
Мне кажется, что способность любить — это дар Божий. Талант. Как всякий талант, часто его просто закапывают. Но, слава Богу, есть люди, которые преумножают вверенный Господом талант. И одаривают любовью других. Мне посчастливилось встретить человека, в котором я с первой минуты почувствовала щедрый дар любви.
Однажды в моей работе на телевидении наступил чудесный период. Наша студия получила заказ на серию телефильмов о российских монастырях. Мы отправились в один из областных центров, чтобы получить благословение на съемки у местного архиерея. Мы уже понимали, какие нужны места съемок, кто станет героями будущей телепрограммы. На встрече с архиереем все это изложили. Епископ одобрил тему фильма, похвалил наши задумки, поддержал желание снимать в выбранном нами монастыре. Благословил. Правда, он назвал еще несколько мест в епархии по его мнению интересных для телевизионщиков. Но ни на чем не настаивал.
Посмотрев на часы, владыка вдруг сделал нам предложение, от которого мы не могли отказаться:
— Вы ведь на завтра осмотр объектов съемки запланировали? Значит, сегодня у вас полдня свободны. А у нас как раз машина с водителем осовободилась. Съездите в городок неподалеку как паломники, посмотрите на храмы, обители. Не пожалеете!
Через минуту владыка уже договаривался по телефону с настоятельницей одного из монастырей:
— Матушка, к вам через час наши гости из Москвы приедут. Встретите их? Да? И блинами в честь масленицы накормите? Замечательно!
Мы поехали. Небольшой монастырь в 40-ка километрах от областного центра показался мне обителью спустившейся на высокую заснеженную горку с небес.
Мы вошли в храм, осмотрелись, приложились к иконам, к мощам еще неизвестного мне тогда преподобного. И тут и произошло самое главное, ради чего веду этот рассказ. Мы увидели, что к нам идет игумения — поняли по наперсному кресту. Не могу сказать, улыбалась она или нет, просто не помню. Ни одного слова она еще не успела сказать, а я уже почувствовала, что матушка нас любит. Не за что. Любит, просто, потому что мы есть. Любит двух совершенно незнакомых ей людей, о существовании которых еще час назад она вообще не знала. Но вот, Господь послал нас к ней — и в ее сердце сразу нашлось для нас место.
Я потом увидела многие свидетельства того, что сердце этой женщины вмещает в себя вообще всех живущих в этой дивной обители. Но больше всего любви и нежности игумении доставалось девочкам-сиротам, которые обрели в монастыре родной дом и семью. И маму — только так они называли матушку.
Мы сидели в трапезной, поглощали блины с монастырской сметаной, слушали рассказ настоятельницы и грелись. Нет, я, конечно, не о физическом тепле говорю, хотя и горячий чай тоже был кстати. Нас согревала любовь. Настоящая, христианская, евангельская. Сложно описать словами мир, покой, душевную тишину. А забыть вообще невозможно. Понимаете, я помню это состояние, несмотря на то, что прошло уже много-много лет!
Потом мы гуляли по монастырским владениям. И режиссер, который по пути в обитель ворчал — мол, мы, конечно, едем в этот городишко из уважения к владыке, но снимать-то все равно будем в областном центре... Так вот, наш непривычно притихший Александр окинул монастырь то ли профессиональным, то ли вдруг открывшимся духовным взглядом и произнес:
— А ведь здесь тоже можно красиво снять... Я уже даже вижу, как кадр построить... А такая героиня фильма, как матушка, вообще подарок судьбы...
В общем, благодаря мудрости владыки, который, видимо, не сомневался в результате нашего маленького паломничества, мы зачастили в этот любвеобильный провинциальный монастырь. Сначала — чтобы снять про него передачу. Потом — для того, чтобы помолиться и согреться любовью. И, может быть, хоть немного ей научиться.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер