Как-то раз в городе Кременчуге императрица Екатерина Вторая участвовала в смотре войск. Полки оказались отменно подготовленными, и монаршая особа решила наградить военачальников. У каждого из них Екатерина лично интересовалась, чем может отблагодарить за верную службу. Когда очередь дошла до Александра Васильевича Суворова, тот неожиданно для всех совершенно серьёзно заявил, что задолжал за квартиру и нижайше просит императрицу… уплатить за него долг! Этот забавный случай из жизни легендарного генералиссимуса описывает Мария Георгиевна Жукова – автор-составитель книги о великом русском полководце «Твой есмь аз. Суворов».
О том, что Александр Васильевич был большим оригиналом и шутником, знают многие. И наряду с упомянутой историей, автор приводит ещё массу не менее любопытных сюжетов, которые наверняка заставят читателя улыбнуться. Но всё же это далеко не главная цель, с которой дочь знаменитого «маршала Победы» Георгия Жукова, которого, кстати, сравнивают с Суворовым, бралась за книгу. Стремясь рассказать о Суворове-военном, преданном слуге Отечества, Мария Георгиевна одновременно поставила перед собой и другую, куда более сложную задачу: представить духовный облик Александра Васильевича и попробовать вместе с читателями понять, откуда черпал силы для своих великих побед этот невысокого роста худощавый человек с не по-генеральски тихим голосом.
В своей книге «Твой есмь аз. Суворов» Мария Жукова явно стремится отойти от «парадного портрета» генералиссимуса. Это вполне справедливо: эполеты и аксельбант на Суворове можно было увидеть лишь в самых исключительных случаях. В обычной жизни Александра Васильевича было легко принять за рядового - он носил полинявший плащ, доставшийся в наследство от отца, спал на соломе рядом с простыми солдатами… Суворов не расставался с Евангелием, каждое сражение начинал с молитвы, а в своих наставлениях солдатам писал: «Молитесь Богу, от Него – победа!». Таким - чуждым роскоши бессребреником и человеком глубочайшей веры – знает полководца далеко не каждый. И автор, Мария Жукова, с помощью интересных биографических фактов и народного предания о великом Суворове даёт нам возможность увидеть его и с этой, глубоко личной и сокровенной стороны.
В тысяча восьмисотом году Суворов составил Покаянный канон Спасителю. «Твой есмь аз» - говорит он в финале этого проникновенного обращения к Господу, вручая себя в Его руки. «Твой есмь аз. Суворов» - назвала Мария Жукова свою книгу, и, кажется, в самом названии дала нам ключ к разгадке того, в чём же заключался секрет великих суворовских побед.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема