Выбор игрушек важнее, чем кажется на первый взгляд, ведь каждая игрушка несёт в себе образ, который накладывает отпечаток на детское подсознание. Игрушкам свойственно закладывать, как положительные качества в развитии ребёнка, так и отрицательные.
Какие игрушки следует покупать в таком случае? В чем преимущество и польза самодельной игрушки? Об этом в программе "Материнский капитал".
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом дорогом – о семье и детях. Если вы также, как и я ищете рецепты счастья и здоровья для ваших детей – оставайтесь с нами У нас в гостях фольклорист, старший научный сотрудник института проблем детства Российской академии образования – Анна Борисовна Теплова.
А.Б.Теплова
— Здравствуй!
С.Бакалеева
— Анна Борисовна, кажется, что сегодня технология производства игрушек достигла совершенства. Ведь есть даже такие куклы реборны, которые совершенно неотличимы от настоящих младенцев. А в то же время, есть такие семьи, где на день рождения девочке дарят куклу, сшитую из лоскутков, с веревочными волосами и в самодельном сарафане. Как Вы думаете, неужели рукодельная кукла сегодня в наше время кому-то нужна?
А.Б.Теплова
— Да, кукла современная сильно отличается от тех игрушек, которые когда-то впервые появились на свет. Вообще, кукла, одна из универсалий человека и человечества. Она сопутствует человеку в течение всей его истории. И поэтому, кукла на самом деле еще и представляет историю человечества. И то, в каком виде находится современная игрушка – это во многом является зеркалом того общества, в котором мы находимся. И как реакция на это, естественная реакция, думающих родителей – это попытка создания традиционной игрушки, рукодельной игрушки. Она совершенно не обязательно должна быть в сарафане, она даже может быть не обязательно точно народной, важно, что это та игрушка, которую вы сделали сами.
С.Бакалеева
— А Ваши дети играли в такие игрушки самодельные?
А.Б.Теплова
— Играли, и вот внучка играет сейчас, она недавно ездила на фестиваль в Ростов, и там, и делали они сами эту игрушку, и накупили таких игрушек. Хотя в общем и целом, покупная такая игрушка, она тоже теряет в определенном смысле… свой смысл. Потому что игрушка, особенно такая серьезная игрушка, как кукла, она непосредственно связана с самим человеком, да, мы уже об этом с вами говорили, она, с одной стороны, такая, если не модель, то такая, как бы, схема человека, да, и поскольку она предназначена для ребенка, то она несет самые разные функции. Одна из которых, ну, это, конечно представление собственно о человеке, да, о его телесности, а вторая – это определенная степень его программирования, программирования на будущее, правильно?
С.Бакалеева
— То есть, оказывается, мы дарим куклу не для того, чтобы просто сделать подарок, а мы дарим некую модель мира и модель человека своей дочке?
А.Б.Теплова
— Совершенно верно, вообще игрушки – это опредмеченная картина мира. Если вы заглянете в детскую, в свою детскую, или в любую другую детскую, то вы сразу можете представить себе не только этих людей, но и тот мир, который они конструируют для своего ребенка и поэтому нас кого-то умиляют мягкие игрушки, кого-то возмущают Барби, кто-то выстраивает, не знаю, там, просто армии мягких игрушек, кто-то наоборот строит какие-то военные игрушки, и это все безусловно значимо для ребенка. Надо сказать, что проблемой игрушки занимаются многие исследователи – это и культурологи, и педагоги, и психологи, и каждый находит в этом свою важную смысловую составляющую. Потому что игрушка – это непростая история. Если говорить о рукодельной игрушке, то самое важное в ней – это то, что она делается вместе. Вот, с моей точки зрения, тот момент, когда игрушка из рукодельной перешла в разряд промышленного производства – это была смерть игрушки в какой-то степени, потому что основной педагогический и воспитательный смысл игрушка потеряла. Я сама работала когда в экспедициях, в своих этнографических экспедициях на территории европейской части России, то мне удалось записать процесс изготовления игрушки и вот тут то и происходит самое интересное открытие. Дело все в том, что когда мастер делает игрушку, он воспроизводит технологию, скажем так, механически. Собственно говоря, он делает не тушку игрушки, а он создает сразу образ. И ребенок, который при этом присутствует, он оказывается вовлеченным в рождение не игрушки, как предмета, а игрушки, как явления, скажем так, то есть живого, живой мамочки, например. Потому что, если мы с вами проанализируем игровой набор современного ребенка, то узнаем, что из этого игрового набора исчезла игрушка мама, мама с ребенком, а это основная игрушка была вообще не протяжении всей истории человечества. Игрушка была взрослая женщина, но взрослая женщина именно та, которая, ну как бы аккумулирует вокруг себя семью, прежде всего, аккумулирует вокруг себя другие игрушечки.
С.Бакалеева
— То есть, строго говоря, когда мы дарим своей дочке ту игрушку, которая станет мамочкой, которая будет изображать мамочку, то, можно сказать, мы и ее тоже готовим к материнству?
А.Б.Теплова
— Ну да, это в определенной степени, да, программирование ее социального будущего и именно поэтому так сердит всех Барби. Потому что то, что она предлагает, такую модель поведения, она для нашего мира, для нашей культуры, она в общем и целом чужая. И роль, которую она предлагает, она опять же чужая, не та роль, которую принято в нашем обществе играть женщине. Женщина – это что-то мягкое, что-то такое близкое, то, что аккумулирует вокруг себя семью, тот, кто занимается детьми. Кстати в традиционной культуре традиционная игрушка была всегда такая, ну, крепкая…
С.Бакалеева
— Округлая.
А.Б.Теплова
— Да, округлая, с формами такими обязательными, правда это могла быть и обрядовая игрушка, дело в том, что обрядовая игрушка отличается от игровой, ту, которой делали ребенку, и ту, которую делали, например, для свадебного обряда – это совершенно разные вещи. Поэтому…
С.Бакалеева
— Но, с другой стороны, Барби, вполне соответствует тому образу успешной женщины, который в нашем обществе сейчас так популярен. Не будет ли раздвоения у нашей девочки, которая дома играет в одни игрушки, а выходит и видит образ другой женщины?
А.Б.Теплова
— Это вопрос о том, что мы ставим в успех, какую цель успеха мы видим? Если наша цель в том, чтобы у нас была счастливая семья, в которой будет много детей – это одна цель. А цель, если, создать свой собственный бизнес и состояться в бизнесе, то это другая цель, конечно. Между прочим, Барби не особенно способствует и второй цели. Ее цель просто самопредставление такое, именно поэтому она оказывается идеальной моделью для любых профессий, любой одежды, любых форм, каких угодно внешнего социального поведения. Потому что она никакая.
С.Бакалеева
— Ну, что-то такое есть в ней притягательное, да, может быть, слишком много блеска, что все равно девочек заставляет бросаться в магазинах на эту куклу…
А.Б.Теплова
— Я Вам скажу, что в ней притягательного, в ней притягательна взрослость. Дело все в том, что, например, в советский период, когда был этап борьбы с игрушкой, как таковой и прежде всего с куклой, когда куклу изымали из детских садов.
С.Бакалеева
— Даже такое было?
А.Б.Теплова
— Да, изымали из детских садов, уничтожали, кукла была буржуазная игрушка, то вернуть ее составило достаточно большой труд. Приходилось тоже проводить исследования, потому что дети все равно играли, прежде всего они играли в младенца, они все равно кого-то качали. И тогда было принято такое решение, не делать игрушку взрослой, а делать все время игрушки детей. И вот эти игрушки дети, они заполонили… В наше время не было другой игрушки, ну не было у нас взрослой женщины игрушки. И поэтому, когда современная женщина увидела вот эту женщину, то есть, это, на самом деле, некая идеальная норма, да, которая ее ждет, это такая опять же социальная программа. Любой ребенок хочет стать взрослым и именно на эту взрослость ребенок и покупается, ну и плюс, конечно, красивые, и принцессы, и все прочее. Хотя, тоже вот эта идеализация принцесс, это достаточно позднее тоже явление.
С.Бакалеева
— Анна Борисовна, а как Вам кажется, современная девочка, которая уже привыкла к этому блеску, к роскоши, к гламуру, привыкла, потому что часто видит это, ее может заинтересовать такая кукла, скрученная из кусочка льна, у которой платье сшила мама из лоскуточков из разноцветных из ситцевых, а волосы сделаны из веревочек? Она обрадуется такой кукле?
А.Б.Теплова
— Если она делала ее вместе с мамой, если мама ее делала для нее, то безусловно обрадуется. Вообще дети, они, у них на самом деле такая живая фантазия, они совершенно спокойно могут играть и с палочкой, вообще не придавая ей никаких форм, ни волос, ничего, и для них это будет также живо, как и какая-то такая реальная конкретная кукла. Кстати, чем более конкретная кукла, тем труднее в нее играть детям, потому что это лишает их как раз именно вариативности в игре, а вариативность очень важна.
С.Бакалеева
— То есть, если она всегда улыбается, очень сложно представить, что она расстроилась, или задумалась.
А.Б.Теплова
— Еще хуже, если она все время плачет. Представьте себе, что у вас дома стоит игрушка, которая все время плачет. Вообще игрушки, которые несут определенную психологическую эмоцию, они очень вредны для ребенка именно потому, что они программируют. Вопрос об игрушке очень серьезный, ну, например, вот то засилие, которое сейчас происходит с мягкими игрушками, они, ну им всего только сто лет, не так давно праздновали столетие плюшевого мишки и вот за эти сто лет мягкая игрушка буквально заполонила весь мир и наш детский прежде всего. Но, в чем же тут подвох, скажете вы – она прекрасная, она мягкая, ее можно прижать к себе, она снимает, с точки зрения психологов всевозможные проблемы, стрессы. Да, она снимает, но она замещает кого-то, кого раньше можно было обнять, прижаться к кому – кто это? Та самая мама, которая теперь занимается успешность. Мало того, они несут не антропоморфный образ, а зооморфный образ, и поэтому, не удивляет ли вас, что наши девочки катают в колясках медвежат, зайчат, собачек, котиков, но почти никто не катит там… любимый пупс, это достаточно более редкое явление, чем любимый зайчик, правильно?
С.Бакалеева
— Ну, да.
А.Б.Теплова
— Кстати, исследования рисунков показали, что современные дети, когда их просят написать тему добро – рисуют животных, но не человека. Очень может быть, что этому способствует тоже распространенность мягкой игрушки, в частности.
С.Бакалеева
— То есть, мы тем самым не учим своих детей любить людей, они больше любят животных, чем людей. Спасибо огромное, Анна Борисовна. Сегодня наша программа была посвящена кукле и вообще игрушке, оказывается, самодельная игрушка может обрадовать вашу девочку не меньше, чем самая красивая, самая дорогая и самая разукрашенная покупная кукла. Надо просто взять несколько лоскутков, сесть вместе со своей дочкой и уделить ей несколько минут своего внимания. С вами была Софья Бакалеева – это программа о воспитании детей.
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Александр Пушкин. «Скупой рыцарь»: «Безумие греха»

Фото: PxHere
«Сказал безумец в сердце своем: "Нет Бога"» Такими словами начинается тринадцатый псалом царя и пророка Давида. Вера в то, что Бога нет, лишает человека разума, и не только разума, но и простого здравомыслия.
Об этом трагедия «Скупой рыцарь» Александра Сергеевича Пушкина. Её главный герой, Барон, посвятил жизнь золоту. Монеты, обагрённые кровью и облитые слезами, стекаются в его сундуки, и нет счастья для Барона выше, чем созерцать свои сокровища в подвале.
Но о чём мечтает Барон? О ещё бОльшем богатстве? О власти? О долголетии? Нет. Он мечтает ни много ни мало, как ... об аде.
... о, если б из могилы
Прийти я мог, сторожевою тенью
Сидеть на сундуке и от живых
Сокровища мои хранить, как ныне.
Целую вечность сидеть с ключами в подземелье — разве это не ад? А Барон, напротив, заявляет о своём желании волонтёром отправиться в преисподнюю. Вот это и есть подлинное безумие, о котором говорил пророк Давид. Сначала отрицается Бог, затем — и счастье, и бытие. Всё, что не вмещается в крохотный сундук. Желание Барона исполняется, он умирает в финале пьесы с криком: «Ключи, мои ключи».
Какой отблеск рая можно найти в этой пьесе? И есть ли он? Да, есть. Сын Барона, Альбер, велит слуге подать ему вина, присланного в подарок. А вина нет, слуга отнёс накануне больному кузнецу последнюю бутылку. Тут бы Альберу возмутиться — он и без того почти нищ, денег отец не давал, вина купить было не на что, приходилось дорожить тем, что подарили. Но Альбер, выслушав ответ слуги, только и говорит: «Да, помню, знаю. Так дай воды».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
14 октября. О Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ

12 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в новоосвящённом храме Святой Троицы в селе Саввино в Егорьевском районе Московской области.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ.
Переходя в порог Храма Божьего, каждый из нас должен осознавать, что он пришёл в лечебницу, он пришёл в больницу, в ту самую больницу, где его ждут, кто от него не потребует ничего. Если есть возможность пожертвовать — пожертвуйте что-то, а нет возможностей, никто тебе даже об этом не напомнит. Потому что Храм Божий — это есть лечебница, освобождающая нас от наших внутренних недугов. А каждый человек таким недугом страдает.
А лекарством в этой больнице является наша молитва и таинства. В первую очередь, таинство Святой Евхаристии — это причащение Тела и Крови Господа и Спасителя нашего, которому предшествовать должна исповедь. Исповедь в наших грехах.
Почему? Да потому что в злохудожную душу, как говорит Слово Божие, не входит премудрость, и она не обитает в теле, повинном в грехе. Поэтому, если душа злохудожная, если грех не раскаян, если всё это не переосмыслено, то требовать от Господа помощи несправедливо.
Конечно, справедливость божественная — это не то, что человеческая справедливость. И Господь прощает нам, грешным, наши грехи. Потому что Бог есть любовь.
Но в ответ на Божью любовь, ведь мы должны чем-то Ему отвечать, хотя бы самым малым: в храм ходить почаще. Но наступает воскресный день, и не к телевизору припадать с утра, а перекреститься, в храм пойти, взять детей с собой, супругу, если таковая есть, пойти помолиться и спросить у Господа помощи и прощения за свои грехи.
И с каким чувством обычно люди выходят из храма? Это с радостным, светлым. Никогда посещение храма не оставляет тяжелых чувств, за исключением, когда пришёл человек с плохими мыслями, искушать Бога: «Ну-ну, я вот сейчас помолюсь, посмотрим, ты поможешь мне или не поможешь?» Выходит и говорит: «Не помог, значит, и Бога нет». Вот если так, то ничего не получится.
А если мы со смирением, с любовью, с верой к Господу обращаемся и просим Его, даже иногда в мелочах (простите), но если эти мелочи для нас важны, то Господь в ответ на молитву и эти мелочи помогает исцелить.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. О встрече праведной Елисаветы и Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её».
О встрече праведной Елисаветы и Богородицы — протоиерей Владимир Быстрый.
После Благовещения, после явления Архангела Гавриила с Благой Вестью, Пресвятая Дева Мария с поспешностью идёт в Нагорную страну, чтобы посетить свою родственницу Елизавету. Она несёт в себе величайшую тайну и идёт не только для служения, но и чтобы узреть знамение веры: беременность престарелой Елизаветы.
И вот на пороге дома Захарии происходит чудо, которое потрясает до основания: при одном лишь звуке приветствия Марии младенец взыграл во чреве Елизаветы. И это не простое движение, это пророческий лик ещё не рождённого Иоанна Предтечи, который духом уже узрел пришедшего в мир Христа. Сама Елизавета, исполнившись Святого Духа, провозглашает: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?»
Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание на суть этого прославления. Елизавета ублажает Деву не только за то, что она зачала, но и за то, что уверовала. В этих словах блаженно уверовавшей — ключ ко всему.
Здесь, в смиренном доме, человеческая воля в лице Девы Марии даёт полный и радостный ответ на призыв Божий, открывая тем самым врата спасения для всего мира. Этот ответ «се, Раба Господня» становится для нас образом подлинного избранничества.
Быть избранником Божиим — это не путь к безмятежному покою, но сочетание верха блаженства с тяжестью креста. Это призвание к служению, которое потребует всей нашей жизни, всех душевных сил.
Истинное блаженство, как показала нам Богородица, рождается не в бегстве от скорбей, но в благоговейном приятии воли Божьей, которая одна только и делает нас причастниками вечной радости.
Все выпуски программы Актуальная тема