«Я пишу эту книгу, и будто вновь паломничаю», — признаётся писательница Людмила Ильюнина в предисловии к своим путевым заметкам под названием «Иерусалимские встречи или десять дней на Святой Земле». Эта книга — одновременно и дневник, и мемуары, и путеводитель и даже практическое руководство, касающееся бытовых вопросов паломничества, — утверждает автор. Однако о главном достоинстве, вероятно из скромности, умалчивает: «Иерусалимские встречи или десять дней на Святой Земле» — ещё и образец настоящей художественной публицистики — увлекательной и информативной, дающей богатую пищу и уму, и сердцу.
Самой по себе поездкой в Иерусалим в наше время, вероятно, уже мало кого удивишь — теоретически любой сегодня может купить билет, сеть на самолёт... Но именно поэтому книга Людмилы Ильюниной особенно актуальна. Она помогает увидеть Святую Землю не как привычный туристический объект, а, прежде всего, как место, где вершились великие события Ветхого и Нового Завета, которые там, в Иерусалиме, кажутся невероятно близкими.
Автор проводит нас через израильскую таможню с её суровыми пограничниками, помогает ответить на все их каверзные вопросы и из прохлады аэропорта Бен-Гурион в Тель-Авиве выводит в тридцатиградусную ноябрьскую жару. А потом... Потом начинается невероятное, полное событий, любопытных открытий и удивительных переживаний путешествие.
Читатели побывают в Храме Воскресения Христова, где вместе с автором переживут неповторимые минуты наполненности почти осязаемым Божественным присутствием, которого не умаляют ни щёлкающие фотоаппаратами туристы, ни внушительная очередь к Кувуклии — Гробу Господню. Иерусалим, по мнению Людмилы Ильюниной, вообще — город контрастов. Над темницами, в которых были заключены Варрава и два безымянных евангельских разбойника, распятых вместе со Христом — жилые квартиры; на Виа Долороса — Скорбном Крестном пути — весело галдят мальчишки из расположенной рядом школы. Бывают и курьёзы: например, на месте геены огненной — так в Евангельские времена называли огромную иерусалимскую свалку, на которой день и ночь горел мусор и нечистоты — сегодня расположился элитный городской район... Зато на Поле пастушков, том самом, где ангел возвестил пастухам о рождении Христа, кажется, за тысячелетия ничего не изменилось. А в Гефсиманском саду горячий ветер шелестит листьями древних маслин, видевших моление Иисуса и слышавших Его слова: «Пронеси мимо чашу сию...»
В финале повествования автор делает неожиданный, и, кажется, очень точный вывод: если в сердце Бог — везде Иерусалим. И даже те, кто там никогда прежде не бывал, прочтя книгу Людмилы Ильюниной, надолго запомнят Иерусалимские встречи — слово сами провели эти долгие и благодатные десять дней на Святой Земле.
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия
Помощь приюту для детей и подростков в городе Старице
В городе Старица Тверской области уже 30 лет работает центр социальной реабилитации для детей и подростков. Здесь ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят приют и поддержку.
Максим оказался в этом центре, когда ему было 14 лет. Но попал он сюда не один, а вместе с братьями и сёстрами. Всего их — шестеро, Максим — самый старший. Ребята очень дружные, друг за друга стоят горой. Повзрослеть им пришлось рано. Их папа и мама пристрастились к алкоголю и настолько погрузились в зависимость, что так и не смогли стать для детей ответственными и любящими родителями. Поэтому ребята росли сами по себе.
В приюте Максим, его браться и сёстры наконец-то обрели поддержку и ощущение безопасности. Все шестеро оказались в тепле и уюте, окружённые заботой. Пока дети находились в центре, отец и мать совсем не навещали ребят и упорно отказывались от помощи специалистов. Поэтому со временем их лишили родительских прав.
Сотрудники центра социальной реабилитации переживали за судьбу братьев и сестёр, они понимали — если ребят направят в детский дом, их обязательно разлучат. К счастью, специалистам удалось вовремя найти для подопечных семью. Сейчас все шестеро живут под одной крышей в любви и заботе.
Ежегодно через центр социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области проходят десятки подопечных. Команда центра старается сделать их жизнь в стенах учреждения максимально комфортной. Недавно появилась необходимость обновить бытовую технику и мебель в детских комнатах. Узнать об этом больше и поддержать приют для детей в городе Старице можно на сайте фонда «Рука помощи»: fondrp.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к святости». Священник Михаил Словцов
У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.
Мы размышляли над смыслами евангельского чтения об апостолах, желающих сесть по правую и левую руку Христа в Его царстве и об ответе Иисуса на эту просьбу: о пути к святости, о неизбежности гонений на христиан и страданий за веру и о том, что на практике могут означать слова Спасителя: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою».