В гостях у программы "Материнский капитал" Алёна Захарова, педагог детского центра развития "Подсолнух".
С.Бакалеева:
— Здравствуйте – это программа «Материнский капитал». Программа о самом драгоценном – о семье и детях. У нас в гостях педагог детского центра развития в Печатниках «Подсолнух» Алена Захарова. Здравствуйте, Алена!
А.Захарова:
— Здравствуйте, Софья!
С.Бакалеева:
— Такое распространенное словосочетание, как «раннее развитие», расскажите, пожалуйста, что это такое? Раннее – это насколько раннее, когда оно начинается?
А.Захарова:
— Ну, это философский вопрос на самом деле, что такое раннее. Раннее – это значит преждевременное, я…
С.Бакалеева:
— Есть такой подтекст.
А.Захарова:
— Я просто считаю, что раннее – это все, что относится к раннему возрасту и это все на самом деле очень вовремя происходящее. То есть ребеночек в самом раннем возрасте активно развивает все свои способности, все свои сферы. Эмоционально он взаимодействует, с мамой прежде всего.
С.Бакалеева:
— Ранний возраст – это мы о каком говорим возрасте?
А.Захарова:
— Ну, есть младенческий ранний возраст и есть ранний возраст преддошкольный – с года до трех лет. Поэтому, можно это все объединить в одно понятие – ранний – это примерно до трех лет, может быть до четырех, иногда.
С.Бакалеева:
— С рождения?
А.Захарова:
— Да, с рождения, конечно. Все, что касается центров раннего развития, обычно туда с полугода, примерно, приходят, с месяцев 8-9, кто-то в годик-полтора – это уже зависит от активности мамочки. Все, что можно дать дома, сейчас очень большой выбор и пособий и информации, можно многим заниматься чисто дома. И при большом желании можно еще обогатить этот свой опыт развития, занимаясь в детском центре, или в центре социализации ребенка, которых тоже достаточно много существует. Сейчас, слава Богу, есть практически в каждом районе, в каждом округе ЦИПР – центр игровой поддержки, где тоже, где-то с года, с полутора лет можно приходить и заниматься.
С.Бакалеева:
— А чем отличается центр раннего развития, скажем, от центра социализации?
А.Захарова:
— В центр социализации вы приходите как в лекотеку, там находитесь время, которое вам удобно и по своему усмотрению, либо сам ребенок, либо вы вместе с ребенком там проводите время. Иногда можно оставить ребенка одного и уйти на время. В центре раннего развития, чаще всего, организованы структурированные занятия, которые происходят по какому-то расписанию – определенное время, определенные группы, то есть это микроколлективы с руководителем…
С.Бакалеева:
— То есть мы предлагаем в центре…
А.Захарова:
— И процессом руководит какой-то педагог, который предлагает разные виды деятельности, в которых можно активно участвовать, или понаблюдать за ними.
С.Бакалеева:
— Но вот эта самая ранняя деятельность – это дань моде, это польза для развития самого ребенка, это умение…мы хотим научить маму общаться с малышом? Что это? Для чего это?
А.Захарова:
— Здесь много факторов, в том числе и все, что Вы сказали. Это просто обогащение выбора. Вы можете в разных условиях заниматься одним и тем же, может быть с разным эффектом, может быть с одним и тем же. Это возможность дополнительной социальной активности, возможность поделиться с друг другом опытом – родители между собой общаются активно обычно в группах, возможность получить помощь от педагога, если родитель не уверен в своих собственных силах и возможность дать ребенку какой-то относительный устойчивый постоянный коллектив для общения.
С.Бакалеева:
— То есть это на самом деле… центр раннего развития не ставит своей задачей, как можно быстрее научить ребенка чему-то – чтению, рисованию?
А.Захарова:
— Конечно, я думаю, что эти мифы о том, что раннее развитие – это искусственный способ сделать гения, они остались в далеком прошлом. Сейчас еще продолжаются дискуссии на эту тему, но обычно люди, которые работают в этой сфере, уже не пропагандируют эту идею, не муссируют.
С.Бакалеева:
— А Вы считаете, можно сделать, воспитать, вырастить гения? Как Вам кажется?
А.Захарова:
— Я считаю, что это ложная цель, потому что специалист подобен флюсу, а гений – это в какой-то мере может быть отклонение от нормы. Главное, воспитать гармоничного человека, который мог бы реализовать себя в тех сферах, которые ему интересны, прежде всего в сфере личного счастья.
С.Бакалеева:
— А как маме вовремя остановиться? Где найти эту золотую середину, не перегнуть палку, не перекормить навыками, умениями ребенка, знаниями, информацией?
А.Захарова:
— Тут очень простой критерий, надо опираться на впечатление от того, нравится ли ребенку. Ребенок никогда не солжет и не будет какие-то цели преследовать фанатично. Все, что ему не нравится, он покажет, что ему это не нужно. Он впитает столько информации, сколько он в состоянии впитать. Он пойдет туда и будет заниматься тем, что ему в данный момент интересно. Мы всегда, когда предлагаем какую-то деятельность, повторяем, что не нужно настаивать, чтобы ребенок делал все, что делает вся группа. Если он увлекся каким-то процессом, он может продолжить им заниматься, если все уже занимаются чем-то другим. Ему лучше знать, что ему в данный момент необходимо. Либо, если вы хотите, чтобы он последовал за всеми, он должен сначала увидеть эту альтернативу конкретную, а потом сам решить, что ему это тоже нужно, чем мы ему будем говорить: «Нет, ты вот это положи, сейчас что-то еще будет». Пусть он поиграет с тем, с чем хочет, а увидев что-то другое сам решит, что ему это тоже нужно. Главное, опять же, я, наверное, повторюсь: процесс важнее результата! Важно, чтобы ребенку было комфортно, интересно и чтобы он понимал, что его интересы учитываются.
С.Бакалеева:
— Но приходят мамы, наверное, чаще всего к вам?
А.Захарова:
— Чаще всего мамы, бывают няни, бывают бабушки и самые желанные и редкие гости – это папы.
С.Бакалеева:
— Они хороши?
А.Захарова:
— Бывают, папы хороши обычно, папы безупречны.
С.Бакалеева:
— Если уж папа зашел - занятие удалось.
А.Захарова:
— Конечно, безусловно.
С.Бакалеева:
— А вам приходится их перевоспитывать? Ведь, наверняка есть… нас то как раз растили в обратном устремлении – не на процесс вовсе, а на результат настраивали. Приходится ли иногда как-то работать с мамой, с бабушкой?
А.Захарова:
— Мы такой цели не ставим. Я думаю, что лучший критерий, истина – это практика, мамы просто видят, что работает, а что не работает. Когда нужно какой-то дать комментарий, мы конечно даем.
С.Бакалеева:
— Давайте чуть конкретнее расскажем, что такое раннее развитие и что подразумевает, какие виды деятельности подразумевает этот термин?
А.Захарова:
— Это прежде всего развитие.. в сензитивный период нужно развивать определенные умения. Сначала у нас развиваются эмоции и моторика…
С.Бакалеева6
— То есть, именно в тот момент когда мы можем получить наиболее яркие результаты, правильно, да, этим и следует заниматься?
А.Захарова:
— Да, сначала, ну, наверное, эмоциональная сфера – это то, что нужно развивать с начала и до конца. Это то, что нигде больше ребенок не получит, как в семье. То есть, это близкая связь, прежде всего с мамой, это эмоциональное общение, понимание друг друга…
С.Бакалеева:
— А что такое развивать эмоциональную сферу? Как это можно сделать?
А.Захарова:
— В конечном итоге малыш должен понимать свои чувства, чувства других людей, уметь соизмерять свое поведение с тем, что сейчас оптимально. Потому что эмоции захлестывают, как детей, так и взрослых и, и тем, и другим, необходимо научиться с ними обращаться, а не их игнорировать. Это как бы… сложная достаточно сфера и в то же время, необходимая каждому.
С.Бакалеева:
— В игровой форме вы это преподносите?
А.Захарова:
— Да, мы можем моделировать эмоции, изображать их.
С.Бакалеева:
— Например, как?
А.Захарова:
— У нас есть песенки, которые посвящены эмоциям, либо мы можем просто с зеркальцем играть и показывая какую-то эмоцию, ее называть. Главное, чтобы малыш понимал, что это игра и не слишком заразился ею. Это кратковременно может быть, да, если мы демонстрируем какие-то негативные эмоции, но в то же время, они тоже нам нужны для чего-то и полезны, поэтому не нужно их отвергать, а надо понимать, что они нам зачем-то нужны и в каких-то ситуациях совершенно полезны и необходимы. Просто, любые эмоции следует выражать конструктивно, если вы просто хотя бы их понимаете, вы знаете, что с ними делать, а когда они прорываются неуправляемо, то, конечно, тут уже никто не знает, что делать. Поэтому, к этому мы готовим малышей…
С.Бакалеева:
— Результаты видны в процессе занятия? Скажем, начало учебного года и конец?
А.Захарова:
— Конечно, безусловно, мы можем даже по лицам, не только детей, но и родителей понять, насколько давно они к нам ходят, сначала они могут… то есть адаптация у родителей не менее тяжело может происходить, как и у ребенка. Непонятно, что и зачем они пришли. Не всегда они понимают, а зачем вообще мы пришли. Такое впечатление, что человек пришел, а сам сомневается и даже сильно сопротивляется тому, что происходит. А постепенно люди раскрываются и понимают, что малыш получает здесь много пользы и от этого родители получают удовольствие. Наверное, не хватает нам в повседневной жизни, просто и общения часто, групповой эффект может быть не только в какой-то конкретной пользе развивающей, а просто, как социальная такая отдушина, где можно пообщаться.
С.Бакалеева:
— То есть, один из факторов еще этого самого раннего развития – это умение общаться с другими детьми?
А.Захарова:
— Основной фактор, я думаю, конечно, социализация, зачем ходят в детский центр, либо в другие детские учреждения.
С.Бакалеева:
— Особенно касается, наверное, тех семей, в которых мало пока детей – один, или двое?
А.Захарова:
— Да, у нас не так много пока, к сожалению многодетных, поэтому, есть дефицит общения и у детей. Потому что, даже, если вы ходите в детский сад, в большом коллективе вы тоже можете оказаться в изоляции, а здесь в детском центре обеспечивается все-таки и психологический комфорт – у тебя есть взрослый твой, который помогает тебе свои эмоции контролировать, и в то же время, есть другие дети с которыми можно взаимодействовать и учиться общаться.
С.Бакалеева:
— Это я поняла, а пресловутые методики по раннему обучению чтению, письму, счету, они сейчас популярны?
А.Захарова:
— Конечно, универсальных методик нет, здесь тоже главным критерием, я считаю, интерес ребенка. Если какая-то методика кажется вам не подходит, можно попробовать другую, или другого педагога. Иногда очень важно просто, чтобы совпадали биоритмы педагога и ребенка. Может быть хороший педагог, но с данным конкретным ребенком что-то не срастается. Можно дома все это использовать. Сейчас продаются и кубики Зайцева и карточки Домана, пособия и их последователей.
С.Бакалеева:
— То есть, по-прежнему, методики Зайцева и Глена Домана, они по-прежнему…
А.Захарова:
— Да, и много их модификаций.
С.Бакалеева:
— Но все-таки, Вы советуете обращать внимание на педагога, прежде всего, если мы идем заниматься куда-то?
А.Захарова:
— На то, как ребенок реагирует, да. Тут очень много факторов, которые иногда трудно даже угадать, что сработало, что не сработало. Но ориентироваться надо всегда на ребенка.
С.Бакалеева:
— Появились ли новые какие-то методики, ведь этим методикам лет, наверное, 20 уже.
А.Захарова:
— Да, не меньше. Они не то, чтобы новые, скорее просто модификации. Те же методики, к ним выпускаются просто дополнительные какие-то пособия. Потому что, что хорошо работает, обычно не требует изобретать новый велосипед. А методика Зайцева, на самом деле, самый простой способ выйти в чтение.
С.Бакалеева:
— Показал свою эффективность, да?
А.Захарова:
— Если нужна какая-то отдельная коррекционная работа – это обычно, либо со слухом связано, либо с логопедией, то можно работать в комплексе с логопедом, или дефектологом, они могут пользоваться методиками Зайцева, могут не пользоваться. Но обычно, если нет никаких нарушений, то эти методики очень легко подойдут.
С.Бакалеева:
— Вот, скажем, мама занимается, использует самые последние модификации и вдруг, не сразу, а вдруг, пропал интерес у ребенка, он отказывается, или капризничает…
А.Захарова:
— Ну поскольку обычно это происходит в то время, когда…
С.Бакалеева:
— Жалко же наработанного материала, не бросишь.
А.Захарова:
— Главной ведущей деятельностью ребенка является все-таки игра, по большому счету честно скажем, что ребенок не обязан все это вам делать, тогда, когда вы этого хотите. Поэтому, ничего страшного не случится, если вы отложите этот процесс на какое-то время. До того, как у ребенка внутренняя потребность возникнет. Я, например, тоже считаю, что я старшего сына научила читать до того, как он реально хотел этим пользоваться, ну… все равно это ему, конечно, не повредило. Другое дело, если ребенок уже готов этим активно пользоваться – он этим сразу начинает пользоваться. А другое дело, что все равно он долгие годы был, допустим, человеком, который читал быстрее всех в классе, ну не знаю, хорошо это, или плохо и кому это нужно, или не нужно, но так случилось.
С.Бакалеева:
— То есть делай, что должен и будь, что будет?
А.Захарова:
— Да, я думаю, что ребенок уже сам решит, насколько ему нужно этим пользоваться. Если он почему-то отказывается, в любом случае, нужно оставить, либо поискать другой способ. Метод настырных приставаний, он как бы обычно не очень хорошо работает, поэтому, либо надо уменьшить дозу, либо саму подачу. Потому что главная деятельность – это игровая. Если вы беретесь за то, чтобы научить ребенка до того, как он реально созревает обычно к учебной деятельности, значит, это должны быть только игровые формы, то, что может быть ему реально интересно и ему самому хотеться. Если ему не хочется, значит, ради Бога, бросайте это дело!
С.Бакалеева:
— Спасибо большое, Алена. У нас в гостях была Алена Захарова – педагог детского центра развития в Печатниках «Подсолнух», мы с ней говорили о раннем развитии. Давайте не будем бояться этого словосочетания «раннее развитие», главное, чтобы оно не было слишком настырным. Раннее, значит своевременное, утверждает Алена. До свидания, всего хорошего!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
«Христов братец»

«Если... не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное», — говорит Спаситель. Но как уподобиться ребёнку взрослому человеку, который отяжелён прожитым опытом, нагружен житейскими проблемами, подвержен страстям и страхам? Одно из средств — почитать сказку, так советуют составители антологии русских духовных стихов, легенд и сказок, которую озаглавили «Христов братец».
В пространстве сказки действуют особые законы — забытые законы детства. Сказка сказывается для того, чтобы вернуть взрослому живущего в нем ребенка, сделать его мыслящим по-детски и по-детски спасающимся — говорит в предисловии один из консультантов издания, филолог Александр Медведев. А священник Сергий Круглов, поэт и лауреат литературной премии «Московский счёт», в своём вступительном слове к сборнику называет сказку местом, где встречаются земля и небо. Сказочные герои чисты помыслами и мудры в своей простоте. Они умеют на каждом шагу видеть чудо. Составители называют антологию «Христов братец» срезом русской души и сердца. В собранных под её обложкой стихах, легендах и сказках отражён многовековой опыт человеческой любви и веры, падений и взлётов с помощью Божьей. Это литература не светская и не церковная, но вобравшая в себя самое важное из той и другой.
Открывает сборник средневековый духовный стих «Голубиная книга». В форме вопросов и ответов это произведение аллегорически рассказывает о сотворении мира и его устройстве: «От чего у нас начался белый вольный свет? От чего у нас солнце красное? — У нас белый вольный свет зачался от суждения Божия, Солнце красное от лица Божьего, Царя Небесного; Звезды частые от риз Божиих, Ночи темные от дум Господних, Зори утренни от очей Господних». Священная история, которую мы знаем из Библии, в «Голубиной книге» принимает фольклорные очертания. Однако при этом не противоречит Священному Писанию, а поэтически осмысливает неисчерпаемую тайну творения и бытия.
Русская народная легенда «Христов братец», давшая название сборнику, рассказывает классическую историю встречи героя со Христом, Который предстал в образе нищего. По сути, она является своеобразным художественным воплощением евангельских слов Христа: «...ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; ...истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Как отмечают исследователи в комментариях к антологии, народную легенду «Христов братец» цитировал Фёдор Достоевский в романе «Братья Карамазовы», а Антон Чехов положил её в основу своего известного рассказа «Казак».
Сказочные сюжеты в книге тесно переплетаются с евангельскими, а в их героях просматриваются черты библейских персонажей. Например, бедная вдова, приютившая в доме странников, и отдавшая им последнее, что у неё было — чёрствую краюху хлеба, напоминает ветхозаветную вдову, которая накормила пророка Илию. В русских духовных стихах, легендах и сказках, собранных в антологии «Христов братец», вера и евангельские заповеди становятся жизненными ориентирами героев. Конечно, подчёркивают составители сборника, никакие сказки не заменят Священного Писания. Однако и через них светит читателям правда Божья.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Иван Чарота. «Слово и дух. Антология русской духовной поэзии Х-ХХ веков»

У Владимира Бенедиктова, поэта середины 19 века, которого называют одним из значимых лириков позднего русского романтизма, есть довольно известное стихотворение «Воскресная школа»: «Свет да будет! — Божья сила \ Изрекла — и мрак исчез. \ И для всех зажглись светила \ В беспредельности небес...». На первый взгляд, оно может показаться незатейливым и простоватым. Однако в действительности перед нами — произведение глубочайшее, ибо в нём звучит восприятие человеком мира как Господнего творения. В этом уверен учёный-славист, доктор филологических наук, профессор Иван Алексеевич Чарота. Упомянутое стихотворение Бенедиктова и ещё несколько десятков поэтических произведений разных авторов и эпох мы найдём под обложкой составленного профессором сборника — «Слово и дух. Антология русской духовной поэзии Х-ХХ веков».
Во все времена Русь не оскудевала талантами, которые своим творчеством служили свету, истине, добру, любви, служили Богу. И в других пробуждали созидательную и спасительную силу. Произведения именно такого свойства выбрал профессор Чарота для антологии. Как сам он пишет в предисловии к изданию, православная традиция, отразившаяся в русской поэзии, стала главной идеей сборника. Открывают книгу так называемые «Богогласники» —духовные песни, которые вплоть до ХХ столетия ходили в народе в рукописных сборниках и исполнялись в праздники, вне богослужений. Это настоящие фольклорные жемчужины, показывающие, насколько глубоко была укоренена вера в сердце русского народа. Вот, например, такое рождественское песнопение: «Христос родился, Бог воплотился! \ Слово Отчее взяло на Ся тело: \ В темностях земных, Солнце засветило!»
Вторая часть сборника посвящена стихотворным произведениям священнослужителей. Многие представители духовенства, как древнего, так и современного, были ещё и талантливыми поэтами. Например, святители Димитрий Ростовский, Филарет (Дроздов), Игнатий (Брянчанинов). Писали стихи и знаменитые старцы — преподобные Варсонофий Оптинский, Серафим Вырицкий. Их произведения мы найдём на страницах книги, а процитировать хотелось бы несколько строк из стихотворения игумении Таисии Леушинской — современницы и духовной дочери святого праведного Иоанна Кронштадтского, одной из самых известных духовных поэтесс: «Как Пётр, я в море утопаю, \ В волнах житейской суеты; \ Как он, и я к Тебе взываю: \ "Наставниче, спаси, спаси!" \ Простри мне руку, дай мне веру \ И, как Петру, скажи и мне: \ "Почто сумнишься, маловере?! \ Мужайся и иди ко Мне!.."»
Весьма интересна подборка поэзии, которую составитель сборника, профессор Иван Чарота, назвал творчеством переломной эпохи. В неё вошёл период от Серебряного века и до последних советских лет. Северянин, Пастернак, Адамович, Есенин соседствуют здесь с Рубцовым, Тарковским, Олесей Николаевой. Есть даже стихи актрисы Наталии Варлей, которая, придя к вере, открыла в себе поэтический дар. На стыке эпох, когда ещё только забрезжила надежда на духовное возрождение России, она писала: «Судьбой богопослушной \ Внезапно обожгусь — \ Навеки озарюсь!.. \ И по-над куполами \ Спасительных церквей \ Таинственная Русь — Единственная Русь! \ Восстань! Воспрянь! Очнись! \ Стряхни с себя проклятье! \Озёрные глаза \ И луговое платье — \ Прекрасной и святой \ Пред миром всем \ Явись!»
Составитель сборника, профессор Иван Чарота, цитирует богослова ХХ века протоиерея Иоанна Мейндорфа, который считал, что культура и искусство являются мощными проводниками веры. Справедливость этих слов читатели почувствуют, открыв антологию духовной поэзии «Слово и дух».
Все выпуски программы Литературный навигатор
Священник Павел Гумеров. «Три кита семейного счастья»

В «Толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова значение слова «любовь» звучит так: «чувство самоотверженной привязанности». С такой трактовкой полностью согласен протоиерей Павел Гумеров, настоятель московского храма святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских в Марьино, духовник центра «Православная семья», известный писатель и публицист. Одно из главных качеств любви — жертвенность, умение сострадать, уверен отец Павел. О настоящей любви, крепком браке и счастливой семейной жизни священник размышляет в своей книге «Три кита семейного счастья».
В 2012-м году этот сборник бесед стал лучшей книгой для молодёжи по версии Издательского Совета Московской Патриархии. Действительно, на её страницах отец Павел выбрал максимально понятный молодым читателям язык общения — открытый, доверительный и неформальный. Однако и тем, чьи юные лета уже миновали, кто давно состоит в браке, книга тоже будет интересна и полезна.
На каких же трёх китах, по мнению, автора, стоит семейное счастье? В его основе, считает священник Павел Гумеров, должны лежать, во-первых, любовь и правильное её понимание. Во-вторых — осознание целей и задач семейной жизни. И в-третьих — правильно выстроенная семейная иерархия. Что всё это значит, и как может воплощаться на практике, батюшка подробно объясняет в десяти главах своей небольшой книги.
Первая из них посвящена любви. Протоиерей Павел Гумеров, прежде всего, предостерегает читателей от подмены понятий. Часто в литературе и кинематографе, да и в жизни, под словом «любовь» подразумевается совсем иное — чувство влюблённости. Спору нет — оно прекрасно, соглашается автор. Однако есть у влюблённости другая сторона — рано или поздно она проходит. И в этот момент на смену ей должна прийти любовь. Она зиждется не на эмоциях и чувствах, и остаётся неизменной, независимо от того, пасмурно на дворе или светит солнце, бедны мы или богаты, молоды или стары. Только такая твёрдая решимость любить человека, сделав свой выбор раз и навсегда, поможет пронести любовь через всю жизнь. Так пламя влюблённости перейдёт в тихий, ровный огонь семейного очага.
Для тех, кто сделал этот важный шаг, прочно установить остальных «китов» в основание своего семейного счастья будет уже намного легче, считает автор. И помогает читателям решить, кто — жена или муж — должен быть «в доме хозяином». Подсказывает, как избежать семейных ссор и конфликтов. Собственным опытом семейной жизни, помимо прочего, он тоже делится на страницах книги «Три кита семейного счастья».
Возможность любить — это проявление в нас образа Божия, напоминает читателям протоиерей Павел Гумеров. Господь сотворил мир и человека именно из любви. Он Сам и есть Любовь. В семейной жизни людям даётся замечательный шанс проявить любовь, заложенную в них Богом, и обрести счастье.
Все выпуски программы Литературный навигатор