Английская писательница Мария Корелли была невероятно популярна в Европе конца девятнадцатого - начала двадцатого века. Её талант высоко ценила сама королева Виктория, а император Николай Второй лично поручил сделать русский перевод одного из своих любимых произведений Марии Корелли – книги «Варавва. Повесть времён Христа».
Впервые изданная в России в тысяча девятьсот десятом году, она сразу же пришлась по вкусу читателю. Множество почитателей остаётся у этой книги и сегодня – современные издательства выпускают её крупными тиражами, и на книжных прилавках она подолгу не залёживается.
Многие читатели, отзываясь о книге на литературных форумах, пишут, что, прочитав её, вспомнили роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Не отрицая тот факт, что Михаил Афанасьевич, действительно, вполне мог быть знаком с произведением Марии Корелли, всё же стоит заметить, что её книга «Варавва. Повесть времён Христа» по духу совершенно иная.
Это рассказ об эпизодическом Евангельском персонаже – разбойнике Варавве, которого в день суда над Иисусом Христом, по просьбе народа, был вынужден отпустить на волю Понтий Пилат. И хотя с первого взгляда может показаться, что писательница решила дерзко «домыслить» Евангельские события, по ходу чтения книги возникает чёткое понимание полной обоснованности такого своеобразного литературного приёма. Это отнюдь не попытка дать собственную трактовку известным событиям, произошедшим две тысячи лет назад. С помощью образа Вараввы, случайного свидетеля суда над Христом, Корелли развивает мысль о том, как отягощённая грехом человеческая душа вдруг соприкасается с Богом и приходит к раскаянию, получает облегчение, перерождается из тьмы в свет – именно таков очевидный замысел автора.
И пусть это всего лишь художественная литература - к слову, написанная с отменным вкусом, легко и изысканно - она всё равно заставляет всерьёз задуматься над главными вопросами бытия и обратиться за ответами к первоисточнику - Евангелию, вечную актуальность которого Мария Корелли как художник подчёркивает в своей книге «Варавва. Повесть времён Христа».
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.