
— Никуда ты не поедешь, потому что я всё равно её не приму.
— Не будет, Паша, этого. Не будет, Паша. Никогда.
Такое категоричное заявление сделала своему супругу, Павлу Олеванцеву Шура — героиня фильма Олега Бондарёва «Мачеха». Картина вышла в 1973-м, и стала лидером проката и лучшим фильмом года по версии журнала «Советский экран». Безусловно, популярность ленте обеспечивало участие звезды советского кино, актрисы Татьяны Дорониной. Но тех, кто раскупал билеты, чтобы посмотреть фильм во второй, а то и в третий раз, без сомнения, привлекал в нём не только актёрский состав. «Мачеху» называли фильмом, который в хорошем смысле переворачивает душу. По воспоминаниям зрителей, многие выходили после сеансов с заплаканными глазами.
Чем же так трогала зрителей эта житейская, в общем-то, история? Главная героиня кинокартины узнаёт, что где-то в далёком северном посёлке у мужа, оказывается, есть восьмилетняя дочь. Она родилась ещё до знакомства Павла с Шурой, о её существовании не подозревал и сам Павел. Всё выяснилось только тогда, когда у Светы — так зовут девочку — скоропостижно умерла мама. Павел твёрдо решает ехать за дочерью. Шура в панике: у них и так двое детей. Только что получили новую квартиру — можно, наконец, съехать от ворчливой матери и зажить своим домом. Чужой ребёнок в эти её планы совсем не вписывался.
Фильма «Мачеха» снят по одноимённой повести писательницы Марии Халфиной. Эту повесть прочла на страницах журнала «Огонёк» Татьяна Доронина. Актрису настолько впечатлило произведение, что она загорелась идеей его киновоплощения. Доронина сама предложила материал Олегу Бондарёву и участвовала в написании сценария. Как признавался режиссёр, им хотелось сделать фильм психологическим, камерным, спокойным и несложным по форме. Снять картину о нравственных началах человека, а главное — о преображающей силе любви.
С этой задачей создатели фильма «Мачеха» справились в полной мере. Мы видим, как меняется героиня, когда впервые видит Свету — худенькую, молчаливую девочку, поражённую недавним горем от потери матери. Искреннее и доброе сердце Шуры, вопреки житейским обстоятельствам, сразу тянется к ребёнку. Женщина окружает Свету заботой, шьёт ей обновки, покупает игрушки. Но, несмотря на все старания, девочка не идёт на контакт, молчит, отворачивается, как только с ней заговаривают. Шуре приходится очень нелегко. Каждую минуту кажется, что героиня просто не выдержит, сорвётся, сдастся. Но Шура не сдаётся. И на недоумение мужа, полагающего, что нужно быть строже и требовательнее, отвечает так:
— Растение, когда пересаживают... Что нужно, чтобы оно росло? Время и тепло, чтобы прижилось это растение. А тут живой ребёнок...
Фильм снят в простой, последовательной повествовательной манере. В нём нет специфических киноприёмов. Зато присутствует эмоциональный накал, который делает картину «Мачеха» динамичной, яркой, не отпускающей от экрана буквально ни на секунду. Режиссёр Олег Бондарёв снял ленту о любви, которая по-евангельски долготерпит и милосердствует. После просмотра фильма остаётся чувство умиротворения. И верится, что на тихий подвиг любви способен каждый из нас.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 197 зач., XIII, 3-13.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Некоторые люди, принимающие Таинство Крещения, осознают этот шаг как необратимый. Причём не только для самих себя, но и для Бога, который будто бы оказывается обязан их защищать. Но на самом ли деле крещение необратимо? Прикровенный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 13-й главы второго послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 13.
3 Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас.
4 Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас.
5 Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть.
6 О нас же, надеюсь, узнаете, что мы то, чем быть должны.
7 Молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, не для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть.
8 Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину.
9 Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны; о сем-то и молимся, о вашем совершенстве.
10 Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению.
11 Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны,- и Бог любви и мира будет с вами.
12 Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые.
13 Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь.
Помню, как лет 10 назад я спорил со своим знакомым о крещении. Он утверждал, что оно совершенно необратимо, в то время как я утверждал обратное. Смущал меня в его рассуждениях тот факт, что он отказывал человеку в свободе. Ведь если в крещении мы свободно вступаем с Богом в союз, это, как кажется, должно означать, что и выходить мы можем из этого союза также свободно. Он в свою очередь говорил о том, что при покаянии человек не крестится снова, но возвращается в Церковь, восстанавливая свою связь с Богом, а не начиная её с начала. Согрешивший отпадает от Христа, но становится отпавшим христианином, а не просто снова некрещёным. В этом я был с ним согласен, но и свобода человека в отношениях с Богом была для меня очевидна. В конце концов, если, например, человек отрёкся от веры, он же уже не христианин.
В отрывке, который мы сейчас услышали, апостол Павел призывает Коринфян задаться вопросом: в вере ли они? Казалось бы, он спрашивает о чём-то самом простом: веруют они или нет. Но для него этот вопрос не просто о самом факте веры и уж тем более не о факте принятого когда-то крещения. Для ответа на этот вопрос он предлагает им испытывать себя и исследовать свою жизнь на предмет соответствия верности Христу. Причём в верности и силе Самого Спасителя он не сомневается. Потому что хотя Христос и был распят в немощи, Он жив и действует силой Божией в каждом верующем, если только сами верующие остаются теми, кем должны быть. Дословно Павел пишет даже жёстче: «Если только вы не стали непригодными». Именно поэтому апостол молится об учениках, чтобы они творили добро и не творили зла, потому что можно формально быть крещёным, но быть непригодным для Христа самой жизнью. В этих словах апостола ответ на поставленный нами вопрос: конечно, сам факт крещения невозможно отменить, потому что история не имеет сослагательного наклонения, и, будучи крещёным, нельзя стать некрещёным, но человек может жить так, что крещение не будет приносить в его жизни никакого доброго плода.
Впрочем, апостол, не только предостерегает учеников. Он показывает им добрую перспективу и призывает радоваться, устраивать духовную жизнь, быть единомысленными и мирными, чтобы Бог любви и мира был с ними. Думаю, и нам, вступив в завет со Христом, стоит идти по этому пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Церковь и Символ веры». Петр Михайлов

У нас в студии был профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Пётр Михайлов.
Разговор шел о трудах митрополита Антония Сурожского, в частности о его размышлениях о Церкви и Символе веры.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных личности и размышлениям митрополита Антония Сурожского.
Первая беседа с епископом Переславским и Угличским Феоктистом была посвящена размышлениям вл. Антония о вере и сомнениях.
Все выпуски программы Светлый вечер