— А Вы знакомы с маркизами или графами, мистер Хопс?
— Нет! И знать не хочу! Ни один тиран не будет сидеть на моих бочках с яблоками!
— Возможно, графы не такие уж плохие...
— Ошибаешься! Они гордые! Это у них внутри. Они очень плохие!
Именно с этого диалога главного героя, мальчика Седрика, со своим взрослым другом Хопсом фактически начинается кинокартина «Маленький лорд Фаунтлерой». Фильм снят режиссёром Эндрю Морганом по мотивам одноимённой повести Фрэнсис Бёрнетт и вышел на экраны в 1995 году. Вся дальнейшая история, которая разворачивается перед глазами зрителя — полное драматизма преодоление семейного разрыва, произошедшего из-за роковых сословных предубеждений. Преодоление совершится лишь через поколение, ибо оно по плечу только чистому детскому сердцу.
Главный герой — восьмилетний Седрик — живёт с мамой в маленьком скромном американском городке. Он очень добрый и справедливый по своей натуре, за что друзья его любят и уважают. Об отце мальчик знает только из рассказов матери, но однажды утром Седрик услышал о нём шокирующие подробности из уст неожиданного гостя — английского адвоката. Адвокат сообщает удивлённому мальчику о графском титуле его отца и о том, что забирает его, единственного наследника титула лорда Фаунтлероя, в Англию к деду. А мать убеждает юного «демократа» — так мальчик называл себя и своего друга Хопса — в правильности принятого решения об отъезде как нравственного и ответственного.
— Боюсь у нас нет выбора, Сэдди. Ты будешь графом, хочешь ты или нет. Вопрос в том, будешь ты хорошим, ответственным графом, или плохим и легкомысленным. Понимаешь?
— Но никто из мальчиков не хочет быть графом.
— Так каким графом будешь ты?
— Ну, наверное, хорошим. Если это необходимо.
— Я знала, что ты так скажешь. Я тобою горжусь.
Мальчик воспитывался своей матерью в глубоком почитании благородства и сострадания. А с другой стороны, — в искреннем уважении к отцу, Седрику-старшему, погибшему от лихорадки, и, как ни парадоксально это может показаться, к деду, которого тоже никогда не видел. Парадоксальность здесь в том, что дед, граф Фаунтлерой, изгнал из дома своего младшего сына, Седрика, за непослушание и желание жениться не на английской аристократке, а на простой американке.
Весь сюжет фильма Эндрю Моргана «Маленький лорд Фаунтлерой» представляет собой инверсию евангельской притчи о блудном сыне. Кинолента и напоминает библейскую притчу, когда младший сын покидает дом отца и отправляется в чужую страну, где начинает терпеть бедствия, и в то же время в ней роли меняются местами. В фильме не младший, а старший сын графа, оставшийся в доме отца, растрачивает отцовское наследство с блудницами, а младший сын, наоборот, становится честным и благородным борцом за настоящую любовь. Эти высокие качества передаются затем его собственному сыну, главному герою фильма маленькому Седрику. И в итоге Седрик-младший возвращается в дом графа не для того, чтобы искать прощения, а наоборот — смягчить ожесточённое сердце старого графа, вернуть в него любовь и простить, вместо отца, за несправедливость.
По сравнению с притчей о блудном сыне в сюжете фильма фактически все главные роли поменялись местами. Но по сути своей в семейной истории раскрывается подлинная глубина евангельского смысла притчи о победе настоящей любви над многолетней злобой и окаменением сердец. Той любви, которая, по слову апостола Павла, «не ищет своего» и «никогда не перестаёт». И которая прорывается в признании старого лорда адвокату Хэвишему:
— Хэвишэм, если бы мне сказали, что я полюблю ребёнка, я не поверил бы. Я всегда ненавидел детей, а своих больше чужих. Но я его люблю, и он любит меня. Меня никто не любит, и не любил, а он меня любит.
Лорд искал лишь законного наследника, чтобы сохранить родовое имение и фамилию. А нашёл чистое детское сердце, готовое пожертвовать всеми имениями ради любви.
В Англии для Седрика, как, впрочем, и для старого лорда начинается новая жизнь, полная неожиданностей и испытаний. Станет ли мальчик наследником лорда и, что намного важнее, поистине родной ему душой? Сможет ли доброта и любовь в итоге сотворить чудо? Ответы на эти вопросы — в фильме Эндрю Моргана «Маленький лорд Фаунтлерой», который стоит посмотреть всей семьёй.
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.