Как прекрасен свежий попутный ветерок, влетающий в открытое окошко автомобиля, когда ты мчишься по безлюдному шоссе, окруженному лесом, навстречу новым впечатлениям и удивительным знакомствам! Для тех, кто по многу часов томится в пробках на Садовом кольце или МКАДе, это - мечта. А для писателя Максима Яковлева – работа, которая по счастливой случайности подвернулась ему одним жарким летом, и о которой он написал свою невероятно увлекательную повесть «Время дороги».
В жизни Максиму Яковлеву довелось попробовать себя и в плотницком ремесле, и в профессии художника-оформителя. Художественное образование позволило ему серьезно работать в жанре монументального искусства, но, в конце концов, призвание писателя всё же одержало верх. После того, как в конце восьмидесятых вышла в свет его первая книга – повесть «Блаженны плачущие», стало понятно, что в литературе Яковлев всерьез и надолго. Работа экспедитором при книжной лавке одного из московских храмов, которую однажды летом ему предложил знакомый, творчеству не помешала – напротив, дала богатый и уникальный материал для следующей книги – «Время дороги».
Читая эту книгу, кажется, что Максим Яковлев писал её прямо за рулем того самого старенького «уазика», на котором развозил книги, иконы и церковную утварь по храмам и монастырям необъятной России. Такого, понятно, быть не может – и всё же каждый штрих, каждая деталь увлекательной путевой повести так свежи и Ярки, словно еще не высохшие мазки краски на тёплом холсте: Яковлев и в литературе остался настоящим художником! Казалось бы – что тут особенного: разъезжать по городкам и деревенькам, названий которых и на карте-то нет! Но автор тонко чувствует особенную, ни с чем несравнимую атмосферу таких мест, и умеет столь же тонко передать её читателю. И пусть поселок в Тверской области с неожиданным и громким названием Эммаус, страшно далёк от города Эммауса, упомянутого в Евангелии. Зато в этом посёлке даже подвипывший бармен из придорожного кафе знает историю двух апостолов, которым на пути из Эммауса в Иерусалим явился воскресший Христос!
А все эти Хорошёнки, Холохоленки, милые и уютные названия, из которых впору поэму составлять! И хочется вслед за гоголевскими «Мёртвыми душами», назвать повесть «поэмой в прозе» – так поэтичен, хоть и абсолютно современен, её художественный лад.
А еще, прочитав «Время дороги» Максима Яковлева, опять же, вслед за Гоголем, невольно думаешь: «надо проездиться по России» - и, может быть, где-нибудь в тихой деревушке со старой церковкой вдруг посчастливится обрести самого себя…
26 апреля. О важности поминовения погибших
Сегодня 26 апреля. День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах.
О важности поминовения погибших, — протоиерей Константин Харитонов.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.