Ребёнок завёл своими вопросами в тупик? Детский психолог и мать десятерых детей, Екатерина Бурмистрова даст несколько полезных советов о том, как удовлетворить детское любопытство.
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом драгоценном – о семье и детях и с вами Софья Бакалеева. У нас в гостях детский психолог Екатерина Бурмистрова – автор интернет-проекта «Семья растет», мама десятерых детей. Здравствуйте, Катя!
Е.Бурмистрова
— Здравствуйте, Софья!
С.Бакалеева
— Кать, многих родителей пугает, когда дети начинают задавать какие-то для них неожиданные вопросы, например, откуда я взялся.
Е.Бурмистрова
— Да уж, редкий ребенок не вгонит родителей в краску, не задав этого вопроса.
С.Бакалеева
— В каком возрасте обычно такие вопросы возникают?
Е.Бурмистрова
— Зависит от того, рождаются ли еще братья и сестры у ребенка, если рождаются, то может быть и раньше, но в среднем, в районе 4-5 лет. Ребенок спрашивает: «Мам, а как я родился?», - и мама в ступоре, она думает, неужели надо сразу рассказывать все и подробно. То есть, вопрос задает ребенок, но первое, что стоит сделать – это понять, о чем он собственно спрашивает. И в общем-то, этот первый вопрос: «Мама, как я родился», - он скорее такой философский. Ребенок не хочет в ответ услышать физиологию родов, или зачатия. Ему действительно интересно, откуда он появился. Ребенок вообще задает в этом возрасте вопросы такие глобальные жизненные – умру ли я; а ты умрешь ли; а почему люди умирают; а почему листочки падают. То есть ребенок начинает осознавать некий такой большой пласт жизни, связанный с приходом и уходом и конечно же, спрашивает родителей.
С.Бакалеева
— Какая реакция правильная должна быть у родителей и какая неправильная?
Е.Бурмистрова
— Значит, неправильная – это заминать разговор и уходить от него навсегда. Правильная реакция, ну как правильная, она для каждого своя правильная, нет одной правильной реакции для всех, да, она индивидуальна. Правильная реакция – это ответ. Ответ может быть любой.
С.Бакалеева
— Нашли в капусте.
Е.Бурмистрова
— Значит, но совпадающий с реальным положением дел, просто неполный. Вы знаете, есть рисунок, а есть набросок. Набросок – это легкие штрихи, где только проглядывает изображение. Так вот, ответ должен быть наброском к тому, что вы потом сможете добавить, прорисовав картинку, когда ребенок подрастет и начнет лучше вообще разбираться.
С.Бакалеева
— То есть, если мы в четыре года сказали, что купили его в магазине – будет сложно развить потом эту тему?
Е.Бурмистрова
— Отыграть назад будет сложно, более того, ребенок сам узнает от ровесников во дворе, там в шесть, или семь лет, или в школе, откуда берутся дети и поймет, что мама, или папа обманули.
С.Бакалеева
— Ну, а скажем, можно привести примеры каких-то правильных набросков?
Е.Бурмистрова
— Конечно можно, но я прежде всего хочу сказать, что если ребенок вам вопрос задал и вы не знаете, что ответить, еще не сформулировали, не подобрали слов, то вообще святое право родителя – это право на паузу. Сказать: «Ты знаешь, сейчас… мы с тобой обязательно про это поговорим, но мне надо подумать, как тебе лучше объяснить».
С.Бакалеева
— То есть, это не экзамен, можно отложить ответ?
Е.Бурмистрова
— Да, если родитель сделает так, не найдясь сразу, это во-первых, подчеркнет для ребенка серьезность его вопроса, а родителю даст возможность подготовиться, поговорить с кем-то из более опытных друзей, или знакомых, почитать книжечки, или там в интернете посмотреть варианты ответов. Так вот, наброски правильных ответов. Вопрос как звучит – мама, откуда я взялся, или, мама, как я родился. Надо сказать, что из животика мамы, в первую очередь.
С.Бакалеева
— То есть, это будет правдой?
Е.Бурмистрова
— Это правда, разве нет?
С.Бакалеева
— Да, безусловно.
Е.Бурмистрова
— Все-таки в пробирках еще, слава Богу, дети не растут. Значит, а дальше еще одно такое правило, нужно дожидаться следующего вопроса. Знаете, очень часто, услышав один вопрос такого рода и может быть, долго готовясь к его появлению, родители начинают прямо вываливать информацию большими порциями. А ребенок ее не запрашивал, он спросил один вопрос, вы ответили. Если не прозвучал второй…
С.Бакалеева
— Вполне возможно, что ему будет достаточно этого.
Е.Бурмистрова
— На время, да. Он подумает-подумает и спросит: «А как я вылез из животика?», - например, или «Откуда я в животике появился», или оба вопроса сразу. Но он должен до них дорасти. Одно из правил вообще в отношении детей и родителей – не давать ответов на незаданные вопросы, дожидаться авторской формулировки. Потому что, один ребенок спросит одно, другой ребенок спросит другое. На самом деле очень часто за этим вопросом 4-5-ти летнего ребенка: «Мама, откуда я взялся», - стоит совершенно другой вопрос, философско-религиозный: «Мама, где я был, когда меня не было», и может быть, он задаст этот вопрос: «А где же я был до животика?». И как ответить на такой вопрос – это собственно, вот уже вопрос… это тема религиозных воззрений родителей.
С.Бакалеева
— Так какие, может быть мы сможем привести подсказки для родителей, какие-то варианты ответов?
Е.Бурмистрова
— Ну, врать нельзя. Знаете, вот ребенку не надо врать, потому что это не проходит бесследно, это запоминается. Понимаете, если вы верите в то, что душа бессмертна, то вы об этом сможете сказать. Если вы понимаете, что не знаете, откуда ребенок взялся, да, и где он был, когда его не было – вы можете сказать это. Насколько я себе представляю у христиан православных нет мыслей о предсуществовании души, скажем, последователи индуизма дадут ребенку своему один ответ. Православный человек так не скажет, да. Я так понимаю, что наиболее корректная формулировка для ребенка верующих родителей – это, что был в промысле Божьем, что ты как бы был в замысле, в проекте, если вы в это верите. Если помните, в спектакле, или это фильм «Синяя птица», помните там на облачке сидят девочка и мальчик и одному нужно рождаться раньше, а другому позже.
С.Бакалеева
— Да, в «Лазоревом дворце».
Е.Бурмистрова
— Это не христианское воззрение, хотя это такой большой образ. Не надо путать ребенку представления, говоря, что ты жил раньше на небе, потому что это может привести к возникновению фантазий не имеющих связи с реальностью. Но собственно тут уже ребенок становится заложником, это сильное слово, воззрений родителей. Если люди материалисты такие сугубые и думают, что нигде его не было, а вот зачатие произошло, вот он и появился, они так скажут. Очень важно, если в семье есть люди, представляющие разные точки зрения, скажем, бабушки думают одно, папа другое, мама думает третье – подготовить ребенка к тому, что ему разные взрослые ответят по-разному.
С.Бакалеева
— А если договориться всем взрослым заранее, или это невозмоно?
Е.Бурмистрова
— Ну, если взрослые уже не договорились, кто там во что верит, это людям повезло, если все единодушно там, да, исповедуют одну веру правильную, а если нет, так вот…
С.Бакалеева
— То лучше бабушка пусть даст свой честный ответ?
Е.Бурмистрова
— Ну, можно попробовать договориться. Но обычно, такого рода договоренности по столь серьезным вопросам не работают и лучше ребенка подготовить к тому, что я думаю так, но что по этому поводу люди думают разное, а точно никто не знает. В ситуации разногласий лучше сказатЬ, что точно не знает никто. Я думаю так, папа думает так, бабушка думает так, вот родители твоего друга думают вообще по-другому, они там скажем, какие-нибудь буддисты, вдруг, если мы живем в такой мультикультурной среде, ребенок столкнется обязательно с разными мнениями и лучше, если его подготовят к этому родители. Важно не давать каких-то очень умных ответов и главное, не давать ребенку дошкольнику медицинских атласов, изображающих тело. Вы еще успеете, это можно сделать младшему школьнику, или там подростку, а 4-5 летнему не надо.
С.Бакалеева
— Но ведь там возникнет, может быть не в 4, не в 5, чуть позже – как я появился в животе у мамы.
Е.Бурмистрова
— Да, возникнет.
С.Бакалеева
— То есть, если был первый ответ, что появился из живота – следующий на очереди, как же я появился там в животе.
Е.Бурмистрова
— Или, где был до этого, как я туда попал. Тут очень смешно и антропологи и психологи исследовали детские воззрение и есть всегда у детей гипотеза, что мама проглотила ребенка, съела с пищей, или вдохнула с воздухом. И так же есть идея, что мамы ребенка выкакивают. Звучит может быть это как-то жестко, или грубовато, но тем не менее, эти примитивные гипотезы детские, они редко кого минуют.
С.Бакалеева
— Стоит ли развеять эти представления?
Е.Бурмистрова
— Да. Не надо поддерживать неправдивые версии – это тот же принцип, что мы не врем, что нет, не съела. Как объяснить вот этот момент, как ребенок туда попал – выбор родителей. Многие очень используют аналогию цветка. Если вы понимаете, что ваш ребенок обладает скорее таким научным складом мышления, он любит задавать вопросы…
С.Бакалеева
— И любит докапываться до сути.
Е.Бурмистрова
— Докапываться и вот уже в скором времени он вас спросит – начинайте рассказывать про ботанику, про то, что есть тычинка, есть пестик, есть пыльца, и вот цветок, а чтобы получился плод, нужно, чтобы пыльца попала на пестик, тогда и получится ягодка, или яблочко. Заранее начинайте рассказывать и тогда вам эта аналогия пригодится. Рассказывайте, что есть икринка, из икринки получится рыбка, что есть яичко, а из яичка получится цыпленочек. Аналогии растительного и прежде всего животного мира могут тут помочь. И в целом, если вы скажете ребенку, что малыш образуется из семени папы в животике мамы – это будет правдой. И я думаю, что вопрос – а как же там оказалось это семя папы, семечко, ребенок задаст тоже не сразу. Далеко не каждый 5-6 летний ребенок задаст такой вопрос сразу. И вообще, родители часто недооценивают информированность детей. Ведь эта информация является для ребенка информацией первого порядка важности, это о чем обязательно говорят в детском саду, вспоминаете, откуда вы сами родители узнали о том, как появляются на свет дети.
С.Бакалеева
— Именно поэтому, из опасений, из страха такой недостоверной детсадовской информации, родители и раскрывают медицинский атлас перед детьми.
Е.Бурмистрова
— Да, но если атлас раскрыть слишком рано, у ребенка просто могут страхи сформироваться. Это строение тела и эти подробности не кажутся красивыми, как кажутся взрослым. Часто взрослый человек замирает от того, насколько вообще все это устроено, невероятно разумно и даже красиво, а ребенку это кажется мерзким.
С.Бакалеева
— А в каком возрасте это возможно уже?
Е.Бурмистрова
— Это…
С.Бакалеева
— Показать медицинские энциклопедии, атласы, или специальные издания.
Е.Бурмистрова
— Вы знаете, я думаю, в том возрасте, когда они начинают это проходить в школе, на окружающем мире сейчас проходят, по-моему, в третьем классе, по разным программам по-разному, но где-то в школьном возрасте уже можно. У дошкольника мышление другое – сказочное и ему гораздо ближе сказочные образы, он ему больше дадут. Например, в сказке «Дюймовочка», Дюймовочка появилась из цветка и в сказках, и в мифах, огромное количество историй о чудесном рождении. Но чудесные дети рождаются чудесным образом да, а обычные дети рождаются обычным образом и тут не надо врать и не надо заваливать ребенка информацией, нужно с ним откровенно поговорить. Но это может быть серия маленьких разговоров. Очень важно не краснеть, не замыкаться, а все-таки какую-то информацию шаг за шагом давать и почти всегда, если вы уже сейчас растерялись, не знаете, что сказать ребенку дальше, можно переключиться на разговор о том, как же там малыш в животике растет. Это тоже очень интересует детей, особенно тех, у кого…
С.Бакалеева
— Наверное, в более выигрышном положении оказываются мамы, которые ждут второго, или следующего малыша.
Е.Бурмистрова
— Да, ну либо в окружении кто-то там, это не обязательно мама, это может быть тетя, кто-то из знакомых в парке, где вы гуляете, можно рассказывать и для ребенка тоже будет много косвенной информации, которая потом поможет ему ответить на разные вопросы – откуда я взялся. Соответственно, можно говорить о том, что там малыш, он еще очень маленький, но он еще совсем человечек, у него есть ручки и ножки, опять же не обязательно показывать фотографии внутриутробного ребенка, потому что он и взрослым то некоторым кажется не очень красивым, но можно, например нарисовать, как малыш у мамы в животике живет, что он там не дышит, что к нему идет пуповинка. То есть, если малыш скоро перестанет быть младшим – это нужно делать особенно активно. Но в целом, это полезно.
С.Бакалеева
— Ну, то есть, это и хорошо еще, чтобы подготовить его к роли старшего.
Е.Бурмистрова
— Но я хочу сказать, что такой рассказ о ребенке внутри живота является, как ни странно профилактикой абортов в дальнейшей взрослой жизни. Сейчас еще об этом рано думать, но если малыш с детства привыкает понимать, что там вообще живое существо, что там уже сразу ребеночек, для него это ляжет в основу его мироосознавания и в дальнейшейм предохранит его от каких-то шагов. Что еще важно услышать детям. Важно услышать детям, что малыши рождаются только у взрослых, потому что мечтой почти каждой девочки является родить себе маленького ребеночка прямо сейчас.
С.Бакалеева
— А кто-то просит родить собачку.
Е.Бурмистрова
— Тут нужно сказать, что мамы только деток рожают, ни собачек, ни кошечек, ни машинок мамы рожать не умеют. Каждый вид происходит от родителя своего вида. Очень важно сказать, что взрослые у которых рождаются детки, должны быть женаты. Это тоже некое закладывание правильных основ.
С.Бакалеева
— Семейных ценностей будущих.
Е.Бурмистрова
— Мировоззрения, да.
С.Бакалеева
— Спасибо большое, Катя. Итак, не будем бояться самых каверзных вопросов, только не забывайте, что вопрос: «Как я появился в животике», - у ребенка из области философии, а не области анатомии. С вами была Софья Бакалеева, до свидания!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Алан Александр Милн. «Однажды давным-давно»: «День совершен, свят и безгрешен»

Фото: PxHere
Сегодня вспомним английского писателя и драматурга Алана Александра Милна, того самого, которому мы обязаны Винни-Пухом, Крошкой Ру, Тигрой и всеми-всеми-всеми. Есть у него повесть: «Однажды давным-давно» (не путайте с одноимённым американским сериалом!). Это произведение Милна наводит на мысли о ценности времени.
Действие повести происходит в сказочной стране Евлалии. Её жительница, маленькая девочка Уиггз, однажды совершает поступок, который был воспет поэтами, положен на музыку и стал национальным праздником.
Что же такого великого совершила девочка? Она целый день была хорошей. Ни больше и ни меньше. Встала по первому зову будильника. Умылась, убралась в комнате... и так далее. И так весь день. Ничего особенного Уиггз не предпринимает. Она просто один-единственный день проводит так, как следует его провести.
А мы способны на подобное? Этот вопрос воодушевляет, заряжает здоровым задором — что, даже столь малое мы не в состоянии сделать?! Именно о таком задоре святой Паисий Афонский, подвижник двадцатого века, говорит: «Нам нужен напор, порыв! Не бедолагами быть, а с духовной отвагой воевать с тангалашкой» (так преподобный называл дьявола).
«Всякий шаг, всякое слово, даже движение и взгляд — всё можно обратить в средство ходить в воле Божией», — пишет святитель Феофан Затворник. А ведь тут и кроется ответ на вопрос, с которого мы начали сегодня. Если постараться сделать каждый день достойным — то это станет лучшим способом провести и свой последний день.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Как отличить смирение от безволия. Алёна Боголюбова

Был у меня на работе такой случай: я смирилась с лишением премии. Отказалась бороться за треть своей зарплаты. Понимала, что решение несправедливое, но промолчала. Решила, что это произошло по воле Божьей. Так я себе представляла смирение в начале моего воцерковления. Сейчас, конечно, понимаю, что это была ошибка, но тогда... Тогда меня, по духовной неопытности, бросало в крайности, и эта история — показательная.
Сбой, из-за которого я осталась без премии, произошёл в бухгалтерской программе. Но выяснилось это гораздо позже. И то, никто о нём бы не узнал, если бы я не рассказала о своём в кавычках «подвиге» священнику.
— С чего ты взяла, что это смирение? — с досадой реагировал батюшка. — Да разве так смиряются? Это безволие. Ты просто решила плыть по течению.
То есть, отказ разобраться в обстоятельствах я выдала за упование на Бога. И священник резонно указал мне на ошибку в понимании сути Православия. Он будто встряхнул меня словами о том, что Спаситель не призывал людей быть пассивными.
Но как распознать грань между смирением и безволием? Отвечая на этот вопрос, батюшка обратил моё внимание на то, что я не просто так рассказала об этой истории на исповеди.
— У тебя поэтому и нет мира на душе, что ты поступила не по Божьей воле, — сказал он. — Смущение сопровождается сомнениями. Это и есть сигнал, на который нужно обратить внимание. Когда нет уверенности, как поступить, — нужно молиться и выбирать тот путь, где душа будет спокойна.
После разговора со священником я инициировала служебную проверку. В итоге, наши программисты нашли компьютерную ошибку, которая, к слову, могла повториться с другими людьми. Слава Богу, этого не произошло. Мне выплатили премию, и на душе действительно стало спокойно. Не только потому, что это была солидная часть зарплаты, а скорее потому, что в этом чувствовалось правильность происходящего. Будто я делаю всё именно так, как того хочет Господь.
Эта история научила меня нескольким важным вещам: во-первых, то, что я считаю смирением, — не всегда является таковым; во-вторых, смущение на душе — это сигнал, который помогает принять правильное решение; в-третьих — пренебрегать честно заработанными деньгами также плохо, как быть расточительной. На последнее, кстати, мне также указал священник, напомнив слова Амвросия Оптинского о том, что «безрассудно быть пристрастным к деньгам, и нерассудно пренебрегать ими».
Я поняла, что Бог не хотел лишать меня премии или проверять мою готовность смиряться. Он показал, что смирение — это сила. А плыть по течение — безволие, то есть слабость. И мы, во что бы то ни стало, должны рассуждать и действовать, чтобы сохранить мир в душе. Божий мир.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
13 октября. О подаянии

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад».
О подаянии — игумен Лука Степанов.
Когда говорит Господь о подаянии всякому нуждающемуся, то речь идёт прежде всего о дневном пропитании. Речь не идёт о пожизненном снабжении всякого, кто сказал: «Ну, теперь ты будешь меня кормить». Такого порядка не было заведено ни в монастырях, ни в апостольском собрании.
Напротив, мы знаем слово апостола Петра: «Кто не работает, да не ест в ваших сообществах, но всякому нуждающемуся или голодному поддержать его жизненные силы необходимо тогда, когда у тебя есть эта возможность». Ну, а про практическое исполнение слов о нетребовании назад одолженного скажу следующее: необходимо давать в долг столько, сколько ты не пожалеешь потерять. И сам этой практикой пользуюсь по жизни, когда кто-либо обращается с тревожной и напряжённой просьбой: «Вот мне нужно 40 тысяч, а я обязательно отдам, когда будет у меня, и очень скоро появится эта возможность».
Ни за кем же священник не станет ходить: «Верни мне, верни, что обещал». Поэтому с лёгким сердцем отдаёшь столько, сколько тебе не жалко потерять, со словами: «Вот вам во славу Божию, если это сейчас, возможно, для меня такая милостыня, а уж о возвращении особенно не беспокойтесь».
И тогда вы всё-таки исполняете по мере сил своих и просьбу того, кто за займом к вам обращается, но, при этом предоставляя этот посильный займ, оставляете сердце своё свободным и не будете преследовать этого человека за невозвращённые вовремя деньги.
Все выпуски программы Актуальная тема