаза от рождения слепы, а ноги не ходят — есть смысл, потому что у Бога о каждом человеке особое попечение. Говорят, когда мама жалела маленькую слепую Матрёну, девочка отвечала: «Я-то несчастная? У тебя Ваня несчастный, да Миша». Это были братья — физически вполне здоровые. Считается, что позже они вступили в коммунистическую партию и стали сельскими активистами. А слепая девочка Матрёна верила, что у нее все хорошо. На такую веру Бог щедро отвечал — особыми духовными дарами.
Святая Матрона сама утешала людей, приходивших к ней со своими проблемами, угадывала будущее и давала советы, как поступить. К ней везли больных и расслабленных — она молилась за них, и они выздоравливали. Все то же самое продолжилось и после ее смерти — теперь уже у ее мощей.
Рассказывать о святой Матроне — требует постоянного использования оборота «говорят, что…» Дело в том, что едва ли не единственный письменный источник информации о ней — книга ее односельчанки Зинаиды Ждановой «Сказание о житии блаженной старицы Матроны». Многие исследователи и богословы ставят под сомнение как подлинность, так и христианский характер некоторых изложенных в ней фактов. В то же время решение Архиерейского собора о общецерковной канонизации святой Матроны Московской должно, по идее, снимать все сомнения для человека, считающего себя чадом Русской Православной Церкви. Но остаются, с одной стороны, и сомнения, и, с другой, опыт тысяч людей, которые обрели у мощей святой Матроны реальную помощь.
Что ж, давайте представим фантастическое: вдруг на общецерковном уровне принято решение пересмотреть вопрос о канонизации святой Матроны. Станет ли очередь к ее мощам в Покровском монастыре меньше? Едва ли.
Все это лишний раз показывает, насколько Божий замысел превосходит наши человеческие игры. У исследователей и богослов, критически оценивших фигуру святой Матроны, — своя правда. У людей, которые надеются на помощь «матушки» и получают ее, — своя. А Истина, вероятно, как всегда — посередине. И заключается она в том, что Бог любит человека и изливает свою любовь иногда через самых парадоксальных своих подвижников. Таких, как святая блаженная Матрона Московская.
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»