Могут ли мультфильмы быть полезными для ребёнка? Об этом в программе "Материнский капитал" расскажет культуролог Анастасия Абрамова.
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом дорогом – о семье и детях. Мультфильмы такой легкий способ занять внимание ребенка, что одни ребенка злоупотребляют им, а другие боятся и всячески ограждают своих детей, хотя бы до определенного возраста. А как на самом деле, могут ли вообще мультфильмы быть ребенку полезны? Давайте спросим у культуролога Анастасии Абрамовой. Здравствуйте, Анастасия!
А.Абрамова
— Здравствуйте!
С.Бакалеева
— Я знаю, что Вы ведете курс, который так и называется «Смотрим мультфильмы» для родителей.
А.Абрамова
— Да, смотрим исключительно со взрослыми детские мультики.
С.Бакалеева
— Так, как Вы как специалист считаете, они могут быть полезными?
А.Абрамова
— Вы знаете, я думаю, что поскольку в культуре все очень неоднородное бывает, да, то есть бывают плохие мультики, такие, сделанные на потребу взрослого, например, развлечения, а бывают замечательные мультики, сделанные с большой долей художественного таланта их создателей и адресованные такие действительно полноценные создания и взрослым и детям, и маленьким детям, и бабушкам, и дедушкам. Вот, это то, что мы называем золотой фонд мультипликации. Вот такой золотой фонд надо искать везде, не только в мультипликации, ну собственно родители этим занимаются. И в литературе они этот золотой фонд собирают, ищут, и в театре, и в музыкальном искусстве, это наше такое родительское дело золотые фонды собирать и стараться их презентовать нашим детям.
С.Бакалеева
— Но, чтобы этот фонд собрать, нужно знать критерии вероятно по каким отбирать. Ну, скажем, например, эстетика, в которой нарисован… в которой, вернее, создан мультфильм. Все, наверное, помнят у Евгения Гришковца в каком-то из его произведений была такая реплика, когда он вспоминая свое детство говорит: «Вот ждешь-ждешь этот мультфильм, включаешь телевизор – кукольный…», - и вот это разочарование детское от того, что мультфильм оказался не нарисованный, а кукольный, действительно, да им больше нравится стилистика рисованная, а когда мы смотрим будучи взрослыми людьми кукольные мультфильмы, поражаешься, насколько они интересно сделаны, насколько с художественной точки зрения интересные произведения. А как быть в этом смысле, то есть, свои представления предлагать ребенку?
А.Абрамова
— Ну, я думаю, что в своих представлениях нужно, как Вы правильно сказали, ориентироваться на некоторые критерии, критерии качественного художественного произведения. Все-таки мультфильм – это тоже произведение художественного творчества, скажем в таком высоком смысле слова художественного. Критерии эти очень просты, во-первых, содержание, даже не эстетика, в какой исполнены мультипликационные образы, прорисованы, а все-таки содержание. О чем, к чему этот мультик зовет, каким он движениям души ребенка дает возможность проявиться, о чем переживать, о чем подумать? Хотя, конечно, мы с вами понимаем, что когда речь идет о детках дошкольного возраста, у них еще рацио совсем не сформировано, думать, так серьезно задуматься дело возраста гораздо более позднего, вот, пожалуйста, вам тогда и критерии, если мы говорим о мультиках для маленьких, прежде всего, какие движения души должен будить мультик? Это сочувствие, сострадание, это желание бежать, спасать, нестись на помощь, это радостное упоение от того, что злодей наказан, что надежда никогда не умирает, даже последней, просто никогда, что в этом мире всегда есть те, на кого можно положиться, это психологи называют базовое доверие ребенка к миру. Наверное, это одна из проблем современной мультипликации, причем качественной хорошей мультипликации, вот иногда нарушение вот этого чутья, того, что нужно маленькому ребенку, часто хорошие маститые авторы, победители разных фестивалей, в содержание мультфильмов вкладывают взрослые смыслы, а мы взрослые на этот мир смотрим не так радостно и радужно, как дети. Мы печалимся гораздо больше, чем они, хотя они тоже печалятся иногда и мультик может их поддержать в этом плане, как и хорошая книжка, как и хорошее кино, дать им надежду, что ты не один такой, что выход всегда есть.
С.Бакалеева
— Ну в целом интонация все-таки должна быть радостной у мультфильма? Это полезнее, это здоровее?
А.Абрамова
— В целом интонация должна быть обнадеживающая, дающая надежду. Иногда веселая, иногда лирически грустная, но должен быть всегда выход. Так устроены русские сказки, например, вот этот алгоритм замечательно отработан в культуре, герой попадает иногда в самые страшные обстоятельства и тут вроде ничего радостного. Там пойди с Василисой Прекрасной за огнем к Бабе-Яге, пойди вон там на кольях эти черепа на тебя смотрят, всадники там всякие красный, черный, белый по пути встречаются, довольно страшно, тревожно, напряженно, но ребенок следуя за героем сказки, или мультфильма, фильма, литературного произведения, тут одни алгоритмы действуют, он должен пройти сквозь вот это тревожное напряженное, выйти победителем и с наградой. Также и в мультфильме.
С.Бакалеева
— То есть не нужно бояться сложностей?
А.Абрамова
— Герой должен быть сложным, но надо иметь в виду о каком возрасте мы говорим. То есть, если мы говорим о возрасте среднем дошкольном, а вообще мультфильмы рекомендуется, вот нижняя граница это где-то около трех лет, хотя понятно, что в практике уже в два года дети сидят перед экраном.
С.Бакалеева
— Вы считаете, что не стоит этого делать, правильно я понимаю?
А.Абрамова
— Я думаю, что тут нам психологи подсказывают, есть такая знаменитая книжка автора, исследовавшего влияние экрана, не только мультипликации, вообще экрана на маленьких детей, то есть речь идет о младшем дошкольном возрасте – это книжка с очень красноречивым названием «Застывший взгляд». Если мы хотим наблюдать у наших детей взгляд все-таки такой живой, любознательный, всматривающийся в жизнь, а не застывший, надо понимать, что время, которое проводит малыш перед экраном – 15 минут – это просто самый большой максимум –это возраст 2-3 года, а дальше, когда ребенок растет, то его возможности расширяются – и время может быть больше и содержание сложнее.
С.Бакалеева
— То есть, полнометражный мультфильм в каком возрасте допустимо ребенку показать, как Вам кажется?
А.Абрамова
— Не знаю, что бы сказали тут психологи, существуют некие такие усредненные стандарты, что такое полнометражный мультфильм – это час, а то и больше перед экраном. Да, если это качественное хорошее произведение, не типа… можно и Том и Джерри сидеть и час и два вдруг зависать смотреть, или какой-нибудь «Ледниковый период» 2, 3 и так далее, я думаю, что это в любом возрасте, ну в общем как-то не очень полезно, столько времени своей жизни отдавать не качественному продукту.
С.Бакалеева
— У нас принято доверять советским мультфильмам, родители может быть просто, может быть отчасти это проще, отчасти впечатления детские подталкивают их к этому, считают, что советские мультфильмы, они сами по себе априори безопасны, это действительно так? Все ли советские мультфильмы качественные и можно ли так за глаза, зная, что это мультфильм студии Союзмультфильм, безопасно вручить ребенку, или посадить перед экраном?
А.Абрамова
— Ну, в общем, с большой степенью допущения можно сказать, что да, потому что все-таки существовали очень строгие критерии, очень чутье такое детской души, чтобы она входила в мир не поврежденной от соприкосновения со взрослым миром, во всяком случае, который на экране специально для ребенка взрослыми людьми создается аниматорами мультипликаторами. Вот интересно, что 2012 год, мы празднуем сто лет анимации отечественной российской, отсчитывая от первого мультфильма, созданного в 1912 году, условно первого, Владислава Старевича, который называется «Прекрасная Люканида», это кукольный мультфильм. Его совсем нельзя назвать детским, он совершенно взрослый, там сюжет адюльтер, но из этого начала мультипликации выросло удивительное совершенно направление, четко ориентированное на ребенка, на бережное, такое вот взращивание человека. Потому что самое рискованное, что сегодня предлагает наша культура и мультипликация в частности, и кино, и литература, и журналы, и СМИ, это вот навязывание ребенку соблазнов, искушений взрослого мира. Традиционная культура, традиция и хорошая детская литература, мультипликация, кинематограф, они наоборот препятствовали этому, помогая ребенку взрослеть в соответствии с возрастом, обретая систему нравственных координат в жизни для того, чтобы потом эти взрослые соблазны в определенную положить коробочку, которую в общем, приличные люди, уважающие человеческое достоинство свое, эту коробочку даже и не достают, не открывают, как ящик Пандоры. В 2012 году летом прошел в Суздале фестиваль в честь столетия российской анимации и вот они обсуждали, ведущие, просто ярчайшие представители отечественной мультипликации, что же войдет в золотую сотню наших мультиков. И вот, несмотря на то, что сто лет прошло, и мы живем уже в XXI веке, а Вы спрашиваете о советской мультипликации, ее качестве, удивительно что, что в эту золотую сотню, во всяком случае в первую десятку попали мультфильмы не созданные в XXI веке, это практически все мультфильмы советского периода. На первом месте «Жил был пес», и дальше в эту десятку входят естественно несколько мультфильмов Норштейна, «Ежик в тумане», несколько мультфильмов Петрова – «Корова», «Старик и море», «Карлсон», «Каникулы Бонифация», в общем все то, что было бережно и с большой любовью взрослыми создано для детей, для их радости и их взросления.
С.Бакалеева
— А что-то из современного то вошло, вообще в классический этот список?
А.Абрамова
— В золотую сотню, там несколько мультфильмов вошли, но вот в последнее время, мы с вами, наверное, очень радовались успехам замечательного нашего мультипликатора Петрова, его работе «Старик и море», это большой полнометражный прекрасно рисованный мультфильм по произведению Хемингуэя, он адресован все-таки тем, кто постарше и даже, в общем, взрослым, это полноценное художественное произведение. У него же есть замечательные еще несколько работ «Первая любовь» - это подростковые такие тексты мультипликации, культуры.
С.Бакалеева
— Как раз мы говорили об эстетике создания мультфильма, это совсем другая эстетика, правда? Нашему маленькому зрителю может быть даже непривычно, ведь, насколько я помню, он красками по стеклу создает свои мультфильмы.
А.Абрамова
— Понимаете в чем дело, эта эстетика, это рука мастера, вот эстетику определяет рука мастера. Для того, чтобы создать клип и цепочку кадров из таких клипообразных, клиповидных кадров героев, для этого рука мастера не нужна и годы работы и учебы.
С.Бакалеева
— Согласна, я хотела спросить, нужно ли приучать наших детей к такой эстетике?
А.Абрамова
— Они с удовольствием смотрят, обратите внимание, например, старые мультфильмы, которые рисовались огромной командой мультипликаторов долго, тщательно, без всяких компьютеров, такие, как «Аленький цветочек», например, помните такой замечательный рисованный мультфильм и на всю жизнь эти герои, они прекрасны и внутренне и внешне.
С.Бакалеева
— То есть, то, что хорошо, ребенок и так поймет, что это хорошо, для этого не нужно специально усилий прилагать никаких?
А.Абрамова
— Да, потому что дело не только в том, как нарисовано, дело в том, чем это согрето, вот все-таки талантом автора. Я думаю, что родителям тут нужно ориентироваться на имена, на имена знать имена Петрова, Норштейна, появляются новые сейчас мультипликаторы молодого поколения, например, смотрите, как замечательно талантливо сделан проект с колыбельными.
С.Бакалеева
— «Колыбельные мира», Вы имеете в виду?
А.Абрамова
— «Колыбельные мира», да, удивительно тонко, бережно, «Гора самоцветов», да, вот это лучшее, наверное, что появилось за последнее время в нашем кинематографе.
С.Бакалеева
— Как Вы считаете, Анастасия, стоит ли покупать мультипликационных героев и поощрять игры по мотивам мультфильмов?
А.Абрамова
— Думаю, что это неизбежно, когда ребенок чем-то увлечен, тогда предмет его увлечений не ограничивается, скажем, ну книжкой, из которого он это увлечение черпает. Читаем сказку с ребенком и сказочные персонажи вываливаются просто из книжки, мультипликационные персонажи из экрана. Почему это происходит? Потому что ребенку свойственно себя с героем отождествлять, это важно для его личностного развития.
С.Бакалеева
— То есть, это не плохо?
А.Абрамова
— Это очень хорошо, прочитали хорошую сказку, боролись со змеем вместе с Никитой Кожемякой, бросили мамин красный платок, у ребенка будет плащ, дали ему половник – будет меч, сбрую на табуретку набросили, уже скачем. Так же и с мультипликационными героями, вопрос все-таки, каков герой, вот на что нужно обращать внимание родителям.
С.Бакалеева
— Спасибо большое, с нами была Анастасия Абрамова и мы с ней говорили о мультфильмах. Оказывается, мультфильм – это художественное произведение, не нужно об этом забывать, не нужно их бояться, а стоит создавать свой семейный золотой фонд мультфильмов. Всего хорошего!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
2 ноября. О подвиге Великомученика Артемия Антиохийского

Сегодня 2 ноября. День памяти Великомученика Артемия Антиохийского, жившего в четвёртом веке.
О его подвиге — протоиерей Василий Гелеван.
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 19. Богослужебные чтения
Герой кинорежиссёра Алексея Балабанова — Данила Багров — был уверен, что сила в правде. Стоит отметить, что сам Данила правду понимал довольно специфично, но в целом был недалёк от истины. Сила, действительно, в правде — правде Божией. Об этом, в частности, говорится в псалме 19-м, что читается сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 19.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иаковлева.
3 Да пошлёт тебе помощь из Святилища и с Сиона да подкрепит тебя.
4 Да воспомянет все жертвоприношения твои и всесожжение твоё да соделает тучным.
5 Да даст тебе Господь по сердцу твоему и все намерения твои да исполнит.
6 Мы возрадуемся о спасении твоём и во имя Бога нашего поднимем знамя. Да исполнит Господь все прошения твои.
7 Ныне познал я, что Господь спасает помазанника Своего, отвечает ему со святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей.
8 Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся:
9 они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо.
10 Господи! спаси царя и услышь нас, когда будем взывать к Тебе.
Псалом 19-й был написан в непростые для царя Давида и всего царства Израильского времена. На древний Израиль готовилось напасть огромное войско соседних языческих народов. И у Давида не было иного выбора, кроме как принять вызов и силой ответить на угрозу. Царь прекрасно понимал, что его войско значительно меньше, чем у неприятеля. Но Давид так же прекрасно понимал, что правда на его стороне. Ведь он не собирался ни с кем конфликтовать, не желал брать чужого. И народ древнего Израиля всё это прекрасно понимал и чувствовал.
И Давид в прозвучавшем псалме фиксирует молитву, которую обращают к Богу его подданные. О чём же просили Господа люди? Вот что мы слышим в псалме: «Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иаковлева». Давид пишет о себе в третьем лице. День грядущей битвы он именует днём печали и просит Господа о помощи, понимая, что несёт ответственность за судьбу многих и многих людей. Перед битвой царь приходит в скинию — переносной храм-шатёр, в котором хранился ковчег завета. Так называлась главная святыня древнего Израиля. Перед ковчегом Давид молился. О том свидетельствуют следующие слова: «Да пошлёт тебе помощь из Святилища и с Сиона да подкрепит тебя. Да воспомянет все жертвоприношения твои и всесожжение твоё да соделает тучным».
От лица народа Давид указывает, что всем сердцем стремится к победе. Победе справедливой и честной. Ему не нужны чужие блага, он хочет защитить свою страну и свой народ. Вот что требуется его сердцу. Или читаем мы в псалме: «Да даст тебе Господь по сердцу твоему и все намерения твои да исполнит». И царь предвещает победу. Он чувствует, что Господь на его стороне, потому что сам Давид стремится исполнить правду не свою, а Божию. Он пишет: «Мы возрадуемся о спасении твоём и во имя Бога нашего поднимем знамя».
Эта часть псалма была составлена до сражения. А уже после Давид торжествует и благодарит Бога за победу. Совершенно неожиданно для всех — и для противников Давида, и для древних иудеев — немногочисленное войско древнего Израиля одержало верх. Сильный соперник оказался разгромлен. И радостный Давид пишет: «Ныне познал я, что Господь спасает помазанника Своего, отвечает ему со святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей». Причину победы царь видит в верности Господу. Хорошо, конечно, иметь сильных воинов, эффективное оружие. Но если ты не на стороне правды Божией, всё окажется тщетным. Или как читаем мы в псалме: «Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся: они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо».
В конце псалма Давид, обращаясь к Богу, просит Его и в будущем не оставлять без помощи ни самого Давида, ни верных Господу людей: «Господи! спаси царя и услышь нас, когда будем взывать к Тебе». Пусть эти слова и нас вдохновляют, укрепляют! Будем помнить, что Бог никогда не будет помогать лукавству, вставать на сторону нравственной нечистоты. И даже не надо тешить себя иллюзиями, что Господа можно обмануть. Нет, не получится. Бог только на стороне правды. Давайте же и мы будем за правду Божию держаться, чтобы с Господом радоваться и побеждать.
Псалом 19. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 19. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 203 зач., II, 16-20.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Когда современный человек говорит о вере, он обычно подразумевает, что принимает некоторую информацию за истину, не проверив её опытно. При этом сама по себе информация, в которую верят, может никак не влиять на жизнь такого верующего. Но может ли христианин так верить? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Как мы воспринимаем человека, который начинает жить по каким-то своим правилам? Если они нарушают общественную жизнь, как преступника. Если кажутся нам странными и неоправданными, как чудака. Если мы понимаем его цель и считаем её значимой, как волевого и целеустремленного. При этом современный мир привык в своих оценках ориентироваться на то, что кажется объективным, научным. Объективные основания как будто бы делают всё проще, потому что доказывают нам пользу или вред того или иного действия или явления.
В отрывке, который мы сейчас услышали, апостол Павел пишет о делах закона и вере во Христа. Объяснить то, как они соотносятся, было для него очень важно, потому что сохранение закона в качестве условия спасения лишало смысла жертву Спасителя. Если можно спастись самому, просто исполняя закон, Христос в качестве спасителя оказывается не нужен. Но опыт жизни самих иудеев говорил о том, что исполнить закон невозможно. И, что ещё важнее, закон не соединяет человека с Богом, это возможно только через Христа, благодаря вере в Него. Впрочем, в таком подходе была другая опасность. Ведь, если человек говорил: «Я верю, что Христос меня спас, очистил и примирил с Богом», это ещё не значило, что он менял что-то в собственной жизни. И, судя по словам апостола, находились люди, которые называли себя верующими и продолжали грешить. Обращаясь к тем, кто позволил себе подобное совмещение, Павел показывает, к чему ведёт такой путь. Соединившись с Христом и продолжая грешить, человек как будто бы делал грешником и самого Спасителя. Но так как это было совершенно исключено, оставалось другое — такой человек возвращался в своё греховное состояние. Никого не заставляя и не обличая, апостол заводит речь о себе, чтобы каждый, кто решится, мог последовать за ним.
Не имея возможности исполнить весь закон, он умер для закона, но верой ожил для Бога. Он не верит больше в спасительность закона, но верит в спасительность любви Христовой. Иисус приходит и умирает на кресте, проявляя верность Отцу. Исполняя волю Божию о Себе, Христос исполнил волю Божию о каждом человеке. Своей верностью Богу, Он проложил путь верности для каждого человека. Павел убежден, что, вверив себя в руки Христа и решительно встав на путь исполнения воли Божией, он сам обретёт в Нём новую праведность, так что сможет сказать: «Уже не я живу, но живёт во мне Христос». Речь совсем не о потере апостолом своей личности. Отнюдь. Но о том, что во Христе апостол обретает Того, в Чью помощь и поддержку может верить совершенно. И теперь, продолжая жить во плоти, то есть не став совершенно идеальным, не преодолев все свои немощи, апостол живёт не тем, что уверен в себе, но верой в Сына Божия, Который возлюбил его и умер для его спасения. Впрочем, возлюбил не только его и умер не только за него, но и за каждого из нас.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







